Проблемы соблюдения прав человека в местах принудительного содержания

Раздел IV. Основные аспекты соблюдения прав и свобод человека в Хабаровском крае
 

Глава VIII. Проблемы соблюдения прав человека в местах принудительного содержания
 

     В соответствии со статьей 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

     Благодаря данному праву утверждается и провозглашается приоритет личности и ее прав, в том числе гарантируется право на свободу и личную неприкосновенность. Вместе с тем, государство вправе и обязано  использовать механизмы принуждения в отношении лиц, совершивших преступления или иные противоправные деяния.

     В связи с этим неотчуждаемое право на личную свободу, принадлежащее каждому человеку от рождения, может быть ограничено при аресте, заключении под стражу либо при лишении гражданина свободы на основании приговора суда. И здесь необходимо, чтобы органы, применяющие принуждение к человеку, соблюдали принципы и нормы международного и национального права.

     Статья 10 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года устанавливает, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущее человеческой личности. Пенитенциарной системой для заключенных должен предусматриваться такой режим, существенной целью которого является их исправление и социальное перевоспитание.

     В свою очередь, целями уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений.

     К сожалению, на практике данные положения международного права и российского законодательства не соблюдаются. За основу берется только наказание преступника, а не его исправление.

     На территории края находится 10 исправительных учреждений (1 исправительная колония особого режима, 4 исправительных колонии строгого режима, 4 исправительных колонии общего режима, 1 колония-поселение) и 4 следственных изолятора. По данным управления Федеральной службы исполнения наказаний по краю, на 1 декабря 2007 года в исправительных колониях содержится 10715 осужденных, в исправительных колониях общего режима - 1318 женщин. В следственных изоляторах и в помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора, содержится 2628 человек, из них - 189 несовершеннолетних и 244 женщины.

     Эти показатели не могут не беспокоить Уполномоченного. За 2007 год в его адрес поступило 181 заявление и жалоба от лиц, содержащихся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний. В диаграмме указан характер обращений:

     Учитывая закрытость исправительных учреждений, 10 июля 2007 года между Уполномоченным по правам человека в Хабаровском крае и управлением Федеральной службы исполнения наказаний по краю было заключено соглашение о сотрудничестве. В рамках соглашения стороны договорились осуществлять взаимодействие посредством:

      информационного обмена о фактах нарушения прав и свобод человека в исправительных учреждениях края;

организации мероприятий (совместные проверки, выезды рабочих групп) по выявлению, устранению и предупреждению нарушений прав человека в уголовно-исполнительной системе;

разработки предложений по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства, приведения его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по краю:

оказывает содействие Уполномоченному при проверке жалоб и заявлений, поступивших в его адрес от лиц, содержащихся в исправительных учреждениях края;

включает в план своих мероприятий предложения Уполномоченного о совместной проверке фактов нарушения прав человека в исправительных учреждениях;

приглашает Уполномоченного к участию в работе своих коллегиальных и совещательных органов, совместно проводить совещания, семинары, конференции по наиболее актуальным вопросам защиты прав человека в исполнительной системе.

     Помощник начальника по соблюдению прав человека в УФСИН по краю включен в состав Общественного совета при Уполномоченном.

     В августе 2007 года сотрудники аппарата приняли участие в работе «круглого стола», организованного УФСИН по теме: «Дети в тюрьмах России. Кто виноват и что делать?». За «круглым столом» состоялся предметный разговор по обсуждаемой проблеме, высказаны предложения об улучшении ситуации по защите прав детей, находящихся в уголовно-исполнительной системе.

     В рамках Соглашения Уполномоченный побывал в СИЗО-1 города Хабаровска, проверены СИЗО-2 города Комсомольска-на-Амуре, исправительные колонии №№ 3, 8, 11, 12, 13 и 22.

     Основная цель - ознакомление с положением дел в данных исправительных учреждениях, проведение личных встреч Уполномоченного и сотрудников аппарата с лицами, подавшими письменные жалобы в адрес Уполномоченного.

     Проверками установлены нарушения Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья, приказов Министерства юстиции России.

