Реализация конституционного права граждан на жилище

Раздел III. Основные аспекты соблюдения прав и свобод человека в Хабаровском крае
 

Глава II. Реализация конституционного права граждан на жилище
 

     Среди прав человека и гражданина право на жилище занимает особое место, оно является неотъемлемым социальным благом, атрибутом цивилизованного общества, одним из основных показателей благосостояния граждан. Реализация этого права должна обеспечивать постоянную жизнедеятельность человека, формировать его как личность, удовлетворять материальные и духовные потребности, являться основой для создания семьи и рождения детей. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах указано, что государства признают право каждого человека на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, а также непрерывное улучшение условий жизни. Только человек, имеющий достойные жилищные условия, способен эффективно трудиться, улучшать свое благосостояние, быть востребованным для всего общества.

     С переходом России к рыночной экономике основная ставка государства была сделана на то, чтобы удовлетворить потребность населения в жилье за счет их собственных финансовых средств. Для этого жилищным законодательством гражданам предоставлены большие права по приобретению жилья в частную собственность без ограничения его количества, размеров и стоимости, существенно расширены права на индивидуально-жилищное строительство, создание товариществ застройщиков, участие в жилищных и жилищно-строительных кооперативах.

     В крае наблюдается устойчивая тенденция роста объемов жилищного строительства. Если в 2006 году введено 205,1 тыс. кв. м, в 2007 году - 265,8 тыс. кв. м, то в 2008 году - уже 301,949 тыс. кв. м. В результате в эксплуатацию введено на 9,2 процента жилья больше, чем планировалось (276,5 тыс. кв. м), и на 13,6 процентов больше, чем в 2007 году.

     В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» введено в эксплуатацию 188 квартир по переулку Холмскому в г. Хабаровске, общей площадью 12,4 тыс. кв. м. При этом 137 молодых семей получили социальные выплаты из федерального и краевого бюджетов, 51 семье выплаты были произведены из краевого бюджета. Государственная поддержка таких семей составила 60 процентов от стоимости 1 кв. м жилья, установленного Министерством регионального развития Российской Федерации.

     Правительством края проведена работа по заключению соглашений с 12 муниципальными образованиями по субсидиям местным бюджетам для предоставления молодым семьям социальных выплат. Из краевого бюджета в муниципальные образования перечислены 16,2 млн. рублей, что позволило дополнительно распределить социальные выплаты 40 молодым семьям. Таким образом, затраты краевого бюджета в 2008 году на предоставление выплат молодым семьям составили 110,5 млн. рублей, в том числе 755,5 тыс. рублей на предоставление дополнительных социальных выплат при рождении (усыновлении) одного ребенка. Государственную поддержку получили 228 молодых семей.

     В рамках реализации постановления Губернатора Хабаровского края от 15.03.2005 № 61 «О порядке предоставления жителям Хабаровского края государственной поддержки в строительстве жилья на условиях ипотеки с привлечением бюджетных средств» ведется строительство жилья на условиях ипотеки в микрорайоне по ул. Флегонтова. В 2008 году введено в эксплуатацию более 63 тыс. кв. м жилья, что позволило улучшить жилищные условия 1000 семей. На оказание государственной поддержки гражданам при строительстве жилья на условиях ипотеки из краевого бюджета выделено 289,6 млн. рублей. Привлеченные средства граждан составили 1949,4 млн. рублей. Стоимость 1 кв. м жилья с полной отделкой составила от 26350 до 31750 рублей, в зависимости от периода заключения договора долевого участия в строительстве (при рыночной стоимости более 40 тыс. рублей за кв. м без отделки). В 2008 году кредитными организациями гражданам выдано 4718 кредитов на общую сумму 7,35 млрд. рублей.

     Однако проблем в жилищной сфере скопилось столько, что одномоментно разрешить их невозможно. Подтверждением тому являются 1252 обращения граждан, поступившие в адрес Уполномоченного, по вопросу реализации их права на жилище. Основными проблемами по-прежнему оставались вопросы предоставления жилья по договорам социального найма, признания жилых помещений аварийными и непригодными для проживания, приватизации общежитий, ненадлежащего содержания муниципального жилищного фонда.

     В свою очередь, мировой финансовый кризис привел к тому, что в октябре-декабре 2008 года многие банки приостановили ипотечное кредитование на первичном рынке жилья, а также ужесточили условия предоставления ипотечных кредитов на вторичном рынке.

