Соблюдать добрые правила

24.03.2011

     Взрослые и дети

СОБЛЮДАТЬ ДОБРЫЕ ПРАВИЛА
 

     Год назад решением депутатов Законодательной думы в нашем крае была учреждена должность заместителя уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае - уполномоченного по правам ребенка. 5 апреля 2010 года к исполнению этих обязанностей приступила С.Л. Жукова, бывший депутат краевого парламента. О том, каким стал для нее первый год работы в новой должности, сегодня рассказывает Светлана Леонидовна.

     

     Весьма насыщенным был прошедший период. Обеспечение прав ребенка в рамках защиты прав человека имеет во всем мире определенные особенности, а в современной России приобретает ещё и особую остроту в связи с социальным сиротством, углублением социального расслоения общества. Поэтому с особым вниманием относимся к жалобам, касающимся нарушений прав детей. Такое повышенное внимание связано со специфическим статусом ребенка, ведь он не может сам отстаивать свои права. Согласно краевому закону, несовершеннолетний может самостоятельно обратиться к Уполномоченному по правам ребенка. Но авторами большинства обращений являются взрослые, часто это соседи или неравнодушные люди, которые не могут пройти мимо детской беды.

     Нарушения прав и законных интересов детей наблюдаются во многих сферах. Подтверждением являются 347 письменных и устных обращений в интересах детей, поступивших в 2010 году.

     С первых дней своей работы пришлось столкнуться с нарушениями прав детей, не имевших возможность посещать дошкольные образовательные учреждения, нарушением одного из основных прав человека - на труд, которое женщина не могла реализовать, так как ребенка не с кем оставить. Так, к примеру, обратилась гражданка Б. об оказании содействия в предоставлении её ребенку места в муниципальном детском дошкольном учреждении с. Некрасовка. Она сообщила, что будучи беременной, встала на очередь в детский сад. Ребенок родился в феврале 2007 года. Но прошло более трех лет, а место так и не предоставили. Хотя что Б. относится к льготной категории. Из-за невозможности устроить ребенка в детский сад заявительница не могла трудоустроиться, и вынуждена находиться на иждивении матери, заработная плата которой чуть больше семи тысяч рублей. При этом местные власти не спешили реагировать на её обращения.

     Вмешательство Уполномоченного по правам ребенка привело к положительному решению проблемы. Но остается вопрос: чем руководствовались должностные лица органов местного самоуправления, длительное время отказывая заявительнице в предоставлении места в детском саду?

     Дефицит мест в дошкольных учреждениях не выдерживает критики, особенно в краевом центре. Родители стремятся встать в очередь на место в детском саде сразу после рождения ребенка. Но это не решает их проблем. Ответ один - места заняты льготниками, обратитесь в частные детские сады. Однако таких учреждений тоже катастрофически не хватает. Да и содержание в них ребятишек обходится в непосильную для многих родителей сумму.

     Возникает вопрос: неужели в Хабаровске из 20 тысяч детей, посещающих муниципальные детские сады, все отнесены к льготной категории? Невозможность проконтролировать движение очереди справедливо вызывает недовольство и нарекания граждан. Уполномоченный по правам ребенка считает, что для снятия напряженности крайне важно сделать как можно более открытой систему распределения мест в муниципальные дошкольные учреждения. Например, в виде электронной очереди. Тогда любой сможет проверить своё место в списке и получить необходимую информацию. Но пока состояние дел таково, что наша почта постоянно пополняется обращениями граждан о нарушениях в этой сфере. Поэтому решение проблемы, конечно, будем держать на контроле.

     Не меньшего внимания требуют вопросы по соблюдению прав детей в сфере школьного образования. Безопасность условий, в которых учатся дети, доступность образовательных услуг и их качество - это только часть вопросов, волнующих родителей. При этом им, с точки зрения потребителей государственных услуг, очень важно, чтобы их мнения были услышаны теми, кто принимает управленческие решения.

     Анализируя обращения граждан, Уполномоченный по правам ребенка, к сожалению, отмечает, что с доступностью образовательных услуг у нас пока не все в порядке. И разновидностей нарушений в этой области достаточно много.

     Неправильной считаю ситуацию, когда директор школы единолично решает вопрос о праве ученика продолжить учебу в том же образовательном учреждении, где учился до этого. Например, Уполномоченному по правам ребенка поступило заявление родителей Л. о неправомерном отказе в продолжении обучения их сына в одном из лицеев. Заявители сообщали, что сын после окончания 9-го класса, успешно прошел итоговую государственную аттестацию. Однако в приеме заявления на продолжение обучения в этом же образовательном учреждении было отказано, так как, якобы, имелись препятствия, обусловленные положениями устава учреждения. Правда, ознакомить с ними родителей отказались.

     На следующий день, после настоятельных требований отца ребенка, заявление все-таки приняли. Вместе с тем, в личной беседе директор школы объяснила, что это ничего не меняет, им будет отказано. Но причину уже обозначили другую - классы набраны!

     Чиновники управления образования администрации города нарушений в действиях директора не усмотрели, а, возможно, просто не стали вникать в ситуацию. Однако Уполномоченный по правам ребенка по этому вопросу имела иное мнение. В соответствии с законом была инициирована проверка. В результате прокуратура Центрального района г. Хабаровска, установила, что в Уставе лицея закреплены соответствующие требования. Семья заявителей проживает на территории района, относящегося к этому учебному учреждению. Кроме того, ребенок проходил обучение и закончил 9 классов именно в данном лицее. Руководством лицея допущены нарушения законодательства об образовании, которые существенно ущемляют права несовершеннолетнего и его родителей на реализацию права выбора учебного учреждения. В связи с этим прокуратурой на имя директора лицея и начальника управления образования администрации города внесены представления о принятии мер по устранению выявленных нарушений.

     В нашей жизни есть проблемы по качеству медицинского обслуживанию детей, их лекарственному обеспечению и обеспечению детей-инвалидов средствами реабилитации.

     Беспокоят сигналы о жестоком обращении с детьми в школе или даже дома. Зачастую факты неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних в семье не считаются жестоким обращением к ребенку и заслуживающими особого внимания общественности. Поэтому, к сожалению, основная часть нарушений прав детей в семьях остается скрытой. Между тем, это является наиболее распространенным правонарушением в отношении детей. Как правило, судьба ребятишек, родители которых страдают алкоголизмом, наркоманией или психическими заболеваниями, складывается весьма трагически, если вовремя не вмешаться. Поэтому выражаю особую благодарность людям, гражданская позиция которых не позволяет оставаться равнодушными к проблемам таких детей. В прошедшем году граждане не раз информировали Уполномоченных о нарушениях в отношении несовершеннолетних в семье. Сегодня это можно сделать по телефону: (4212) 302-301.

     Категория детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в детских домах и школах-интернатах, находится под особым вниманием краевого правозащитного института со дня его становления. Ежегодно Уполномоченные и сотрудники аппарата посещают такие учреждения, расположенные на территории края. Не стал исключением и 2010 год. Так, в течение минувшего года посетили детские дома, школы-интернаты, дома ребенка и другие детские социальные учреждения в Ванинском, Советско-Гаванском, Николаевском, Вяземском муниципальных районах и муниципальном районе имени Лазо.

     Итоги выездных мероприятий убедили в том, что в детских домах и школах-интернатах немало проблем, типичных для других подобных учреждений в крае.

     Зачастую дети размещаются в спальных помещениях с нарушением норм наполняемости. Вновь приходится говорить о недостаточности внимания руководителей учреждений комплектованию помещений мягким инвентарем и мебелью, их своевременной замене либо ремонту.

     Особую тревогу вызывает состояние жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенных в государственные учреждения. Практика посещений муниципальных районов показывает, что наличие закрепленной жилой площади у будущих выпускников детских государственных учреждений не всегда решает их жилищный вопрос, так как возврат в ранее сохраненные за ними жилые помещения не способствует их дальнейшей нормальной жизни. Зачастую они вынуждены возвращаться в жилые помещения, не отвечающие санитарным и техническим требованиям. Однако органы местного самоуправления не уделяют этой проблеме должного внимания. Так, в ходе ознакомления с этим вопросом в г. Николаевске-на-Амуре установлено, что у семи воспитанников детского дома № 2 закрепленные жилые помещения не сохранены (дома разрушены либо сгорели), из них за тремя воспитанниками  закреплялось жилое помещение, которое было не пригодно для проживания (разрушено), у четверых воспитанников жилье отнесено к ветхому жилищному фонду.

     В нашем крае на 2010 год на приобретение квартир для детей-сирот были запланированы около 68 миллионов рублей. Основная часть этих средств выделена из краевого бюджета. 48 очередников получили необходимое жилье. В свою очередь, в рамках разработанной в минувшем году подпрограммы краевой целевой программы «Жилище» по обеспечению жильем детей-сирот на 2011-2015 годы, уже в 2011 году детям данной категории будет выделено 100 квартир. Однако, к сожалению, и этого недостаточно, поскольку проблема накапливалась не один день. По данным министерства жилищно-коммунального хозяйства, по состоянию на 31.12.2010 в очереди на жильё состояли 3124 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом ежегодно из государственных образовательных учреждений и учреждений социальной защиты в крае выпускается не одна сотня сирот, не имеющих жилья. Тем самым они будут пополнять уже имеющуюся очередь.

     Это малая часть вопросов, которыми мы занимаемся. Кроме перечисленных, нужно решать болевые вопросы по росту числа неблагополучных семей, невыполнению алиментных обязательств, лекарственному обеспечению детей и другие.

     Нередко проблемы возникают из-за правовой неграмотности населения и молодежи, в частности. Поэтому в рамках концепции правового просвещения аппарат уполномоченного совместно с волонтерами часто посещает школы, профессиональные училища, где проводятся правовые семинары для учащихся.

     Для того, чтобы более эффективно решать «детские» проблемы, налаживается сотрудничество уполномоченного по правам ребенка со всеми государственными органами, организациями, учреждениями Хабаровского, включенными в систему, обеспечивающую защиту прав и интересов ребенка. В том числе заключены официальные соглашения о взаимодействии с управлением Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и министерством образования и науки Хабаровского края. Вместе мы будем стремиться к тому, чтобы все соблюдали добрые правила.

Подготовил Александр КИМ.