Маленькая страна. ДЕТСКИЕ «ИГРЫ» ВЗРОСЛЫХ

28.03.2008

28.03.2008

Специальный выпуск (№ 2) Уполномоченного по правам человека
в Хабаровском крае «Права человека - реальная ценность»
в газете «Тихоокеанская звезда

Маленькая страна

ДЕТСКИЕ «ИГРЫ» ВЗРОСЛЫХ

     Все мы родом из детства. И основные жизненные установки получили в школе. У большинства из нас самые теплые воспоминания связаны с первым звонком, любимыми учителями, одноклассниками, новыми знаниями.

     Но, к сожалению, есть у нас другие школы и другие воспитатели. «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 4 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии» - так сложно называлось учебно-воспитательное учреждение. Непростое обозначение было и у другого - «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии № 5 восьмого вида».

     Для чего существуют подобные школы? Чтобы учить и воспитывать детей с небольшими умственными отклонениями, замедленным развитием, склонностями к правонарушениям. Чаще всего виноваты в этом бывшие родители, которым нет дела до своих детей.

     Эти два интерната решено было объединить. Как отмечено в постановлении мэра Хабаровска (от 12.10.2007 года № 1606), «…в целях оптимизации сети образовательных учреждений и улучшения условий для обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

     Цель была благородной, а вот результат получился на двойку. В январе нынешнего года, посреди учебного процесса, учащихся перевели, мебель и оборудование перевезли из интерната № 5 (который базировался на Красной Речке под Хабаровском) в интернат № 4 (Северный округ города). Учебное заведение после слияния стало называться «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями № 3».

     И сразу же в адрес Ю. Березуцкого поступило коллективное заявление из интерната № 5 о нарушениях трудовых прав в результате реорганизации. Из 22 педагогов 14 были уволены, в том числе 11 - были вынуждены уволиться по собственному желанию, а трое попали под сокращение. Из числа уволенных семь человек трудоустроены в школы-интернаты, шесть оформили пенсии, один ушел в другое ведомство. Восемь педагогов приняты на работу в интернат № 3.

     В ходе этих «маневров» не раз нарушалось трудовое законодательство. Поэтому Ю. Березуцкий незамедлительно проинформировал прокуратуру и другие соответствующие органы. Проверка по его запросу была проведена оперативно. Многие недостатки подтвердились. В ответах прокуратуры и управления образования Хабаровска все они перечислены и по ним приняты или принимаются соответствующие меры.

     В этой истории проблемы начались с «головы». В конце октября минувшего года исполняющим обязанности руководителя интерната № 3 стал бывший директор интерната № 4 В. Климченко. А 21 января 2008 года командовать новым интернатом поручено Г. Ишбулатовой (бывшему директору интерната № 4), хотя многие сотрудники интернатов были за кандидатуру В. Климченко.

     У нынешнего руководителя нет специального образования, и она нередко груба с детьми (может ударить, обругать матерными словами). К тому же, 15 февраля по результатам обращения уполномоченного в отношении Г. Ишбулатовой и воспитателя С. Крюкова возбуждены уголовные дела по статьям 116 УК РФ (побои) и 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних). А материалы на дежурного по режиму И. Плотникова (жестокое обращение с несовершеннолетними) направлены в следственный орган при прокуратуре края.

     Самое главное - сейчас в интернате № 3 дефицит опытных педагогов, потому наблюдается неправильный режим обучения. И опять страдают дети, недополучая знания и должное воспитание.

     Рассказывают, интернаты № 5 и № 4 были как антиподы, как пряник и кнут. В первом все делалось с добром, потому и здание там очень уютное. В интернате № 4 (который стал № 3) прежде не было уюта. Нет и теперь. Вот несколько примеров. В спальных комнатах, рассчитанных на 58 человек, проживают 70 детей. В комнатах для подготовки уроков недостаточное освещение. В помещениях для гигиены часто отключалась горячая вода. И дети вынуждены были пользоваться холодной. Мебель здесь не по росту детей.

     Это малая часть различных нарушений. Спрашивается: а для чего проводилось слияние двух интернатов, кому это нужно? Уже с детства нарушаются права маленького человека. Каким же он вырастет?

Сергей АКИМОВ.