Защита прав – обязанность и работа

24.03.2011

     Прямая речь

ЗАЩИТА ПРАВ - ОБЯЗАННОСТЬ И РАБОТА
 

     Уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае Юрий Березуцкий подготовил по итогам минувшего года очередной доклад, который представил губернатору края и депутатам Законодательной думы. Корреспондент РИА «Восток-Медиа» Лев Звенигородский  встретился с ним и попросил ответить на несколько вопросов.

     

     - Юрий Николаевич, пришло время вашего доклада о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Хабаровского края и о вашей деятельности, как Уполномоченного по правам человека, в 2010 году. Какой он - нынешний ваш доклад?

     - Тут для лирики особых возможностей нет, поскольку все в этом документе строго регламентировано, он подготовлен в соответствии со статьей 13 Закона Хабаровского края «Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае». Доклад должен быть четким, конкретным, в нем должны освещаться все аспекты деятельности Уполномоченного по правам человека в крае за год.

     Нынешний доклад для меня четвертый. Как и предыдущие, он является аналитическим документом, в основу которого положены события и факты, имевшие место на территории края в 2010 году, которые стали известны Уполномоченному из поступивших к нему обращений граждан, результатов личного приёма, целевых моих выездов и сотрудников нашего аппарата, сведений, получаемых при посещении предприятий, организаций и учреждений. Кроме того, в нем использованы официальные данные органов государственной власти и органов местного самоуправления, статистические данные, сообщения средств массовой информации, результаты социологических опросов, аналитические материалы конференций и семинаров, проведенных в 2010 году.

     - На что вы в основном опираетесь в своей работе?

     - Центральным звеном во всей деятельности Уполномоченного и его аппарата является работа с обращениями и заявлениями жителей края. Именно в процессе этой работы можно помочь конкретным людям. Это направление наиболее трудоемкое в повседневной деятельности, поскольку требует приложения значительных усилий воли и затрат времени, чтобы убедить государственный орган, орган местного самоуправления, конкретное должностное лицо в необходимости эффективных действий в интересах человека.

     В свою очередь, обращения граждан являются источниками информации о социально-экономическом положении различных групп населения, об их настроениях и потребностях. Думаю, не открою Америки, если скажу, что своевременное и качественное разрешение проблем, содержащихся в обращениях, в значительной мере способствует снятию напряженности в обществе.

     С начала моей работы в этом статусе ко мне обратились 21 450 человек. И ежегодно количество обращений имеет тенденцию к росту. Это вполне объяснимо. За четыре года жители края приняли наш государственный правозащитный институт и всё чаще прибегают к его помощи в случаях, когда не могут решить своих проблем. Это, безусловно, свидетельствует о востребованности и доверии населения к нашей деятельности. Мы постоянно ощущаем, что делаем очень важную и нужную людям работу.

     Из 3690 обращений граждан (а за ними, с учетом коллективных обращений, 5468 человек) к Уполномоченному в минувшем году 1589 это письменные заявления и жалобы, связанные с нарушениями прав и законных интересов граждан, 281 из них поступили в электронном виде, в том числе на официальный сайт Уполномоченного - 248 обращений, который с каждым годом приобретает все большую популярность у населения.

     - А откуда больше всего жалоб? Кто обращается к Уполномоченному по правам человека чаще всего?

     - Обращения граждан поступили из всех 19 муниципальных районов Хабаровского края. Как и прежде, основное их количество поступило от жителей краевого центра Хабаровска - 2100 заявлений, что составляет 56,9 процента от общего количества обращений, поступивших в адрес Уполномоченного. Вторую позицию занимает Хабаровский муниципальный район - 369 обращений, что составляет 10 процентов от общего числа обращений. Третья позиция принадлежит Комсомольску-на-Амуре - 272 жалобы граждан (7,4 процента).

     Социальный состав граждан, обратившихся к Уполномоченному, традиционно не изменился. Его основу составляют пенсионеры, осужденные, служащие, безработные и рабочие, частные предприниматели, учащиеся и студенты.

     - А какие вопросы наиболее часто встречаются?

     - На протяжении четырёх лет лидирующее положение занимают обращения по нарушениям жилищных прав граждан, а также прав в области жилищно-коммунального хозяйства. В 2010 году таких обращений было 890.

     Второй год подряд на вторую позицию выходят заявления и жалобы граждан на действия, а правильнее было бы сказать на бездействие судебных органов, прокуратуры и органов юстиции - 603 обращения. Не уменьшилось число жалоб и на органы внутренних дел - 289 обращений.