     В следственных изоляторах превышен лимит содержащихся в них лиц, что является грубейшим нарушением статьи 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в которой определено, что норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

     В отдельных камерах подозреваемые и обвиняемые не обеспечены спальными местами. При этом, статьей 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и пунктом 40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2995 года № 189, установлено, что подозреваемым и обвиняемым предоставляются индивидуальные спальные места.

     Данная ситуация не может не вызывать беспокойства, так как в следственных изоляторах содержатся граждане, которые еще не признаны судом преступниками. Однако они уже помещаются в условия, мало соответствующие понятию «человеческое достоинство». На наш взгляд, применение к обвиняемым и подозреваемым такой меры пресечения, как заключение под стражу, не всегда оправдано. При незначительных преступлениях и преступлениях средней тяжести судам необходимо активнее принимать решения об избрании таких мер пресечения, как подписка о невыезде и надлежащем поведении, домашний арест и залог. Все это позволит снизить воздействие уголовно-исполнительной системы на психическое и физическое состояние человека, даст возможность уменьшить количество лиц, содержащихся в следственных изоляторах.

     Еще одной причиной, способствующей переполнению следственных изоляторов, является нарушение судами сроков обращения к исполнению вступивших в силу приговоров. Согласно статье 390 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, приговор обращается к исполнению судом первой инстанции в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции.

     Несвоевременное направление судами распоряжений об исполнении приговоров не только способствует переполнению следственных изоляторов, но и нарушает права осужденных отбывать наказание в исправительном учреждении, вид которого определен приговором суда.

     Кроме того, на переполняемость камер в СИЗО-1 города Хабаровска влияет и то, что в следственном изоляторе содержатся лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений в Еврейской автономной области. В настоящее время там содержатся 265 человек, числящихся за судами либо правоохранительными органами Еврейской автономной области. Таким образом, Федеральной службе исполнения наказаний, управлению ФСИН по краю нужно активней решать вопрос о строительстве в данном субъекте Российской Федерации своего следственного изолятора.    

     Решению вопроса перелимита в СИЗО-1 должно помочь окончание строительства пристройки к следственному изолятору. В настоящее время строительство идет активными темпами. Здание будет соответствовать всем техническим и строительным нормам, предъявляемым к такому роду сооружению.

     Проблема обеспечения нормой жилой площади в расчете на одного осужденного актуальна для исправительных колоний края. В соответствии с частью 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Посещение исправительных колоний № 8 и № 11 показало, что там такая норма не соблюдена.

     Особо хочется отметить проблему привлечения осужденных к труду. Согласно статье 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрациями исправительных учреждений. Они обязаны привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

     Посещение аппаратом Уполномоченного исправительных колоний показывает, что управление Федеральной службы исполнения наказаний по краю в полном объеме не принимает меры по привлечению осужденных к труду. Тысячи трудоспособных мужчин не заняты общественно полезным трудом. Те небольшие работы, которые связаны с самообслуживанием учреждений, подсобные хозяйства не снимают остроты данной проблематики.

     Основная причина - низкая загрузка производственных фондов исправительных учреждений, отсутствие заказов на продукцию, выпускаемую колониями. Следствием этого является дефицит денежных средств у осужденных. Данные средства могли бы быть использованы на улучшение их содержания, на компенсацию долгов потерпевшим (истцам) по гражданским искам, направлены на выплату алиментов, погашение других обязательных платежей.

     Следует признать, что самостоятельно решить проблему трудоустройства осужденных управление Федеральной службы исполнения наказаний по краю не сможет. Здесь необходимы общие усилия государства и общества, поиск нестандартных, но эффективных решений, создание условий по привлечению в данную сферу предпринимательства.

     Администрациями следственных изоляторов и исправительных колоний нарушаются права подозреваемых, обвиняемых и осужденных в части направления предложений, заявлений и жалоб в адрес Уполномоченного. Согласно статье 21 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статье 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, предложения, заявления и жалобы, адресованные уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, цензуре не подлежат и не позднее следующего  рабочего дня направляются адресату в запечатанном пакете.

     Однако на практике Уполномоченный получает не «закрытое письмо» осужденного, подозреваемого или обвиняемого, где его почтовый конверт находится в почтовом конверте администрации учреждения, а их жалобы и заявления, которые прошли официальную цензуру администрации следственного изолятора или исправительной колонии. При этом, нарушаются  сроки отправки корреспонденции, установленные федеральным законодательством. С этим мириться нельзя, так как теряется сама возможность установления факта нарушения прав и принятия мер по их восстановлению.

