Соблюдение прав человека в местах принудительного содержания

Раздел III. Основные аспекты соблюдения прав и свобод человека в Хабаровском крае
 

Глава IX. Соблюдение прав человека в местах принудительного содержания
 

     14 декабря 1990 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций были утверждены основные принципы обращения с заключенными. Первый и пятый принципы провозглашают, что все заключенные пользуются уважительным отношением ввиду присущего им достоинства и их значимости как людей. За исключением тех ограничений, необходимость которых явно обусловлена фактором заключения в тюрьму, все заключенные пользуются правами и фундаментальными свободами, изложенными во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах и Факультативном протоколе к нему, а также правами, которые изложены в других пактах Организации Объединенных Наций.

     Статья 2 Конституции Российской Федерации объявляет человека, его права и свободы высшей ценностью. Государство тем самым законодательно определило свое отношение к гражданам, в том числе и к лицам, преступившим закон. Права и свободы осужденных подлежат такой же защите со стороны государства, как и права и свободы правопослушных граждан. Недаром в статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации отмечено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. Часть 2 статьи 7 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

     Именно в уважении личности осужденного, его человеческого достоинства должна проявляться сила России как демократического и правового государства.

     Международно-правовые акты, а также национальное уголовно-исполнительное законодательство не включают в себя положений, дающих возможность причинить осужденному излишние страдания, мучения, унижение. Более того, в период отбывания наказания государство берет на себя обязанность обеспечить такие условия отбывания наказания и такое обращение с осужденными, которые в полной мере соответствовали бы достойному существованию человека. Эта обязанность проистекает и из положений статьи 21 Конституции Российской Федерации, установившей, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

     Таким образом, при исполнении наказаний осужденным должны гарантироваться права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные лишены свободы, но не своих прав. Именно из данной позиции исходит Уполномоченный при осуществлении своей деятельности по защите прав и законных интересов лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Однако, как показывает первый опыт работы Уполномоченного с такой категорией граждан, их права и законные интересы, провозглашенные федеральным законодательством, обеспечиваются не в полном объеме. Это связано, прежде всего, с социально-экономическими возможностями страны, излишней закрытостью исправительных учреждений, отсутствием надлежащего общественного контроля, трудностями в решении медицинских и санитарно-бытовых проблем, «копившихся» десятилетиями, равнодушием и ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей некоторыми работниками исправительных учреждений.

     При этом необходимо отметить, что за период деятельности Уполномоченного у него сформировались достаточно тесные деловые взаимоотношения с управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, а также с органами прокуратуры в области обеспечения прав и законных интересов следственно-арестованных и осужденных.

     В развитие Соглашения о сотрудничестве между Уполномоченным по правам человека в Хабаровском крае и управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю от 10 июля 2007 года был разработан план совместных посещений в 2008 году учреждений исправительной системы, находящихся на территории края. В результате Уполномоченный и сотрудники его аппарата побывали во всех следственных изоляторах и исправительных учреждениях края (4 СИЗО и 10 колониях), ознакомились с условиями содержания заключенных, их медико-санитарным обслуживанием, проблемами трудовой занятости, а также оказанием помощи в социально-трудовой адаптации освобождаемых граждан.

     В каждом СИЗО и исправительном учреждении были организованы личные приемы Уполномоченного, на которых осужденные, об-виняемые и подозреваемые могли высказать свои жалобы, заявления и предложения. После каждого посещения в адрес руководителя УФСИН направлялся подробный анализ состояния дел по соблюдению прав и условий содержания лиц, находящихся в СИЗО и исправительных колониях.

     В 2008 году в адрес Уполномоченного поступило 459 заявлений и жалоб от лиц, содержащихся в следственных изоляторах и учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (в 2007 году - 181 обращение). С одной стороны, это говорит о наличии проблем, возникающих у заявителей и требующих разрешения с участием Уполномоченного, а с другой стороны, такое количество обращений и жалоб свидетельствует о реализации начальниками учреждений и руководством управления ФСИН по краю прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных на подачу предложений, заявлений и ходатайств.