     Безусловно, органам государственной власти и местного самоуправления жилищные проблемы жителей края хорошо известны, но гражданам необходимо, чтобы о данных проблемах не только знали, но и принимали действенные меры по их разрешению. Сочувствие и поиски виноватых уже не востребованы обществом, граждане ждут понятных и адекватных действий по решению их жилищных проблем.

     Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, малоимущие и иные указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище, обеспечиваются им бесплатно или за доступную плату.

     В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставление жилья в порядке очередности малоимущим гражданам является обязанностью органов местного самоуправления. Однако данное полномочие практически не реализуется на местах, так как строительство муниципального жилищного фонда социального использования за счёт средств местных бюджетов не ведётся. Основной причиной является отсутствие достаточных финансовых средств у муниципалитетов. Люди вынуждены десятками лет ждать получения квартир.

     Приведем пример. В мае 2008 года к Уполномоченному поступило заявление жительницы г. Хабаровска гражданки Г. (дело № 472/г от 05.05.2008) о предоставлении квартиры в порядке очередности. Заявительница с 2001 года стоит в очереди на улучшение жилищных условий, работает уборщицей и самостоятельно приобрести жилье не может. В 2001 году она стояла на очереди под № 684, а после принятия Жилищного кодекса Российской Федерации и объединения всех очередей по округам города, ее очередность на 1 января 2008 года стала под № 4066. При наличии такой очереди возникает вполне правомерный вопрос: «Через сколько лет гражданка Г. будет обеспечена жильем?».

     В органах местного самоуправления в очередях на улучшение жилищных условий остались люди, которые не в состоянии решить самостоятельно жилищную проблему в ближайшем будущем, прежде всего, из-за недостаточного уровня дохода, «вымывания» недорогого жилья с рынка недвижимости. Поэтому постоянные ответы органов местного самоуправления о том, что свободного жилья у них нет, красноречиво свидетельствуют о невозможности малоимущих граждан реализовать свое конституционное право на бесплатное жилье.

     Более того, граждане не могут получить жилые помещения даже на основании решения суда. Так, к Уполномоченному обратилась гражданка Ц. (дело № 686/ц от 15.07.2008) с просьбой о содействии в предоставлении квартиры. В своем заявлении она указывала, что с дочерью проживала в ветхом деревянном доме, имевшем в 1989 году 89 процентов износа. В 2003 году дом сгорел и был снесен, однако гражданке Ц. администрация г. Хабаровска квартиру не представила.

     Заявительница вынуждена в течение пяти лет снимать жилье. Затем она обратилась в суд. В ноябре 2007 года Центральный районный суд Хабаровска обязал администрацию города предоставить заявительнице и ее несовершеннолетней дочери благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, размером не менее 42 кв. м общей площади. Однако решение суда не было исполнено. Основная причина - отсутствие свободного жилья. В августе 2008 года в администрации города на исполнении числилось 33 решения суда о предоставлении гражданам 45 жилых помещений, из них 27 решений было принято ранее судебного акта, затрагивающего интересы гражданки Ц. Ее обращения к судебным приставам и прокуратуру результатов не дали. Ответ один - жилье будет предоставлено только после исполнения других решений судов.

     Конечно, рано или поздно администрация города решение суда исполнит, но что делать другим гражданам, которые годами терпеливо стоят в очереди на жилье? По таким вопросам органы местного самоуправления обязаны принимать активные действия, а не только ссылаться на плохое финансовое положение и отсутствие муниципального жилья.

     При этом довольно часто люди отказываются от жилых помещений, которые им предлагаются органами местного самоуправления или фирмами-застройщиками, так как они не соответствуют элементарному понятию благоустроенного жилья. Такие действия органов местного самоуправления вызывают правомерные возмущения жителей края, так как они слишком долго ждали решения своего жилищного вопроса.

     Так, жительница Хабаровска гражданка С. в своем заявлении указала (дело № 217/с от 27.02.2008), что ей была предложена квартира, в которой жить невозможно. Жилое помещение находится в антисанитарном состоянии, оконные рамы без стекол и не закрываются, подоконники прогнили, дверные коробки разбиты, в дверях дыры. Ванная комната в ужасном состоянии, с потолка хлопьями свисает краска, унитаз не работает, все водопроводные трубы сгнили. В квартире отсутствует свет, так как повреждена электропроводка. После вмешательства Уполномоченного удалось добиться косметического ремонта квартиры, замены сантехнического оборудования. По заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае», предоставленная гражданке С. квартира стала соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам, предъявляемым к жилым зданиям и помещениям. Дополнительно аппаратом Уполномоченного для заявительницы было подготовлено исковое заявление в суд для решения вопроса о предоставлении ей другого жилого помещения по договору социального найма.

