- Уполномоченный
- Приемная
- Деятельность
- Интервью Уполномоченного
- Документы
- Права восстановлены...
- Консультации
- Часто задаваемые вопросы
- Правовой ликбез
- Материалы Прокуратуры Хабаровского края
- Материалы Следственного Комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю
- Материалы УМВД России по Хабаровскому краю
- Материалы министерства социальной защиты населения Хабаровского края
- Материалы Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
- Избирательные права
- Права несовершеннолетних
- Материалы Отделения Социального Фонда России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
- Материалы Комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края
- Новое в законодательстве
- Противодействие коррупции
Специальный доклад «Медицинское обслуживание как фактор ресоциализации осужденных и лиц, освобождающихся из мест лишения свободы в Дальневосточном федеральном округе»
Полный текст доклада в формате PDF
«Когда государство лишает людей свободы, оно берет на себя ответственность за их здоровье как с точки зрения условий, в которых они содержатся под стражей, так и с точки зрения индивидуального лечения, которое может потребоваться»
(Из руководства Всемирной организации здравоохранения по основным аспектам охраны здоровья в местах лишения свободы.)
Медицинское обеспечение в местах принудительного содержания, на первый взгляд, – просто инструмент поддержания жизни и здоровья в условиях пребывания человека вне воли. В то же время, потребность современного общества в развитии гуманизма, возлагает на медицину в уголовно-исполнительной системе и иную, не менее важную функцию. Полученный подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными комплекс медицинских услуг призван, насколько это возможно, упростить и обезопасить их последующую жизнь в обществе, тем самым повысив эффективность ресоциализации.
Российской пенитенциарной медицинской службе насчитывается почти две сотни лет. 14 апреля 1829 года доктор Федор Гааз обратился к учредителю Попечительского о тюрьмах общества князю Голицыну с просьбой уполномочить его оценить состояние здоровья всех находящихся в Москве арестантов. По прошествии многих лет медико-санитарное обеспечение подследственных и осужденных стало неотъемлемой частью механизма принудительного содержания.
Один из главных принципов организации медицинской помощи в правовом государстве – ее доступность.
В связи с этим вопрос качества медицины в учреждениях уголовно-исполнительной системы имеет особую актуальность.
В 2010 году российским Правительством была утверждена Концепция развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее – Концепция), в которую были заложены гарантии соблюдения прав и законных интересов лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в том числе в части их медицинского обслуживания.
В основу Концепции были положены требования международных стандартов по обращению с заключенными, в особенности положения Европейских пенитенциарных правил, рекомендованных Комитетом министров Совета Европы, и Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых Организацией Объединенных Наций.
Так, в соответствии с Европейскими пенитенциарными правилами каждое пенитенциарное учреждение должно обслуживаться хотя бы одним врачом общей практики. Организация медицинского обслуживания должна осуществляться в тесном контакте с администрацией местной или национальной службы здравоохранения. Оно должно включать психиатрическую службу, обеспечивающую диагностику и, если необходимо, лечение психических расстройств. Заключенные, нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, переводятся в специализированные учреждения или общегражданские больницы. В тех случаях, когда в месте лишения свободы имеется стационар, он должен быть оснащен оборудованием и фармацевтическими средствами, позволяющими обеспечить должные заботу и лечение больным заключенным, а соответствующий персонал должен обладать достаточной профессиональной подготовкой. Медицинские службы мест лишения свободы прилагают необходимые усилия для выявления и лечения любых физических или психических заболеваний и отклонений от нормы, которые могут помешать заключенному вернуться к нормальной жизни после освобождения. В этих целях заключенному оказывается необходимая медицинская, хирургическая и психиатрическая помощь, включая и ту, которая предоставляется за пределами мест лишения свободы.
В сфере оказания медицинской помощи Концепцией предполагалось:
- приведение деятельности медицинской службы уголовно-исполнительной системы в соответствие с основными концептуальными направлениями развития системы здравоохранения Российской Федерации;
- участие в реализации государственных программ, приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения;
- увеличение финансирования на медицинское обеспечение лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, до уровня подушевого норматива финансирования, устанавливаемого программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
- приведение материально-технического оснащения медицинских частей, лечебно-профилактических учреждений, учреждений, обеспечивающих государственный санитарноэпидемиологический надзор на объектах уголовно-исполнительной системы, в соответствие с условиями и требованиями, установленными в сфере здравоохранения, укрепление и развитие сети санитарно-гигиенических и бактериологических лабораторий;
- при участии ведущих научно-исследовательских организаций в области здравоохранения разработка и внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации наиболее распространенных заболеваний среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, с целью снижения уровня их заболеваемости, инвалидности и смертности;
- формирование системы мер для повышения мотивации здорового образа жизни, создание для этого необходимых условий.
Между тем, в Концепции имелись изъяны. Как отметил в своих рекомендациях Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, «упущения и недостатки при проведении пенитенциарной реформы были связаны в первую очередь с отходом от принципов комплексности и системности при разработке и проведении реформ; в частности, так и не были созданы соответствующие потребностям общества и государства критерии оценки деятельности УИС и хода реформ...»1 .
Действительно, не все пункты раздела «Медицинская помощь» в Плане мероприятий по реализации положений Концепции, утвержденном приказом Минюста России от 28.11.2016 № 265, имели четкие критерии и объемы ежегодного исполнения. Такое несовершенство разработанного подхода отнюдь не способствует формированию объективной оценки эффективности проведенных мероприятий.
Однако стоит отметить, что Минюстом России во взаимодействии с ФКУ НИИ ФСИН России разработана новая концепция, рассчитанная до 2030 года, которая 29.04.2021 была утверждена Правительством РФ2 . В то же время, медицинскому обеспечению в ней отведено не так много положений, а мероприятия в этом направлении обозначены весьма абстрактно. Стоит надеяться, что нормативные акты, в дальнейшем принятые в соответствии с Концепцией, будут достаточно информативны и конкретны по существу планируемых мероприятий и учтут выявленные недостатки предыдущей концепции.
Между тем, делать выводы об уровне обеспечения права осужденных и следственно-арестованных на медицинскую помощь, о ее доступности для спецконтингента и о ее качестве, опираясь лишь на данные о результатах исполнения мероприятий Концепции, невозможно.
Для получения объективной картины необходим комплексный анализ, в частности, данных о заболеваниях в учреждениях уголовно-исполнительной системы, материально-техническом оснащении объектов медицинского обслуживания, обеспеченности медицинским персоналом, доступности медицинских услуг в учреждениях государственной системы здравоохранения, а также об основных нарушениях прав граждан на медицинскую помощь, фиксируемых правозащитным институтом, надзорными органами и общественными организациями.
Анализ наиболее актуальных и значимых проблем в сфере реализации прав граждан на медицинское обеспечение в учреждениях уголовноисполнительной системы на территории Дальневосточного федерального округа, а также возможных путей их решения представлены в настоящем докладе.
_______________________________
1 Доклад Постоянной комиссии по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека «О ходе реформы уголовно исполнительной системы России и необходимости внесения изменений в концепцию реформы, создания институтов пробации и ресоциализации», г. Москва 05 апреля 2013 г.
2 Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138р «О Концепции развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года».
Полный текст доклада в формате PDF
Файлы: