Реализация конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь

Раздел III. Основные аспекты соблюдения прав и свобод человека в Хабаровском крае
 

Глава IV. Реализация конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь
 

     Право на охрану здоровья входит в число важнейших социальных прав граждан Российской Федерации. Данное право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Такая помощь гражданам гарантируется государством и оказывается при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях, включая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, выплату пособия по временной нетрудоспособности.

     Вместе с тем, соблюдение прав граждан в этой сфере требует от государства осуществления целого комплекса мер, направленных на создание правовых и материальных гарантий как на федеральном, так и региональном уровнях. Необходимо отметить, что последовательная реализация в крае приоритетного национального проекта «Здоровье» позволила улучшить качество медицинской помощи, повысить ее доступность для населения, обеспечить увеличение заработной платы медицинским работникам, повысить квалификацию медицинских кадров, развить высокотехнологичные виды медицинской помощи, стабилизировать эпидемиологическую ситуацию по инфекционным заболеваниям.

     Люди, несомненно, видят позитивные изменения в области здравоохранения, отмечают появление в крае новых высокотехнологичных медицинских центров, современное медицинское оборудование используется в больницах и поликлиниках. Все это существенным образом сказывается на отношении человека к оказанию ему качественной медицинской помощи.

     Вместе с тем, многие проблемы здравоохранения оказались не решенными. В 2008 году к Уполномоченному продолжали поступать обращения граждан, в которых они указывали на низкое качество обслуживания, грубое и невнимательное отношение части медицинского персонала к пациентам, наличие очередей на прием к врачам, неудовлетворительное льготное лекарственное обеспечение, дороговизну платных медицинских услуг.

     Так, в феврале 2008 года обратилась гражданка К. (дело № 209/к от 26.02.2008) о предоставлении бесплатного лечения ее 8-летнему ребенку. Дочь не видит одним глазом. Врачи признали, что ребенок действительно нуждается в длительном и дорогостоящем лечении, но реальной помощи нет. Причем, в этом же месяце учреждения медико-социальной экспертизы девочке отменили инвалидность. В итоге она потеряла все льготы и преимущества по лечению и дальнейшей реабилитации.

     Заявительница указала, что пока ребенку была установлена группа инвалидности, она бесплатно лечилась в Хабаровском филиале ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. академика С.Н.Федорова, была возможность съездить на санаторно-курортное лечение, получить бесплатное лекарство. Теперь женщина не может лечить своего ребенка из-за трудного финансового положения.

     Благодаря активной помощи министерства здравоохранения края вопрос о бесплатном лечении девочки был решен положительно. Обследование и лечение ребенка проведено в Хабаровском филиале ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» за счет средств Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования.

     Проблемой остается доступность медицинской помощи для граждан, проживающих в отдаленных и труднодоступных районах края. Большие расстояния, зависимость населенных пунктов от авиационного и железнодорожного сообщения - все это приводит к серьезной проблеме по получению медицинской помощи. Частичную помощь в решении этой проблемы оказывает передвижной консультативно-диагностический центр «Матвей Мудров». Уже второй год специализированный поезд, оснащенный современным медицинским оборудованием, обслуживает отдаленные населенные пункты края, в том числе Ванинский, Советско-Гаванский, Солнечный, Амурский и Верхнебуреинский районы. По ходу следования поезда высококвалифицированные врачи проводят диагностическое обследование детей, ветеранов войны и труда. Жители отдаленных сел получают квалифицированную помощь лучших медицинских специалистов края.

     На доступность медицинской помощи влияет и проблема обеспечения учреждений здраво-охранения медицинскими кадрами, оснащения больниц и поликлиник высокотехнологичным оборудованием. По данным министерства здравоохранения края, особые трудности испытывают Охотский, Верхнебуреинский, Тугуро-Чумиканский муниципальные районы, а также район имени Полины Осипенко.

     К сожалению, серьезно обострил данную проблему Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, который разделил предоставление мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим в сельской местности и рабочих поселках, на федеральный, региональный и муниципальный уровни. При этом закон заменил натуральные льготы по бесплатному предоставлению квартир с отоплением и освещением на компенсацию расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги. Если в крае действует отлаженный механизм предоставления таких льгот для медицинских и фармацевтических работников краевых и муниципальных учреждений здравоохранения, то в отношении врачей и фармацевтов федеральных учреждений такой порядок отсутствует.

     Анализ заявлений граждан, доказывает, что в минувшем году сохранялась проблема льготного обеспечения граждан лекарственными средствами. В первую очередь это касается федеральных льготников. Граждане сообщали о нарушениях, связанных с длительным ожиданием лекарственных средств по льготным рецептам из-за отсутствия препаратов в аптечных учреждениях. При этом люди, страдающие различными заболеваниями, как правило, не могли обходиться без назначенных им лекарственных средств, поскольку это приводило к существенному ухудшению здоровья. В связи с этим при отсутствии в льготном отделе необходимого лекарственного препарата они вынуждены были приобретать его на собственные средства.

     Так, в своем обращении гражданка П. (дело № 180/п от 20.02.2008) указывала, что более 20 лет страдает несахарным диабетом. В январе 2008 года ей был выписан рецепт на получение лекарственного препарата «Минирин». Но в аптеке п. Переяславка в выдаче лекарственного средства ей отказали, так как «медикамента нет и неизвестно, когда будет». Препарат жизненно необходим человеку, а заменителя нет. Отсутствие лекарства влечет обострение болезни. В течение месяца человеку было предоставлено только 30 таблеток, а ей необходимо 90, остальное лекарство пришлось приобретать самостоятельно, заплатив 6000 рублей.