     На диаграмме 10 указан основной характер обращений.

     Плановые выездные посещения СИЗО и исправительных учреждений, содержание письменных и устных обращений, с которыми подозреваемые, обвиняемые и осужденные обращались к сотрудникам аппарата и лично к Уполномоченному во время приемов свидетельствуют о том, что в большинстве учреждений уголовно-исполнительной системы есть значительные проблемы при реализации гражданами своих прав и законных интересов.

     В ежегодном Докладе Уполномоченного о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Хабаровского края за 2007 год уже отмечалось, что одной из основных и острых проблем, которые возникают при обеспечении прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах и исправительных колониях, является превышение лимита, находящихся в них лиц. За прошедший год данная ситуация коренным образом не изменилась.

     Такое положение дел приводит к нарушению статьи 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления», которой установлено, что норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

     Все это порождает правомерные жалобы граждан. Например, в адрес Уполномоченного поступила жалоба осужденного А. (дело № 858/А от 01.09.2008) о превышении лимита лиц, содержащихся в камерах СИЗО №1 и отсутствии спальных мест.

     После запроса Уполномоченного прокуратурой Кировского района г. Хабаровска на имя начальника управления ФСИН по краю были внесены представления о нарушении действующего законодательства.

     Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю пытается решить данную проблему путем направления подозреваемых и обвиняемых для содержания в помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора (ПФРСИ), созданных при исправительных колониях. Однако особого эффекта такие действия не приносят.

     Основные причины переполнения следственного изолятора остались теми же - это длительное рассмотрение судами уголовных дел, неприменение иных мер пресечения при совершении гражданами незначительных преступлений и преступлений средней тяжести, содержание в СИЗО №1 транзитно-пересыльных осужденных, ожидающих отправки в исправительные учреждения.

     Улучшить условия содержания подозреваемых и обвиняемых в следственном изоляторе позволит недавно принятый в эксплуатацию новый режимный корпус СИЗО №1 на 300 мест.

     При посещении сотрудниками аппарата Уполномоченного СИЗО №3 г. Николаевска-на-Амуре также были выявлены отдельные факты несоблюдения санитарной площади в камерах на одного человека. При этом лимит наполнения изолятора превышен не был. На момент посещения СИЗО №3 (июль 2008 года) в нем находилось 105 человек при лимите в 209 человек. В наличии имелись свободные камеры. На указание сотрудников аппарата Уполномоченного о нарушении Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» работники следственного изолятора свои действия обосновали необходимостью укрепления безопасности и оперативного режима.

     Подобный недостаток характерен и для исправительных учреждений. Так, на день посещения Уполномоченным и сотрудниками аппарата исправительных колоний №№ 5, 12 и 13 было установлено значительное превышение лимита осужденных.

     Такое состояние дел является нарушением части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, а в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров.

     Управление Федеральной службы исполнения наказаний по краю признает, что действительно данные учреждения переполнены, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в части соблюдения нормы жилой площади для осужденных нарушен. Однако для того, чтобы исправить ситуацию, нужны серьезные финансовые и административные решения Федеральной службы исполнения наказаний России.

     Необходимо отметить, что главными целями наказания являются исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений, возвращение обществу социально полезной личности, а отнюдь не месть за ранее совершенное преступление. Эти цели должны достигаться широким комплексом мер правового, организационного, психолого-педагогического характера, которые необходимо применять к осужденным в период отбывания наказания, так и после их освобождения.Статья 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации к основным средствам исправления осужденных относит установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие.

     Однако, такое важное средство исправления осужденных, как общественно полезный труд, слабо используется управлением Федеральной службы исполнения наказаний по краю. По данным Управления Министерства юстиции по Дальневосточному федеральному округу, за I полугодие 2008 года к оплачиваемым работам привлекалось 1745 осужденных, что составляет 16,1 процента от общего количества спецконтингента. За аналогичный период 2007 года к труду было привлечено 20,1 процента.

