Услышать, понять, помочь

30.06.2011

     Взрослые и дети

УСЛЫШАТЬ, ПОНЯТЬ, ПОМОЧЬ
 

     В жестоком взрослом мире дети нередко сталкиваются с несправедливостью и насилием. Чтобы противостоять этому злу, три года назад Указом главы государства в России учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. В нашем крае чуть больше года эту работу ведет Светлана Леонидовна ЖУКОВА.

     Какие права детей нарушаются? Какие проблемы волнуют сегодня? Об этом наш разговор с уполномоченным по правам ребенка в Хабаровском крае.

     

     - Проблем с соблюдением прав детей достаточно много. В последнее время возникают трудности по реализации права на дошкольное образование в некоторых муниципальных образованиях. Трудно выявить насилие в семье. Беспокоят проблемы одиноких родителей. Вывод один: государству необходимо вкладывать серьезные деньги в обеспечение прав семьи. А это, прежде всего, создание людям благоприятных экономических и жилищных условий, обеспечение доступности и качества образования и здравоохранения детей, их интеграции в общество.

     Нарушения прав на образование детей-инвалидов актуальны и для нашего региона. Собственно, этот вопрос актуален для России в целом. В 2008 году была подписана Конвенция ООН о правах инвалидов, чем Российская Федерация подтвердила свое намерение создать в стране условия, при которых инвалиды не будут чувствовать себя ущемленными в реализации прав и свобод, в том числе, и в праве на образование.

     В нашем крае немало коррекционных детских учреждений. Однако большинство сосредоточены в краевом центре. Дети-инвалиды, проживающие в отдаленных районах, практически лишены возможности получать дошкольное образование. Среди них и дети-колясочники. В регионе много делается для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Но много и нерешенных вопросов. Это тема отдельного большого разговора.

     Другая больная тема. Мы не раз обращали внимание властей на то, что законодательно закрепленное право детей-сирот на внеочередное обеспечение жилой площадью решается медленно. Сегодня в Хабаровском крае проживают более восьми тысяч детей, имеющих статус сирот. И эти цифры имеют стойкую тенденцию к росту. Ежегодно из детских домов и школ интернатов выпускаются около 300 ребят. И большинство из них не имеют работы, жилья, профессиональных навыков.

     При выходе из детского дома после более десяти лет неустанной опеки и полного государственного обеспечения ребенок оказывается один на один со своими проблемами, совершенно никому не нужным, да к тому же не приспособленным к реальной жизни. И одному государству с этой проблемой не справиться. Поэтому считаю, что к решению проблем должны включиться  различные общественные организации. Например, в некоторых регионах страны создаются специальные центры сопровождения выпускников детских домов, социальные гостиницы, постинтернатные отделения при детских учреждениях. Семейная форма устройства детей частично снимает проблему. Подобная работа ведется и в Хабаровском крае. Однако ребят, которым нужна помощь, по-прежнему много.

     Недавно мы провели разговор «за круглым столом» и обсуждали тему о том, как помочь тем, кто остался без родительской опеки. Неутешительную статистику привел уполномоченный по правам человека в крае Ю.Н. Березуцкий. Около 72 процентов обращений, касающихся детей-сирот, затрагивают вопрос выделения им жилья, и сейчас на очереди за получением квадратных метров стоят более трех тысяч человек. По его мнению, вопросы обеспечения жильем и социализации ребенка необходимо решать на уровне исполнительной власти через органы местного самоуправления. Но попечительские советы, общественные организации и гражданское общество в целом должны взять под контроль эту ситуацию.

     Участники «круглого стола» высказали мысль о том, что в трудоустройством детей-сирот должны заниматься не только государственные органы, но и предприниматели, и коммерческие организации края. Кроме того, следует вести активную пропагандистскую работу по привлечению общественности к решению проблем детей-сирот.

     В нынешнем году мы с юристами аппарата уполномоченного посетили более десятка краевых учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Самым распространенным недостатком является тот факт, что многие воспитанники не получают алименты на содержание. Это противоречит пункту 2 статьи 71 Семейного кодекса РФ, который устанавливает, что лишение родительских прав не освобождает отцов и матерей от обязанностей по содержанию своих же детей. При этом некоторые отделы судебных приставов не предоставляют в детские учреждения данные о принятых мерах по исполнению решений судов о взыскании алиментов.

     В ходе выездных проверок выявляются и другие недостатки. Так, в некоторых детских домах и школах-интернатах обнаруживаются неукомплектованные учетные дела детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и состоящих на учете в городских и сельских поселениях. Часть выпускников не состоит на учете по жилью в министерстве ЖКХ края, поскольку соответствующие муниципальные органы вовремя не предоставили документацию. В связи с этим считаю, что детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилья, значительно больше, чем указано в статистических данных.

     Свои выводы по этим и другим «детским» проблемам, предложения по защите прав ребенка направляю в краевые органы власти и различные ведомства. Радует, когда что-то меняется. К примеру, 1 июня губернатор подписал краевую целевую программу «Государственная поддержка развития муниципальной системы дошкольного образования в Хабаровском крае в 2011-2013 годах». В рамках этого документа будут построены детские сады в микрорайонах «Строитель» и «Флегонтова» в Хабаровске. В 2012 году намечено строительство детского сада и в «Рабочем городке». Планируются и осуществляются другие меры по созданию лучших условий для воспитания и развития детей.

     Мои будни заполнены регулярными приемами граждан, работой со множеством обращений, поступающих на сайт уполномоченного и по телефону (в том числе по «горячей линии»). Всегда откликаюсь на приглашения по участию в различных детских мероприятиях, что помогает вести определенную работу и позволяет быть в курсе настроений в обществе. Это нужно еще и для того, чтобы дети сами рассказывали о своих проблемах взрослым. А взрослые - услышали и поняли их.

     Вот малая часть работы уполномоченного по правам ребенка. Проблем хватает. Особенно болит душа, когда сталкиваюсь с несправедливостью, допущенной кем-то по отношению к ребенку. Дети должны расти счастливыми и гармонично развиваться. Ведь в этом заинтересованы все взрослые. Значит, и устранять проблемы, мешающие детскому счастью, нам надо всем вместе - и власти, и обществу.

Сергей АКИМОВ.