     Вмешательство Уполномоченного и министерства здравоохранения края позволило решить проблему обеспечения гражданки П. препаратом на месячный курс лечения. Вопрос по дальнейшему обеспечению больных этим препаратом был взят на контроль министерства.

     Другой пример. К Уполномоченному обратился гражданин А. (дело № 565/а от 02.06.2008) об оказании помощи в получении лекарственного препарата «Фенобарбитол». Заявитель является краевым льготником по лекарственному обеспечению, но в аптеке г. Амурска по льготному рецепту он не мог получить для ежедневного приема столь необходимое лекарственное средство. Как сообщили в отделе здравоохранения администрации Амурского муниципального района, этот препарат находится в стойкой дефектуре ЗАО «РОСТА» из-за отсутствия поставок от производителя. В связи с чем льготный препарат не поступал в аптеки города. Таким образом, гражданин даже за свои личные средства не смог приобрести препарат.

     Только после вмешательства Уполномоченного и министерства здравоохранения края вопрос обеспечения гражданина А. лекарственным препаратом был решен через систему аптечных учреждений КГУП «Фармация».

     Учитывая значимость этого вопроса, Уполномоченный постоянно отслеживает ситуацию в данной области. По данным министерства здравоохранения края, в 2008 году количество рецептов, находящихся на отсроченном обеспечении, выписанных за счет средств федерального бюджета, составило 1137 единиц, за счет краевого бюджета -527, из них до 10 дней находятся на отсроченном обеспечении по федеральной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи - 590 рецептов, по региональной -228.

     Основные причины отсроченного отпуска лекарственных препаратов:

     выписка лекарств в количествах, превышающих заявку на лекарственные средства;

     недопоставка лекарственных препаратов по отдельным наименованиям;

     выписка лекарственных средств для вновь выявленных пациентов, ранее не включенных в регистр;

     увеличение сроков от момента отгрузки лекарственных средств до их поступления в пункты пропуска.

     Серьезную обеспокоенность вызывает закрытие аптечных учреждений. Только в 2008 году закрыто 15 аптек системы КГУП «Фармация». Основные причины - убыточность и отсутствие фармацевтических специалистов. В результате КГУП «Фармация» вынуждено сокращать свои непроизводственные расходы. При этом, к сожалению, экономические проблемы преобладают в ущерб интересам населения. Как правило, такие аптеки выполняли функции по изготовлению лекарственных препаратов, обеспечению граждан льготными или бесплатными лекарственными средствами, а также обеспечивали фельдшерско-акушерские пункты лекарствами. Закрытие или даже перевод такой аптеки в другое помещение вызывает у граждан тревогу и, как следствие, жалобы в различные инстанции.

     Так, в адрес Уполномоченного обратилась председатель Верхнебуреинского районного Совета ветеранов войны и труда С. (дело № 809/с от 18.08.2008) об оказании содействия в сохранении Центральной районной аптеки № 8 Хабаровского КГУП «Фармация» по ул. Парковой, д. 11. В обращении указывалось, что перенос аптеки по другому адресу приведет к тому, что население района, особенно люди пожилого возраста, из-за серьезной разрозненности аптечных учреждений ощутят серьезные трудности по обеспечению и изготовлению лекарственных препаратов. Новая схема аптечного обслуживания населения очень неудобна для людей пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями передвижения. Кроме того, закрытие отдела по производству очковой продукции приведет к ее удорожанию, что скажется на материальном положении пенсионеров и малообеспеченных гражданах. Председатель Совета ветеранов просила Уполномоченного помочь сохранить отлаженную годами систему обеспечения населения Верхнебуреинского района лекарственными препаратами.

     Работа с обращением, показала всю серьезность проблемы в этой отрасли. Только по аптеке № 8 убытки за 2007 год составили 4,7 млн. рублей, за I полугодие 2008 года - 2469 тыс. рублей. Мероприятия, проведенные по оптимизации расходов, не привели к финансовой устойчивости аптечного учреждения. Производство экстемпоральных лекарственных форм оставалось убыточным, помещение аптеки требовало серьезного капитального ремонта, в том числе замены инженерных и электрических сетей, переоборудования устаревшей системы охранно-пожарной сигнализации. С 2001 года аптека №8 не имеет лицензии на производство медицинской техники (коррегирующих очков). Работы по ремонту очков производились в нарушение установленных требований.

     Детально разобравшись в ситуации, Уполномоченный убедился, что министерство здравоохранения края, Хабаровское КГУП «Фармация», администрация Верхнебуреинского района вынуждены были пойти на непопулярные меры по переносу аптеки. Бездействие в данном вопросе может только усугубить ситуацию.

     Главным для Уполномоченного является то, что после переноса аптеки по новому адресу в ней будет осуществляться розничная торговля медикаментами, а также отпуск лекарств лечебно-профилактическим учреждениям района и фельдшерско-акушерским пунктам, сохранится работа с наркотическими и психотропными лекарственными средствами. Перевод аптеки по новому адресу будет произведен только после ремонта нового помещения, монтажа охранно-пожарной сигнализации, получения необходимых лицензий и заключений на деятельность. Однако Уполномоченный сохраняет контроль по данному обращению и при поездке в поселок Чегдомын обязательно ознакомится с лекарственным обеспечением жителей Верхнебуреинского района.

     Очевидно, что вопросы здравоохранения и социальной защиты являются одними из наиболее острых проблем для людей при реализации их прав на жизнь и достоинство. Уполномоченный убежден, что последовательная политика Хабаровского края в области здравоохранения поможет вывести охрану здоровья его жителей на качественно новый уровень.