Информация о деятельности заместителя Уполномоченного - уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае за период с апреля 2010 года по август 2011 года

ИНФОРМАЦИЯ
о деятельности заместителя Уполномоченного -
уполномоченного по правам ребенка
в Хабаровском крае
за период с апреля 2010 года по август 2011 года

 

Основные аспекты обеспечения и защиты прав 
и интересов детей на территории Хабаровского края 

Дети – это самый ценный «капитал» каждого государства. Поэтому Конституция Российской Федерации подчеркивает приоритет материнства, детства и семьи и указывает на обязательность их защиты государством.

В своем Послании Федеральному Собранию в 2010 году Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил: «Забота о будущих поколениях – это самые надёжные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу».

Необходимо признать, что столь подробного документа, который охватывает основные аспекты защиты семьи и детей в России, не издавалось много лет. Последний Национальный План действий в защиту детей был принят в 1995 году.

В нынешнем Послании системно проанализированы проблемы государственной политики в интересах детей и поставлены конкретные и вполне достижимые задачи по улучшению демографической ситуации, расширению мер социальной поддержки семей, повышению доступности и качества медицинской помощи, технологической модернизации детских поликлиник и больниц, поддержке молодых и многодетных семей, радикальному увеличению числа семей с тремя и более детьми.

Особое значение Посланию придает то, что в 2010 году наша страна отметила двадцатилетие ратификации Конвенции ООН о правах ребенка, являющейся основополагающим международным актом, гарантирующим защиту детства, обязывает государства действовать в соответствии с принципом наилучшего обеспечения интересов детей, а также принимать дополнительные меры по защите каждого ребенка. Значение этого международно-правового документа неоценимо, так как он в значительной степени обращен не столько на настоящее, сколько в будущее.

Несомненно, защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, поэтому в стране не только совершенствуется законодательство в этой сфере, но и создаются независимые правовые институты для помощи детям и семьям в реализации и защите их прав, для контроля за действиями государства.

Примером тому является Указ Президента Российской Федерации
от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», который не только сформировал федеральный независимый институт по защите прав детей, но и рекомендовал субъектам Российской Федерации учредить региональные должности уполномоченных по правам ребенка. Сегодня детские защитники работают практически во всех субъектах Российской Федерации!

Для осуществления государственной защиты прав детей в Хабаровском крае решением депутатов Законодательной думы в феврале 2010 года закон «Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае» дополнен новой главой IV.I, в соответствии с которой деятельность по обеспечению и защите прав и интересов ребенка в крае осуществляет заместитель уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае-уполномоченный по правам ребенка в крае.

Обращения, касающиеся нарушений прав, свобод и законных интересов ребенка, могут быть поданы уполномоченному по правам ребенка без их предварительного судебного или административного обжалования. Обращение может быть подано любым лицом, в том числе не достигшим возраста восемнадцати лет.

Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного по правам ребенка является защита прав, свобод и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Защита материнства, детства и семьи всегда была и остаётся приоритетным направлением в региональной политике Хабаровского края. Даже в кризисные годы правительством и Законодательной думой края было сделано практически все возможное для выполнения в полном объеме социальных обязательств в отношении несовершеннолетних граждан, проживающих на территории края. Ни одна мера социальной поддержки семей с детьми не исключались из краевых целевых программ, как и не уменьшалось финансирование из краевого бюджета на их реализацию.

В развитие задач, поставленных Президентом нашей страны, Постановлением правительства утверждена краевая целевая программа «Развитие семейной политики в Хабаровском крае на 2012-2014 годы». Основные цели – укрепление и развитие социального института семьи, социальная поддержка материнства и детства, охрана репродуктивного здоровья, улучшение качества жизни и здоровья детей-инвалидов, осуществление государственной поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для достижения указанных целей предусматривается, в частности, решение следующих задач:

охрана репродуктивного здоровья детей и подростков, пропаганда здорового образа жизни;

создание условий для интеграции детей-инвалидов и их семей в общество;

улучшение качества семейного воспитания и досуга;

создание и внедрение новой социальной услуги по сопровождению алкоголизированных малоимущих семей с детьми;

обеспечение приоритета семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечение экономической самостоятельности и социальной защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

 

О деятельности Уполномоченного по правам ребенка
по рассмотрению обращений граждан 

Анализ обращений к Уполномоченному по правам ребенка в 2010 году (апрель-декабрь) и в 2011 году (январь-август) проведен на основе устных, в том числе по телефону, и письменных, в том числе по электронной почте, обращений к уполномоченному по правам ребенка.