     При этом постановлением Губернатора Хабаровского края от 10 февраля 2006 года № 29 «О мероприятиях по поддержке деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы Хабаровского края на период 2006 - 2008 годов» поручено отраслевым министерствам края, иным органам исполнительной власти края организовать работу по оказанию содействия в организации производственной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы.

     Однако посещения исправительных учреждений убеждают, что эти правовые акты не находят своей реализации. Практика размещения краевых государственных заказов показывает, что заказчики не спешат применять статью 14 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Тем более, что федеральный бюджет не предусматривает компенсации затрат заказчикам за предоставление преференций учреждениям уголовно-исполнительной системы.

     Длительный отрыв от общества, трудового коллектива, семьи ведет к утрате осужденным социально полезных связей. Поэтому при исполнении наказания необходимо уделять самое серьезное внимание трудовому и бытовому устройству осужденных, оказанию им психологической помощи. Привлечение осужденных к общественно полезному труду необходимо в первую очередь для привития им способности обеспечивать свое существование за счет общественно полезной деятельности, а не совершения преступлений. Кроме того, решение этой проблемы позволит значительно усилить качество исполнения решений судов по взысканию долгов истцам и потерпевшим, выплате алиментов на детей, в том числе детям, находящимся в детских домах и интернатах, погасить затраты на содержание самого осужденного.

     Необходимо отметить, что активно на обсуждение и решение этой трудной задачи откликнулся Совет по предпринимательству при Губернаторе Хабаровского края. Его актив запросил подробную информацию об имеющихся резервах неиспользуемых производственных мощностей, у управления Федеральной службы исполнения наказаний по краю, о свободных трудовых ресурсах. Характеристика производственного сектора уголовно-исполнительной системы края, перечень основной номенклатуры выпускаемой продукции, а также контактная информация была доведена до председателей Советов по предпринимательству при главах городских округов и муниципальных образований. Аналогичная информация размещена на Интернет-сайте «Малый бизнес Хабаровского края». Хочется надеяться, что эта информация будет востребована работодателями.

     Вызывает беспокойство и тот факт, что администрации исправительных колоний продолжают нарушать законодательство об оплате труда и отдыха работающих осужденных.

     По-прежнему часто поступают к Уполномоченному жалобы по вопросам медико-санитарного обеспечения осужденных. Особенно многочисленны жалобы из женской исправительной колонии № 12. Посещение Уполномоченным этого учреждения (январь 2008 года) показало что, руководство колонии не владеет информацией об организации деятельности и материальной обеспеченности медицинской службы учреждения, неудовлетворительно организовала работу по информированию осужденных о порядке реализации их прав на медицинское обеспечение.

     По результатам служебной проверки, проведенной управлением Федеральной службы исполнения наказаний по краю, начальник медицинской части и начальник учреждения ИК №12 были привлечены к дисциплинарной ответственности.

     К сожалению, сложившаяся система здравоохранения в исправительных учреждениях не позволяет в должной мере обеспечить право осужденных на охрану здоровья, включая получение медико-санитарной и специализированной помощи. В колониях и лечебно-исправительных учреждениях просто отсутствует необходимая медицинская техника для проведения операций и оказания помощи пациентам.

     Приведем пример. В адрес Уполномоченного обратился осужденный Т. (дело № 101/Т от 04.02.2008) о неоказании ему в исправительной колонии своевременной медицинской помощи. В своем ходатайстве он указывает, что за время пребывания в СИЗО №2 г. Комсомольска-на-Амуре он перестал видеть правым глазом. При поступлении в ИК № 8 врач определил необходимость операции и осужденного Т. этапировали в ФГУ ЛИУ №2 Еврейской автономной области для дальнейшего обследования. Однако в связи с тем, что в данном лечебном учреждении отсутствует необходимое медицинское оборудование, в хирургической операции было отказано.