     Снизилось количество жалоб по нарушениям трудовых прав граждан. Это свидетельствует об эффективности мер, предпринятых федеральными и краевыми органами власти при обеспечении трудовых прав трудящихся. Подобная положительная динамика отмечается и по вопросам социальной защиты, пенсионного обеспечения и льгот. К примеру, в 2007 году таких обращений было 368, в 2008 - 237, в 2009 - 177, в 2010 году - 179.

     В свою очередь, вызывает беспокойство значительный рост в 2010 году обращений по нарушениям прав граждан в области охраны здоровья - 214 обращений. В 2007 году - 118, в 2008 - 145, в 2009 - 168.

     Поступают жалобы и заявления из других субъектов Российской Федерации. Всего в 2010 году было зарегистрировано 102 таких письменных заявления из 31 субъекта Российской Федерации. Кроме того, два обращения поступили из Федеративной Республики Германия, два из государства Израиль и одно из Республики Корея. 65 обращений были приняты к рассмотрению, а по остальным даны разъяснения и юридические консультации.

     - Вы правильно заметили, есть случаи, когда надо человеку самому прийти и подробно рассказать о своих проблемах.

     - Это естественно, ведь не все можно объяснить на бумаге или в электронном письме. В течение года проведены 32 личных приема Уполномоченного и сотрудников аппарата, которые состоялись и в Хабаровске, и в муниципальных образованиях края. Были приняты 184 человека. При этом 27,7 процента граждан, пришедших на личные приемы, являются хабаровчанами, 72,2 процента - граждане из других населенных пунктов края.

     Личные приемы граждан проведены в городах Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре, Советской Гавани, Вяземском, поселках Ванино, Чегдомын и Переяславка. Самое главное, значительное число обращений, поступивших на таких приемах, решаются на местах. Подобная практика, безусловно, будет продолжена.

     - Ну хорошо, человек обратился к вам, вы провели какую-то работу, считаете, что меры приняты, а человек, оказывается, не доволен. Такие случаи происходят? И как в таком случае вы действуете?

     - Уполномоченный по правам человека является одной из последних государственных инстанций, обращаясь в которую гражданин надеется, что в решении его проблемы государственная система будет исходить из его интересов, учитывать его точку зрения и окажет ему квалифицированную юридическую помощь. Поэтому мы стараемся всегда получить информацию от граждан - насколько они удовлетворены результатами нашей работы, соответствуют ли она их ожиданиям. Эти данные помогают совершенствовать работу, оптимально выстраивать стратегию и тактику действий в будущем.

     Проводимый второй год подряд Дальневосточной академией государственной службы социологический опрос жителей края убеждает, что большинство граждан, обращающихся к Уполномоченному, находят понимание. На вопрос «Удовлетворены ли Вы результатом Вашего обращения к Уполномоченному по правам человека в Хабаровском крае?» получен следующий результат: 71,1% положительно ответили на вопрос, не получили ожидаемого итога 23,5% обратившихся, 5,4% опрошенных на вопрос не ответили.

     Думаю, что это довольно высокая оценка людьми результатов работы Уполномоченного и его аппарата. Но это возлагает на нас и огромную ответственность, так как помогать людям защищать свои права и свободы, быть посредником между гражданами и властью очень непросто.

     Однако, другая часть ответов свидетельствует - оснований для самоуспокоенности нет. Безусловно, граждане могут заблуждаться в своих оценках, так как нельзя требовать от каждого досконального знания нюансов законодательства и отказ в решении наболевшей проблемы, даже на основании закона, всегда будет восприниматься болезненно. Поэтому качеству рассмотрения обращений граждан, его постоянному повышению мы уделяем особое внимание, так как именно от этого зависит авторитет государственного правозащитного института. Равнодушие к проблемам жителей края здесь недопустимо.

     - Будет ли что-то меняться в деятельности Уполномоченного по правам человека в ближайшее время?

     - Конечно! На 2011 год и ближайшее будущее основой деятельности Уполномоченного станет неуклонное повышение эффективности мер, направленных на содействие восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, а также работа по правовому просвещению, чтобы граждане могли эффективно использовать те возможности, которые им предоставляет российская государственная и правовая система. Человек должен, прежде всего, четко знать свои права, иметь представление о нормативных правовых актах, гарантирующих ему эти права, и уметь реализовать их с помощью существующих государственных механизмов.

     Обобщив опыт работы краевого правозащитного института за прошедшие годы, мы считаем необходимым сохранить и развивать основные направления своей деятельности. Главное: от эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, их способности решать социальные и экономические проблемы зависит отношение людей к своему краю и стране. Жизнь человека, его благосостояние и достоинство должны оставаться главными политическими и экономическими целями государства и общества, поскольку Конституция Российской Федерации требует уважать и соблюдать права человека и его основные свободы, заботиться о создании благоприятных условий для жизни, труда и полноценного отдыха.