Всего за указанные периоды в приемную граждан Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае поступило 559 обращений, касающихся вопросов обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка. В том числе непосредственно в адрес Уполномоченного по правам ребенка – 247 письменных обращений.

На личном приеме Уполномоченным по правам ребенка принято 38 граждан. Дано свыше 100 правовых консультаций по телефону.

За указанный период Уполномоченный по правам ребенка и сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека посетили более 70 детских учреждений.

Содержание обращений к Уполномоченному по правам ребенка по вопросам защиты прав детей касается различных сфер жизнедеятельности. 

 

О реализации прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 

Категория детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в детских домах и школах-интернатах, находится под особым вниманием краевого правозащитного института со дня его становления. Так, для изучения проблем соблюдения прав детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в детских домах, и школах-интернатах, а также соблюдения прав детей-инвалидов, и детей с ограниченными возможностями на социальную реабилитацию уполномоченный по правам ребенка и сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека с апреля 2010 года по август 2011 года посетили более 30 учреждений (детских домов, школ-интернатов, домов ребенка), расположенных на территории края, а именно – в Ванинском, Советско-Гаванском, Николаевском, Вяземском муниципальных районах, муниципальном районе имени Лазо, а также непосредственно в городе Хабаровске.

Итоги выездных мероприятий убедили в том, что в детских домах и школах-интернатах немало проблем, типичных для других подобных учреждений в крае. Зачастую дети размещаются в спальных помещениях с нарушением норм наполняемости. К примеру, в школе-интернате в поселке Ванино из-за отсутствия в спальных комнатах свободных мест две девочки спали в игровой комнате, что свидетельствует о несоблюдении функциональности помещений.

А в детском отделении № 2 (палата для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) МУЗ ЦРБ Ванинского района 15 малышей стали заложниками отсутствия необходимого здания и вынуждены ютиться в небольшом приспособленном помещении. При этом рядом, в расформированном военном городке, постепенно ветшают помещения бывшего ведомственного детского сада, вполне пригодные для этих целей. Однако вопрос о его передаче органам местного самоуправления непростительно затянулся.

В МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом г. Советская Гавань» медицинский изолятор не соответствовал санитарным нормам и правилам и находился в непосредственной близости к складу бытовой химии. В аптечке, расположенной в пищеблоке, хранились лекарственные средства с истекшим сроком годности.

Указанные факты – только небольшая часть выявленных нарушений. Позитивные изменения возможны при переводе всех подобных учреждений из муниципальной собственности в краевую. Такие мероприятия проводятся. В скором будущем удастся устранить многие недостатки и обеспечить этой категории детей соответствующие условия, установленные законодательством.

Особую тревогу вызывает состояние жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенных в государственные учреждения. Посещения районов убеждают, что наличие закрепленной жилой площади у будущих выпускников детских государственных учреждений не всегда решает их жилищные проблемы. Зачастую они вынуждены возвращаться в помещения, не отвечающие санитарным и техническим требованиям, а органы местного самоуправления при этом не уделяют этому вопросу должного внимания. Так, к примеру, распоряжением главы Амурского муниципального района от 13.02.2009 № 275 несовершеннолетний П., находясь в МОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 1» был определен в специализированное учреждение для детей-инвалидов. При этом за ним было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: п. Эльбан, 2 микрорайон, д. 2, кв. 2. Но закрепленное жилье с 2003 года является непригодным для проживания, о чем администрацией поселения составлен акт обследования. Однако оно в установленном порядке не было признано непригодным для проживания.

Уполномоченный по правам ребенка неоднократно акцентировал внимание, что поселения, как собственники жилых помещений муниципального жилищного фонда, в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации несут бремя содержания этого имущества и обязаны поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйного обращения с ним. К сожалению, непринятие своевременных мер ведет к росту числа лиц, утрачивающих постоянное место жительства, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством и совершением правонарушений.

Еще одна из самых наболевших проблем – нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на внеочередное предоставление жилья.