     В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 августа 2006 года № 264 «Об утверждении перечней лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы для оказания медицинской помощи осужденным» мужчины, отбывающие наказание в Хабаровском крае, с офтальмологической патологией должны направляться на стационарное лечение в ЛПУ № 1 ГУФСИН России по Красноярскому краю. Однако на запрос о госпитализации осужденного Т. был получен отказ из-за отсутствия технической возможности по проведению оперативного вмешательства. Осужденному было рекомендовано обследование и оперативное лечение только после освобождения. Единственное, чего удалось добиться Уполномоченному - это дополнительная консультация у врача-офтальмолога с последующим оформлением документов на медико-социальную экспертизу.

     Проблема по обеспечению медицинской техникой наблюдается и в СИЗО №3 г. Николаевска-на-Амуре. Там нет рабочего рентген-аппарата, стоматологическое кресло имеет 100-процентный износ. При плановом посещении сотрудниками аппарата Уполномоченного этого изолятора (июль 2008 года) было установлено, что журнал амбулаторного приема пациентов и медицинские карточки следственно-арестованных и осужденных ведутся с грубейшими нарушениями, отсутствуют записи об осмотре пациентов врачом и рекомендуемом лечении.

     Продолжает оставаться на контроле Уполномоченного проблема по обеспечению прав осужденных на получение копий материалов по уголовным делам. Жалобы на отказ судов предоставить необходимые копии процессуальных документов продолжают поступать в адрес Уполномоченного.

     Так, поступила жалоба осужденного В. (дело № 135/В от 11.02.2008), в которой было указано, что Краснофлотский районный суд г. Хабаровска отказал осужденному представить копии процессуальных документов по его уголовному делу, а также сообщить какую государственную пошлину он должен заплатить для их получения. Данные документы нужны были осужденному для дальнейшего обжалования приговора суда. При повторном обращении в суд осужденный снова получил отказ. Главная причина - на судебные органы законом не возложена обязанность по ксерокопированию уголовных дел. Осужденный В. полагал, что такое бездействие суда нарушает его право на доступ к правосудию, а также ему не предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. После вмешательства Уполномоченного все необходимые документы были высланы осужденному.

     На взгляд Уполномоченного, при рассмотрении такого рода обращений необходимо руководствоваться не только формальными нормами закона, но и понимать, что само нахождение осужденных в местах лишения свободы, длительное получение копий процессуальных документов, отсутствие денежных средств для уплаты государственной пошлины создают серьезные, порой непреодолимые, трудности при реализации прав граждан на доступ к правосудию и судебную защиту.

     Медленно решается проблема по выдаче осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, паспортов граждан Российской Федерации. Согласно статье 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации паспорт освобождаемого от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, его трудовая книжка и пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки при освобождении. При отсутствии этих документов в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения должна заблаговременно принимать меры по их оформлению. В случае необходимости получения нового паспорта, расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного. Если у него нет средств на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства.

     Основными причинами отсутствия паспортов в личных делах осужденных являются: наличие в них отказа в оформлении паспорта в связи с тем, что документ находится у родственников; отсутствие сведений о гражданстве; несвоевременное поступление документов (в том числе ответов на запросы) из следственных органов и судов, изымавших паспорт гражданина Российской Федерации, а также длительное оформление паспортов территориальными подразделениями федеральной миграционной службы в местах дислокации исправительных учреждений.

     В итоге в 2008 году 1652 осужденным оформлены паспорта, 639 человек освобождены из мест лишения свободы без документирования паспортом гражданина Российской Федерации (данные УФСИН по краю). Отсутствие у осужденных паспортов при освобождении создает серьезные трудности по их дальнейшей социальной и трудовой реабилитации, бытовому устройству, будет способствовать совершению новых преступлений.

     К Уполномоченному регулярно поступают жалобы осужденных, которым по решениям судов отказано в условно-досрочном освобождении от дальнейшего наказания. По данным управления Федеральной службы исполнения наказаний по краю, в 2008 году 908 осужденным было отказано в применении условно-досрочного освобождения (1245 человек освобождено с применением УДО).

