Территория права

02.09.2014

В прямом эфире приняли участие Уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае Юрий Николаевич Березуцкий и заместитель Председателя Правительства Хабаровского края Андрей Александрович Базилевский.

Программа была посвящена вопросам реализации на территории Хабаровского края государственной политики в сфере образования, культуры и спорта, а также реализации государственной молодежной политики.

Ключевыми ориентирами развития краевого образования являются ДОСТУПНОСТЬ, КАЧЕСТВО и ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

Они лежат в основе наших программ и дорожных карт.

Для дошкольного образования приоритетом развития остается ДОСТУПНОСТЬ детских садов для детей в возрасте от 3 до 7 лет. По Указу Президента России до 2016 года эта задача должна быть решена. Сейчас у нас этот показатель достиг 99%.

Понятие КАЧЕСТВА дошкольного образования приобрело новый смысл с переходом на новый стандарт. Главная установка стандарта – поддерживать разнообразие детства, развивать индивидуальность каждого ребенка.

С 1 сентября все учащиеся начальных классов с 1 по 4 класс (а это почти 55 тысяч ребят) полностью перешли на обучение по федеральным стандартам начального общего образования.

Этот учебный год также станет решающим в подготовке школ к переходу на новый стандарт основного общего образования. Последние 3 года мы создавали условия для этого. Благодаря проекту модернизации общего образования доля детей, обучающихся в современных условиях, составила 83% (в 2011 г. – 31%).

При переходе на новый стандарт меняются критерии КАЧЕСТВА. Главным становится формирование новой модели профориентации учащихся, подготовка их к осознанному выбору дальнейшей профессии, в том числе и после окончания 9 классов.

Про качество результатов общего образования хочу отметить, что в условиях беспрецедентных мер по информационной безопасности ЕГЭ в 2014 году среднекраевые баллы оказались выше среднероссийских по 9 предметам из 11-ти (в 2013 году – по 3 предметам).

Не смогли сдать 2 обязательных экзамена и не получили аттестат всего 18 участников ЕГЭ в крае (0,2%), а прошлом году таких ребят было 143.

Доля несдавших ЕГЭ у нас в 3 раза меньше, чем по России, и самая низкая среди субъектов Дальневосточного федерального округа.

Доля высокобалльных работ (от 80 баллов и выше) составила 18,5% и это тоже выше, чем в целом по стране (15,5%).

29 ребят сдали ЕГЭ на 100 баллов, а 2 выпускника из Хабаровска и Амурска получили высший балл сразу по двум предметам.

Критерий  ДОСТУПНОСТЬ для основной и старшей школы уже не означает физическую доступность, как близость к месту жительства. Речь идет о доступности качественного образования.

Показатель, который характеризует этот критерий - это соотношение результатов ЕГЭ по русскому и математике в 10%  лучших и 10%  худших школах. По показателям дорожной карты на уровне России к 2018 году он должен снизится до 1,58 (в 2014 год – 1,74). В Хабаровском крае этот показатель в 2014 году равен среднероссийскому – 1,74.

ДОСТУПНОСТЬ профессионального образования сегодня рассматривается как возможность получения в родном крае той профессии, с которой будешь именно здесь востребован и успешен. Причем на протяжении всей жизни и в любой жизненной ситуации.

Очевидно, что на практике задачи повышения качества и доступности решают педагогические коллективы, и качество образования напрямую зависит от кадрового потенциала учреждений.

В крае выполнены все целевые показатели по росту заработной платы работников образования в соответствии с указами Президента.

Поэтому сегодня насущной потребностью является внедрение эффективного контракта с директорами и педагогами, увязка результатов выполнения муниципальных и государственных заданий с результатами работы каждого специалиста в школе. К настоящему моменту эффективные контракты подписали 73,4% руководителей и 46,2% работников образования.

Образование, как все отрасли социальной сферы, по определению является затратной. В настоящее время в структуре бюджета отрасли 76% занимает зарплата. Оставшиеся 24% не могут обеспечить развитие отрасли, а только ее функционирование. При этом надо понимать, что в современных экономических реалиях простое увеличение бюджета на развитие невозможно. Надо учиться привлекать средства из других бюджетов. Сегодня педагогические коллективы уже понимают значимость инновационной деятельности как экономического ресурса развития.

Только в 2014 году под инновационные проекты в отрасль удалось привлечь 942 млн. рублей из федерального бюджета при краевом софинансировании 349 млн. рублей. Эти деньги пошли на строительство и ремонт детских садов, ремонт спортзалов и приобретение спортивного инвентаря, специального оборудования для обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья и на повышение квалификации педагогов.

Важной задачей для нас является привлечение в отрасль внебюджетных средств за счет расширения спектра образовательных услуг.

За последние 3 года из внебюджетных источников получено 4 млрд. 300 млн. рублей. Эти средства были направлены на оплату труда педагогов, приобретение оборудования, питание ребят в школах и детских садах.

Планируем, что до конца 2014 году внебюджетные доходы от образовательной деятельности снизят нагрузку на консолидированный бюджет на 1 млрд. 700 млн. рублей.

Так кратко можно охарактеризовать связку ДОСТУПНОСТЬ – КАЧЕСТВО – ЭФФЕКТИВНОСТЬ в образовании.

Как всегда телезрители имели возможность напрямую обратиться к участникам телеэфира.

Загружается плеер ...