Несмотря на значительную работу, проводимую в крае в рамках подпрограммы краевой целевой программы «Жилище» по обеспечению жильем детей-сирот на 2011-2015 годы, обеспечить всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями не представляется возможным, поскольку проблема складывалась не один день. В 2010 году в крае жильем обеспечены 48 человек, в 2009 – 35 человек, в 2008 году – 10. В 2011 году запланировано приобретение 100 квартир.

По внеочередному предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителям судами вынесено 343 судебных решения о предоставлении жилых помещений, из них исполнены – 142, не исполнены – 201. В настоящее время на рассмотрении в судах еще 177 дел о предоставлении жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.

Безусловно, препятствием к кардинальным изменениям являются только наши финансовые возможности, а не отсутствие нормативной базы или желания региональной власти поддержать эту категорию жителей нашего края. И мы будем продолжать работу по защите прав детей такой категории. 

 

О реализации конституционного права несовершеннолетних на образование 

Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. При этом дошкольное образование является одним из видов общеобразовательных программ, общедоступность которого гарантируется государством в соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации.

Однако буквально с первых дней работы Уполномоченному по правам ребенка пришлось столкнуться как с фактами нарушений прав детей, не имеющих возможность посещать дошкольные образовательные учреждения, так и нарушениями одного из основных прав человека на труд, которое женщины не могут реализовать, поскольку ребенка не с кем оставить. Как пример – обращение гражданки Б. (дело от 29.07.2010 № 838/53) об оказании содействия в предоставлении её ребенку места в муниципальном детском дошкольном учреждении с. Некрасовка Хабаровского района.

Из обращения следовало, что заявительница, будучи беременной, встала на очередь в детский сад. Ребенок родился в феврале 2007 года. Но прошло более трех лет, а место в детском учреждении так и не предоставили. Это при том, что Б. относится к льготной категории – она одинокая мать. Из-за невозможности устроить ребенка в детский сад заявительница не могла трудоустроиться и вынуждена находиться на иждивении матери, заработная плата которой чуть больше семи тысяч рублей. Местные органы власти не спешили реагировать на её обращения.

Вмешательство Уполномоченного по правам ребенка привело к положительному решению проблемы. Однако остается вопрос: чем руководствовались должностные лица органов местного самоуправления, длительное время отказывая заявительнице в предоставлении места в детском саду?

Несомненно, дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях не выдерживает никакой критики, особенно в краевом центре – Хабаровске. Родители стремятся встать в очередь в детский сад сразу после рождения ребенка, а порой и во время беременности. Но и это не разрешает их проблем. Ответ один – места заняты льготниками, обратитесь в частные детские сады. Возникает вопрос: неужели в городе из 20 тысяч детей, посещающих муниципальные детские сады, все отнесены к льготной категории? Невозможность проконтролировать движение очереди справедливо вызывает недовольство и нарекания граждан. Уполномоченный по правам ребенка считает, что для снятия напряженности крайне важно сделать как можно более открытой систему распределения мест в муниципальные дошкольные учреждения. Например, в виде электронной очереди. Тогда любой сможет посмотреть своё место в списке и получить необходимую информацию.

Для решения проблемы доступности дошкольного образования в Хабаровском крае рабочей группой при участии Уполномоченного по правам ребенка была разработана и утверждена постановлением Правительства Хабаровского края от 31.05.2011 № 163-пр краевая целевая программа «Государственная поддержка развития муниципальной системы дошкольного образования в Хабаровском крае в 2011-2013 годы». Для реализации мероприятий программы (включая инвестиционную составляющую) в краевом бюджете предусмотрены 1014 млн. рублей. Из них 314 млн. рублей в 2011 году планируется потратить на строительство детских садов в Хабаровске и приобретение информационной системы электронного учета заявлений, постановки на очередь и зачисление детей в детские сады. Очередность на получение места в дошкольных образовательных учреждениях на 01 января 2011 года составляла 10 853 детей в возрасте до 7 лет.

На 2012 год в программе запланированы 690 млн. рублей и 10 млн. рублей на 2013 год – на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт дошкольных образовательных учреждений и поддержку негосударственного сектора. Фондом поддержки малого предпринимательства Хабаровского края уже реализуется программа обучения и финансирования частных предпринимателей, оказывающих услуги дошкольного образования.

