Мой адрес не дом и не улица...

14.09.2010

     14 сентября 2010 года / Публикации в СМИ / Тихоокеанская звезда

     Есть проблема

МОЙ АДРЕС НЕ ДОМ И НЕ УЛИЦА...

     В современном мире граждане, которым по тем или иным причинам пришлось покинуть свою родину, часто попадают в бесправное и даже унизительное положение. За примерами далеко ходить не надо.

     Просящие милостыню женщины в среднеазиатских одеждах с маленькими детьми, толпы иностранных рабочих, заполонивших стройки, где они выполняют самую тяжелую и дешевую работу. Кто эти люди? Какими правами они обладают?

     На эти и другие вопросы искали ответы представители Федеральной миграционной службы РФ, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в России, журналисты, правозащитники и ученые в ходе совещания «Роль СМИ в формировании общественного мнения по отношению к лицам в ведении УВКБ ООН», которое прошло в Хабаровске.

     

Под защитой Конвенции

     В 1993 году Россия присоединилась к Конвенции 1951 года, касающейся прав беженцев и приняла закон «О беженцах». В принципе, если не принимать во внимание юридические проволочки, сегодня получить право легального существования в нашей стране может любой иностранец.

     Но, как отметила в своем выступлении представитель управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Россию Геше Карренброк, далеко не каждый мигрант знает, что для этого нужно делать и куда обращаться. Сказывается и негативное отношение к приезжим со стороны общества.

     Международная Конвенция дает четкое определение того, кто подпадает под категорию беженцев. Это люди, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений не могут находиться на территории своей страны, пользоваться ее защитой.

     Вопрос о присвоении статуса беженца решает Федеральная миграционная служба, куда человек должен обратиться с соответствующим ходатайством. Главное, прося убежища у другого государства, иностранный гражданин обязан предоставить веские доказательства того, что действительно может рассчитывать на этот статус.

     В том случае, если в первой инстанции ФМС отказали в получении статуса беженца, человек имеет право обжаловать это решение в вышестоящей инстанции этого ведомства.

     Беженцем можно стать на время. Допустим, если гражданин бежал из своей страны, потому что там идет война или политические беспорядки. Статус временного беженца дается на один год.

     Однако, судя по статистике, озвученной на совещании начальником управления по вопросам гражданства ФМС РФ Михаилом Утяцким, идти к легализации подобным путем мигранты хотят меньше всего.

     С 2005 по 2010 годы с ходатайством о получении статуса беженца обратились всего 12114 человек из 25-30 стран. Для такой большой страны, как Россия, это очень мало. Для сравнения: Германия, Великобритания ежегодно получают от 60 до 100 тысяч обращений.

     Ищут убежище в России в основном выходцы из Афганистана, Ирана, Грузии, Казахстана. За пять лет смогли получить статус беженца 786 человек. Все они проживают в основном в центральной полосе страны. Вот для Дальнего Востока тема беженцев, по словам Утяцкого, вообще не актуальна. На весь регион официальных беженцев всего-то 10 человек.

     Между тем только за 6 месяцев этого года на территорию нашей страны въехало 7,5 миллиона иностранцев. Только 4 миллиона человек встали на учет. А ведь извещение о постановке на него иностранец может отправить в органы ФМС обычной почтой! В Дальневосточном регионе на миграционном учете 240 тысяч человек, а только за этот год въехало 257 тысяч иностранцев.

     По мнению Утяцкого, в лучшую сторону начала меняться ситуация с трудовой миграцией. По данным ФСМ, в этом году разрешение на работу в России получили более 60 тысяч человек, что на 5 процентов больше по сравнению с прошлым годом. Чуть более 9 тысяч из них работают на Дальнем Востоке.

     По мнению ведущего научного сотрудника Центра миграционных исследований Дмитрия Полетаева, закон о привлечении иностранной рабсилы со всеми последними изменениями еще далек от совершенства. Работодателям приходится сталкиваться с массой административных барьеров, собирать горы документов, месяцами ждать решения и предоставления квот, так что многие предпочитают идти нелегальным путем. А без трудовых мигрантов России и особенно Дальнему Востоку, где численность населения достигла уровня 1975 года - 6,5 миллиона человек, не обойтись. Трудоспособного из них не наберется и половины.

     

Без гражданства в своей стране

     По мнению уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае Юрия Березуцкого, на Дальнем Востоке государственная программа по добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, фактически «провалилась». По состоянию на 30 августа 2010 года на территорию края прибыл 71 участник этой программы и 78 членов их семей.

     - Начинать эту программу нужно было по-другому, - считает Юрий Николаевич, - с легализации тех, кто уже живет на территории Российской Федерации. А то получается, что получить сегодня гражданство тем, кто недавно приехал, проще, чем человеку, который живет в стране с рождения. Правозащитники постоянно твердят, что людям, давно живущим на территории России, нужно разрешить подавать заявления на участие в этой программе. Что мешает им легализоваться? То, что у нас нет соответствующего закона. Люди, которые живут десятки лет в России, рассматриваются нашим сегодняшним законом о правовом положении иностранных граждан так, как будто они только что приехали. С них требуют миграционную карту - откуда она у них?

     До 2002 года, когда был принят нынешний закон о гражданстве, бывшие граждане СССР жили в России и беспрепятственно регистрировались по месту жительства. Некоторые, особенно пожилые люди, вообще не подозревали, что они не граждане России. Приехал человек в 1993 году к дочери из Молдавии или Казахстана и живет. В 2002 году закон поменялся, и оказалось, что теперь он гражданин другого государства. Чтобы получить право жить в России, должен вернуться туда, откуда когда-то приехал, собрать кучу разных документов, отказаться от того гражданства и только после этого попытаться получить право на проживание здесь.

     В категорию лиц без гражданства попала и молодежь, рожденная в первой половине 90-х на территории других бывших советских республик. Детей в Россию привезли с собой родители, которые имели российское гражданство. О том, какое гражданство будут иметь их дети, многие попросту не задумывались. Сегодня повзрослевшим детям, у которых в свидетельствах о рождении указано другое государство, российские паспорта на дают. И они даже не могут начать процедуру вступления в гражданство, потому что у них нет никакого удостоверения личности.
По данным Управления миграционной службы по Хабаровскому краю, с 2005 года по 1 июня 2010 года по этому вопросу обратились 9211 человек. По 80 процентам обратившихся приняты решения, по остальным продолжается работа.

     - К сожалению, соглашения об упрощенном порядке приобретения гражданства Российской Федерации заключены лишь с Беларусью, Казахстаном и Киргизской республикой, - сказал Березуцкий, - действуют договор и соглашение России с Таджикистаном и Туркменистаном о двойном гражданстве. На территории Дальневосточного федерального округа из государств-участников СНГ свои дипломатические представительства имеют только Беларусь, Украина и Армения. Такое положение дел крайне затрудняет процедуру получения документов для иностранцев.

     Между тем, по мнению Березуцкого, качественные характеристики тех, кто сегодня приезжает на Дальний Восток из стран СНГ и подает заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, оставляют желать лучшего. Большинство молодых людей, прибывающих в край, прежде всего из государств Средней Азии, не имеют специальностей и стажа работы, не владеют или слабо владеют русским языком.

     Учитывая, что значительное число въезжающих в наш край занимаются в основном торговлей, лесозаготовкой и сбором дикоросов, заполнение территории мигрантами может привести к ухудшению материального положения коренного населения, ослаблению экономической безопасности.

     Поэтому, как считает Березуцкий, должен быть создан инструмент регулирования региональных и общегосударственного рынков труда, способствующий достижению сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы и обеспечению рациональной занятости населения.

Оксана Омельчук.