     Соблюдение принципа уважения человеческого достоинства, присущего каждой личности, напрямую зависит от медицинских и бытовых условий содержания в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах и исправительных колониях.

     В течение года поступали жалобы осужденных, подозреваемых и обвиняемых по нарушениям их прав на охрану здоровья, на неудовлетворительное медико-санитарное, санитарно - гигиеническое  обеспечение.

     Так, в адрес Уполномоченного поступило заявление Л. о ненадлежащем оказании медицинской помощи ее супругу, находящемуся в СИЗО-1. Как следовало из заявления Л., супруг страдает ишемической болезнью сердца, тахикардией, гипертонией высокой степени риска и нуждается в срочной госпитализации для проведения лечения. Медицинские работники СИЗО-1 не могут оказать необходимую медицинскую помощь. Для дополнительного обследования и решения вопроса о госпитализации супруга гражданки Л. аппаратом Уполномоченного был привлечен врач-кардиолог краевой клинической больницы № 2. По результатам осмотра гражданин был госпитализирован в клиническую больницу для лечения в условиях специализированного медицинского учреждения с целью исключения острой коронарной паталогии.

     По результатам личного приема, проведенного в СИЗО №2, установлены нарушения условий содержания подозреваемых и обвиняемых в части ограничения времени для принятия душа и несвоевременной замене постельного белья. Согласно пункту 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, возможность помывки в душе должна предоставляться подозреваемых и обвиняемых продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья должна осуществляется еженедельно после помывки в душе.

     Установленные нормы администрацией следственного изолятора в полном объеме не исполняются. Смена белья осуществлялась только по требованию.

     Кроме того, в ходе осмотра медицинской части была установлена нехватка перевязочного материала. Поступили четыре устные жалобы на несвоевременное и некачественное оказание медицинской помощи.

     Данные факты нарушают статью 24 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», где предусмотрено, что администрации учреждений обязаны выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых, а также статью 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, устанавливающую, что задержанные или заключенные под стражу имеют право на медицинскую помощь.

     В медицинском корпусе исправительной колонии № 11 отсутствует рабочая зуболечебная техника. И, если у осужденного болит зуб, то его просто удаляют. А ведь Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации определяет, что осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи.

     Место для проведения санитарно-гигиенических процедур осужденных в исправительной колонии № 11 расположено в здании, не сданном в эксплуатацию, и в месте, не предназначенном для этих целей.

     Приведенные нарушения федерального законодательства подтверждаются и проверкой, проведенной прокуратурой края. По ее мнению, администрации исправительных колоний, а также управление ФСИН России по краю не принимают исчерпывающие меры, гарантирующие осужденным надлежащую медико-санитарную помощь. Зачастую в исправительных учреждениях (ИК № 7 и № 8) не создается неснижаемый запас антибактериальных средств, имеется недостаток лекарственных препаратов для лечения органов пищеварения и сердечно-сосудистой системы из-за недопоставок из центрального аптечного склада УФСИН России по краю. В 2007 году медицинская часть исправительной колонии № 14 была обеспечена лекарственными препаратами и денежными средствами на их приобретение на 30 процентов от потребности.

     В исправительной колонии № 12 (женская исправительная колония в п. Заозерное) имеется недостаток гипотензивных препаратов, лекарств для лечения бронхиальной астмы, анальгетиков, спазмолитиков, препаратов инсулина и для лечения лекарственно-устойчивых форм туберкулеза и других лечебных средств. Кроме того, в этом исправительном учреждении дезинфекционная камера (1973 года выпуска), гинекологическое кресло (1983 года выпуска), стоматологическое кресло (1980 года выпуска), шкаф сушильный (1969 года выпуска), фотоэлектрокалориметр (1986 года выпуска)  имеют 100 - процентный износ.