 

Не меньшего внимания требуют вопросы соблюдения прав детей в сфере общего (школьного) образования. Анализируя поступающие обращения граждан, Уполномоченному по правам ребенка, к сожалению, приходится отмечать, что с доступностью образовательных услуг у нас пока не все в порядке. И разновидностей нарушений в этой области достаточно много. Так, в адрес Уполномоченного по правам ребенка обратилась гражданка Г. (дело от 15.08.2011 № 1285/161) об оказании содействия в зачислении ее ребенка в первый класс муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей инновационных технологий» либо муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 5».

Заявительница сообщила, что ей неоднократно было отказано в принятии заявления о зачислении ее дочери в первый класс указанных общеобразовательных учреждений. При этом, согласно пункту 2.4 постановления мэра города Хабаровска от 21.04.2008 № 1004 «Об утверждении требований к качеству предоставления услуг в области образования на территории городского округа «Город Хабаровск», прием заявлений осуществляется с 1 апреля по 30 августа года поступления.

Вмешательство Уполномоченного по правам ребенка позволило этому ребенку и другим разделить радость празднования 1 сентября!

Хотелось бы отметить, что с приближением «Дня знаний» в этом году число обращений об оказании содействия в зачислении несовершеннолетних в первый класс муниципальных общеобразовательных учреждений постоянно увеличивалось.

 

Реализация конституционного права несовершеннолетних
на охрану здоровья и медицинскую помощь 

Охрана здоровья матери и ребенка остается первоочередной задачей социальной политики в России и, конечно же, в Хабаровском крае. В последние годы, благодаря целенаправленной работе правительства края, направленной на развитие первичной медико-санитарной помощи населению, в том числе амбулаторно-поликлинической, улучшилась оснащенность диагностическим оборудованием детских поликлиник и стационарных учреждений. Ведь не секрет, что ранняя диагностика ведет к снижению заболеваемости и детской инвалидности.

Однако говорить о благополучном состоянии детского здравоохранения пока рано. Граждане продолжают сигнализировать о проблемах в этой сфере. Поэтому для Уполномоченного по правам ребенка качественное оказание медицинских услуг детям, обеспечение их лекарственными препаратами и необходимыми средствами реабилитации являются одними из важнейших вопросов.

К Уполномоченному по правам ребенка обратилась гражданка Д. (дело от 20.12.2010 № 1537/136) о неисполнении индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида. Из обращения следовало, что полтора года назад дочь заявительницы, получила открытый перелом левой плечевой кости со смещением отломков, нейропатию левого лучевого нерва. В сентябре 2010 года ребенку установлена инвалидность, выдана индивидуальная программа реабилитации.

Однако, со слов гражданки Д., медицинские мероприятия, указанные в программе реабилитации, органами здравоохранения не исполнялись либо предлагались за дополнительную плату. Проверка, проведенная министерством здравоохранения края по инициативе Уполномоченного по правам ребенка, подтвердила указанный факт. Поэтому на виновных лиц было наложено дисциплинарное взыскание. Вместе с тем, для продолжения реабилитационных мероприятий, ребенку была выделена путевка в МУЗ «Детский санаторий «Амурский, а после завершения санаторно-курортного лечения в августе текущего года проведен очередной этап реабилитационного лечения с учетом медицинских показаний.

Нельзя не затронуть вопрос обеспечения детей-инвалидов средствами реабилитации. В соответствии со статьей 10 Федерального закона
от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Однако несовершенство механизма их предоставления, в том числе необходимость соблюдения длительных процедур, предусмотренных законодательством о проведении конкурсов на поставку, в том числе и средств реабилитации, становится значительным препятствием в реализации государственных гарантий инвалидам и может привести к снижению эффективности реабилитационных мероприятий. Поэтому семьи, в которых есть дети-инвалиды, обращаются к Уполномоченному по правам ребенка с просьбами ускорить процесс предоставления средств реабилитации, так необходимых больному ребенку.

Приведу пример. К Уполномоченному по правам ребенка обратилась гражданка Ю. (дело от 15.09.2010 №1054/79) об оказании содействия в приобретении средств реабилитации для её сына через Хабаровское отделение Фонда социального страховании Российской Федерации.