     Регулярные посещения сотрудниками аппарата Уполномоченного исправительных колоний убеждают, что многие права, которые предусмотрены уголовно-исполнительным законодательством страны, просто не предоставляются осужденным либо произвольно ограничиваются администрациями учреждений. Отдельные дополнительные услуги, которые могут предоставляться осужденным исправительными учреждениями, не востребованы, так как у осужденных нет собственных средств либо они не осведомлены о своих правах. Это касается, прежде всего, решения бытовых вопросов.

     Так, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений предусматривают, что для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях организуются магазины, работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету. Посещение исправительных колоний показывает, что в большинстве из них ежедневно работающих магазинов нет.

     Кроме того, осужденные по своему желанию могут за счет собственных средств пользоваться услугами предприятий коммунально-бытового обслуживания, расположенных в районе дислокации исправительного учреждения. Как свидетельствуют обращения осужденных, администрации исправительных учреждений неохотно идут на удовлетворение дополнительных просьб осужденных.

     Так, в адрес Уполномоченного поступила жалоба осужденного С. (дело № 654/С от 03.08.2008) об отказе начальника колонии ИК № 11 сделать необходимые ксерокопии судебных документов. Свои действия начальник колонии обосновал тем, что совершать такие действия не положено и закон не обязывает его удовлетворять такие заявления. Осужденный был вынужден обратиться за защитой своих прав к Уполномоченному.

     Комсомольская-на-Амуре прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях провела проверку по обращению Уполномоченного. Факты нарушения начальником ИК №11 прав осужденного нашли свое подтверждение. В адрес руководства прокуратурой было вынесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.

     Халатность и ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей работниками исправительных учреждений приводят к нарушению прав осужденных. В адрес Уполномоченного поступает достаточное количество обращений из исправительных учреждений края, в которых содержатся просьбы об оказании юридических консультаций, разъяснении положений законодательства о правах осужденных и их детей, порядке обжалования судебных постановлений, процедуре обращения в Европейский Суд по правам человека. Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае по каждому обращению дают подробные разъяснения и консультации. В том числе с выездом для решения вопросов на местах.

     В 2009 году для этой категории лиц будет выпущен специальный информационный правовой сборник «Как защитить права человека». Планируются и другие мероприятия по оказанию правовой помощи осужденным. Необходимо отметить, что подобная работа напрямую возложена на сотрудников администраций учреждений уголовно-исполнительной системы. Критерием ее эффективности, безусловно, является количество поступивших обращений.

     Особое внимание в 2008 году Уполномоченный уделил проблеме обеспечения прав и законных интересов лиц, находящихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел края. За год сотрудники аппарата Уполномоченного посетили ИВС УВД по краю, ИВС ОВД по муниципальному району имени Лазо, Николаевскому, Ванинскому, Советско-Гаванскому, Амурскому, Солнечному муниципальным районам и ИВС УВД по г. Комсомольску-на-Амуре. Руководители краевого УВД активно пошли на взаимодействие с институтом Уполномоченного. В результате 23 июля 2008 года было подписано Соглашение о сотрудничестве, которое определило согласованный порядок и основные формы взаимодействия этих государственных органов по соблюдению, восстановлению нарушенных прав и свобод жителей края.

     Посещение изоляторов временного содержания показало, что во многих из них условия содержания задержанных не соответствуют требованиям действующего законодательства.

     По этим и другим нарушениям Уполномоченный направлял на имя начальника УВД по краю письма об устранении выявленных нарушений. Должностные лица органов внутренних дел, виновные в нарушении законодательства, а также за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, привлекались к дисциплинарной ответственности. Конечно, данные меры существенно не повлияли на изменение ситуации с соблюдением прав и законных интересов лиц, содержащихся в изоляторах, но Уполномоченный продолжит свои усилия по обеспечению и защите прав данной категории граждан. Плановые посещения сотрудниками аппарата Уполномоченного изоляторов временного содержания органов внутренних дел будут продолжены в 2009 году.

     Активная работа Уполномоченного по обеспечению и защите прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных убеждает, что такая деятельность должна носить постоянный и системный характер.