     В исправительных учреждениях № 3 и № 12 требуется незамедлительная замена рентген-аппаратов, также имеющих 100 - процентный износ. Устаревшее оборудование не позволяет надлежащим образом проводить дополнительное обследование больных туберкулезом, выявляемых при плановых флюорографических обследованиях, производить снимки в косых и боковых проекциях, крупных костей и суставов. Отсутствие вышеуказанных лекарственных средств, медицинских приборов и инструментов, а также их большой износ не позволяют оказывать осужденным должным образом лечебно-профилактическую, санитарно - профилактическую помощь, что является нарушением требований статей 12 и 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

     В соответствии со статьей 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации паспорт освобождаемого от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, его трудовая книжка и пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки при освобождении. При отсутствии паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению. В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного. Если у него нет средств, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства.

     Однако в нарушение статьи 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за 8 месяцев 2007 года из исправительных учреждений края без паспортов освобождены 502 человека. Немало осужденных освобождается из исправительных учреждений условно-досрочно, но администрации исправительных учреждений заблаговременно мер по паспортизации осужденных не принимают. За 8 месяцев 2007 года только из исправительных колоний №№ 5, 7, 8, 11 и 14 условно-досрочно освобождены от дальнейшего отбытия наказания 94 человека. Всем им паспорта не были оформлены и не выданы по вине администраций исправительных учреждений. Все это препятствует социальной адаптации лиц, освободившихся от отбывания наказания, существенно мешает гражданам в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы. Главное: создаются предпосылки для совершения новых противоправных деяний.

     Особо хочется отметить низкое качество работы сотрудников следственных изоляторов и исправительных колоний с заявлениями и жалобами осужденных, обвиняемых и подозреваемых. Личные встречи убеждают, что администрации учреждений не в полном объеме и несвоевременно дают ответы на их заявления. Принятые решения не доводятся до сведения осужденных.

По данным управления федеральной службы исполнения наказаний по краю, в четырех следственных изоляторах, расположенных на территории края, содержатся около 200 обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений несовершеннолетних подростков. Более половины из них находятся в следственном изоляторе города Хабаровска. Исходя из анкетирования и письменного опроса, проведенного сотрудниками УФСИН,  были выявлены основные составы преступлений, которые совершаются подростками. Процентное соотношение приводится в следующей диаграмме:

     На первом месте - преступления, совершенные в сфере экономики (кража, грабеж, разбой, угон автотранспорта, мошенничество), на втором -преступления, совершенные против личности (нанесение тяжких телесных повреждений, убийство, изнасилование) и на третьем месте - преступления против общественной безопасности и общественного порядка (распространение наркотиков).

      Для несовершеннолетних подростков характерен высокий уровень  негативизма, который проявляется в различных формах - от пассивного сопротивления до активной борьбы. В связи с этим важную роль приобретает воспитательный процесс, создание более благоприятных условий содержания несовершеннолетних в следственных изоляторах. Проведенные проверки нарушений прав подростков в СИЗО-1 и СИЗО-2 не выявили. Все они обеспечены спальными местами, в камерах СИЗО-1 установлены видео- и телеаппаратура, имеются настольные игры и художественная литература. Несовершеннолетние обеспечиваются прогулками, не ограниченными по времени.

В СИЗО-1 и СИЗО-2 проводится общеобразовательное обучение несовершеннолетних, не имеющих основного среднего образования. В 2007 году в  СИЗО-1 аттестат о среднем образовании получили 12 подростков, а за период с 2005 по 2007 года - 31 несовершеннолетний. К 1 сентября в СИЗО-1 оборудовано помещение и установлен компьютер для занятий несовершеннолетних в рамках национального проекта «Образование».

Кроме того, необходимо приветствовать инициативу управления ФСИН по краю и Хабаровской епархии русской православной церкви по организации духовно-нравственных бесед с несовершеннолетними в СИЗО-1. 52 подростка прошли обряд крещения и приняли православную веру.

     Серьезное беспокойство Уполномоченного вызывает отсутствие в 2007 году жалоб из изоляторов временного содержания органов внутренних дел. Навряд ли ситуация по соблюдению прав задержанных, их медицинскому и бытовому содержанию в изоляторах временного содержания благополучна и соответствует установленным нормам. Данной проблематике, а также изучению положения дел в изоляторах временного содержания Уполномоченный уделит самое пристальное внимание в  2008 году.