Ребёнку заявительницы за время болезни пришлось лечиться в четырех медицинских учреждениях страны. Наконец, в августе ему провели сложнейшую хирургическую операцию на позвоночнике. Но для прохождения дальнейшей восстановительной реабилитации были необходимы технические средства реабилитации (два вида корсетов, туторы на ноги, кресло-коляска и другие).

По обращению Уполномоченного по правам ребенка из ГУ Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации сообщили, что часть технических средств реабилитации ребенку-инвалиду выдана (на что понадобилось 2 месяца!). Остальными же средствами реабилитации он будет обеспечен по мере поступления средств федерального бюджета и проведения процедуры закупок, но не ранее четвертого квартала 2010 года.

В свою очередь, заявителям было предложено самостоятельно приобрести необходимое с последующей компенсацией понесенных расходов. Что заявительнице и пришлось сделать.

Конечно, это определенный выход из проблемы. Но, что делать тем, у кого нет средств? Пока, к сожалению, остается только ждать и надеяться, что за это время состояние ребенка не ухудшится. 

 

Деятельность уполномоченного по правам ребенка с неблагополучными семьями 

Зачастую факты неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних в семье не считаются жестоким обращением к ребенку и заслуживающими особого внимания общественности. Между тем, это является наиболее распространенным правонарушением в отношении детей. Как правило, судьба детей, родители которых страдают алкоголизмом, наркоманией или психическими заболеваниями, складывается весьма трагически, если вовремя не вмешаться. Поэтому необходимо выразить особую благодарность тем людям, гражданская позиция которых не позволяет оставаться равнодушными к проблемам таких детей.

В минувшем году граждане не раз информировали Уполномоченных о нарушениях в отношении несовершеннолетних в семье. Сегодня это можно сделать по телефону: (4212) 302-301. Сообщение примет сотрудник аппарата Уполномоченного либо его можно продиктовать на автоответчик.

Кроме этого, в крае уже год работает Единый детский телефон доверия с общефедеральным номером 8-800-2000-122. Уполномоченный по правам ребенка неоднократно проводил приемы по этому номеру.

По обращениям граждан о жестоком обращении с детьми сотрудники аппарата Уполномоченного проводят выездные проверки совместно с ведомствами по работе с неблагополучными семьями, профилактике преступности, правонарушений несовершеннолетних, комитетов по управлению соответствующими округами администрации города Хабаровска.

Приведем следующий пример. В октябре минувшего года от гражданки К. (дело от 25.10.2010 № 1239/9) была принята телефонограмма о нарушении прав несовершеннолетнего в семье. Со слов заявительницы, ребенок проживает с родителями и в последнее время с их стороны к нему применяется физическая сила. Кроме того, за ребенком не осуществляется должный уход, он часто остается голодным.

К сожалению, доказать физическое насилие в семье достаточно сложно. По истечении некоторого времени следы побоев (даже если они были) проходят, а ребенок зачастую не готов свидетельствовать против родителей. В данном случае так оно и получилось.

Вместе с тем, семья действительно оказалась из числа неблагополучных. Мать ребенка злоупотребляет алкогольными напитками, созданию условий для достойного развития ребенка внимания не уделяет. Он неоднократно оставался без надзора, а ведь ему всего 4 года! Поэтому этой семьей вплотную стали заниматься специалисты комиссии по делам несовершеннолетних.

Через некоторое время пришло обнадёживающее известие, что в результате ряда профилактических мер, в том числе привлечения матери к административной ответственности, обстановка в семье стабилизировалась. Оснований для изъятия ребенка из семьи в настоящее время нет.

Безусловно, только атмосфера нетерпимости к любым формам и проявлениям жестокости к детям, общественный и государственный контроль в местах потенциальной опасности для них, профилактика, в том числе через определенные формы принуждения «неблагополучных» семей, позволит значительно снизить риск причинения ребенку как физического, так и нравственного насилия. 

 

Взаимодействие Уполномоченного по правам ребенка
с государственными органами и правовое просвещение населения 

В целях соблюдения Конвенции ООН о правах ребенка, других международных документов, федерального и краевого законодательства в сфере защиты прав ребенка в феврале нынешнего года заключено Соглашение Уполномоченного по правам ребенка и министерства образования и науки края. Соглашением предусмотрено взаимодействие в сфере обеспечения и защиты прав несовершеннолетних.

Так, Стороны оказывают содействие при проверках жалоб о нарушениях прав и интересов несовершеннолетних в области образования, стал постоянным обмен информацией по вопросам обеспечения и защиты прав несовершеннолетних, проводятся научно-практические конференции.

В рамках совместной деятельности Уполномоченного по правам ребенка и Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю в 2011 году проводились совместные приемы граждан. Люди отметили положительные результаты таких встреч. Прежде всего, это касается упрощения процедуры обращения в эти органы и ускорения процесса решения различных вопросов.

Отмечу и сотрудничество Уполномоченного по правам ребенка с органами следствия края, в частности, со Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю, а также с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю.

Кроме того, проводятся различные мероприятия по правовому просвещению несовершеннолетних. Так, 20 ноября 2010 года Уполномоченный по правам ребенка совместно со студентами ведущих высших образовательных учреждений провели «День правовых знаний», посвященный принятию Конвенции ООН о правах ребенка. Цель мероприятия – пропаганда знаний положений Конвенции среди несовершеннолетних Хабаровска. При этом было охвачено более 30 общеобразовательных учреждений города Хабаровска с участием полусотни студентов-волонтеров, проводивших открытые уроки для школьников. В нынешнем году мы проведем такие уроки во всех школах Хабаровского края.

Опять же для активизации правового просвещения совместно с детской студией телевидения подготовлены 5 игровых роликов, предлагающих механизмы защиты прав детей в различных ситуациях.

Уполномоченным по правам человека и уполномоченным по правам ребенка ежегодно проводятся конкурсы рисунков на правовую тематику среди учащихся общеобразовательных учреждений края, а также среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, воспитывающихся в краевых учреждениях. Наиболее активные участники таких мероприятий награждаются ценными призами.

 

В октябре прошлого года при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Уполномоченным было организована Межрегиональная конференция «Семья и детство без жестокости и насилия» В обсуждении злободневной темы приняли участие более 100 человек из Хабаровского и Приморского краев, Амурской, Челябинской и Еврейской автономной областей.

Уполномоченный также принимал участие во всероссийских мероприятиях, посвященных проблеме защиты детства: Всероссийском Форуме в Казани «Вместе – ради детей», в Международных форумах социальных работников Сибири и Дальнего Востока «Семья ХХI века, «С надеждой в будущее» (Иркутск-2010) и «Модернизация социальной сферы» (Хабаровск-2011), в съездах уполномоченных по правам ребенка в Москве (2010 г.) и в Тюмени (2011 г.). Опыт работы регионов в сфере защиты прав детей был представлен на коллегиях министерств социальной защиты населения и образования и науки Хабаровского края, в работе которых принимал участие уполномоченный по правам ребенка. Уполномоченный также является членом Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Межведомственной комиссии по организации летнего отдыха и участником координационного совещания по обеспечению правопорядка при Губернаторе Хабаровского края.

В рамках статьи 21.5 Закона №44 уполномоченный взаимодействует с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка, а также с уполномоченными по правам ребенка в субъектах Федерации. После визита в Хабаровский край П.А.Астахов дал высокую оценку деятельности органов власти Хабаровского края по защите прав и законных интересов детей и дал рекомендации по формированию регионального института уполномоченного по правам ребенка, как самостоятельного, законодательно утвержденного органа.

Понимая необходимость консолидации усилий по защите прав ребенка все уполномоченные в субъектах Российской Федерации подписали соглашение о сотрудничестве и взаимодействии. И уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае неоднократно обращался к коллегам из других субъектов ДФО. Совместные действия с уполномоченными Амурской области, Приморского края, Республики Саха (Якутия) и ЕАО позволили восстановить права детей на проживание в семье, на общение с матерью, осужденной в исправительной колонии №12.

А 10 августа этого года состоялось первое заседание Координационного совета Уполномоченных по правам ребенка субъектов Российской Федерации при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе, на котором уполномоченному по правам ребенка в Хабаровском крае доверено возглавить Координационный совет.

 

(Из выступления уполномоченного по правам ребенка
в Хабаровском крае С.Л. Жуковой
на заседании постоянного комитета по законности и социальной защите населения Законодательной думы Хабаровского края 7 сентября 2011 года).