     Другой пример. К Уполномоченному обратилась гражданка Б. (дело № 586/б от 07.06.2008) о своем несогласии с предоставляемым жильем. Дом, в котором проживает ее семья, сносят, администрация г. Комсомольска-на-Амуре переселяет людей в неравноценное, неблагоустроенное жилье. В «новой» квартире нет горячего и холодного водоснабжения, системы отопления, ванной и туалетной комнат. В действиях администрации города Уполномоченный усмотрел нарушение статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой установлено, что предоставляемое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, и обратился в органы прокуратуры с обоснованием свой позиции. Прокуратура г. Комсомольска-на-Амуре поддержала мнение Уполномоченного. В администрацию г. Комсомольска-на-Амуре было внесено представление об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства и о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение закона.

     В 2008 году продолжала сохраняться проблема обеспечения жильём отдельных категорий граждан за счет субсидий из федерального бюджета, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Основными причинами неудовлетворительного состояния дел в этой сфере являются:

     недостаточное финансирование из федерального бюджета, что не дает возможность существенно сократить очередь среди граждан, стоящих на получение субсидий;

     несоответствие размера субсидий реальной стоимости жилья в крае.

     По распоряжению Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года № 228-р Хабаровскому краю в 2008 году распределено только 283 государственных жилищных сертификата выпуска 2008 года на общую сумму 428,518 млн. рублей, в том числе для граждан:

     выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - 207 сертификатов на сумму 297,7764 млн. рублей;

     уволенных с военной службы и приравненных к ним лицам -73 сертификата на сумму 126,509 млн. рублей;

     подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и катастроф и приравненных к ним лиц - 2 сертификата на сумму 3,283 млн. рублей;

     признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами - 1 сертификат на сумму 0,95 млн. рублей.

     В 2008 году в край поступили 296 сертификатов, распределено - 231 на общую сумму 362,68 млн. рублей, в том числе для граждан:

     выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - 183 сертификата на сумму 286,256 млн. рублей;

     уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц - 45 сертификатов на сумму 72,468 млн. рублей;

     подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и катастроф и приравненных к ним лиц - 2 сертификата на сумму 3,032 млн. рублей;

     признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами - 1 сертификат на сумму 0,927 млн. рублей.

     При этом численность граждан, состоящих на учете на получение государственного жилищного сертификата, на 1 сентября 2008 года составила 9095 человек.

     В 2008 году изъявили желание участвовать в подпрограмме 3997 семей, в том числе:

     выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей - 3809 семей;

     уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц - 130 семей;

     подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и катастроф и приравненных к ним лиц - 13 семей;

     признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами - 45 семей.

     Недостаточное количество государственных жилищных сертификатов, предоставляемых краю, приводит к многочисленным жалобам людей в органы государственной власти края, Уполномоченному. Так, в своем заявлении житель с. Джонка Нанайского района гражданин З. (дело № 192/з от 21.02.2008) указывает, что ему 77 лет, он является инвалидом II группы, уже несколько лет состоит на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Однако очередь движется крайне медленно, поэтому у него нет больше сил и здоровья ждать получения жилищного сертификата. Пенсионер в своем заявлении указывает, что в связи с преклонным возрастом он может так и не дождаться реализации своего права. Проверка, проведенная аппаратом Уполномоченного, нарушений в порядке движения очереди и злоупотреблений должностных лиц не выявила. Гражданин З. состоит на учете под № 45, и жилищная субсидия будет предоставлена ему в порядке очередности. Только хочется верить, что пожилой человек доживет до этого долгожданного дня.

     Длительность реализации государством своих обязательств перед людьми приводит к тому, что в адрес Уполномоченного продолжают поступать многочисленные жалобы пенсионеров, несогласных с преимущественным правом инвалидов I и II групп, а также инвалидов с детства, в получении жилищных субсидий. К примеру, пенсионерка П. (дело № 219 от 27.02.2008) с 2003 года стоит в очереди на получение жилищной субсидии. В своем обращении она указывает, что за 5 лет ни один пенсионер не получил субсидии, сертификаты предоставляют только инвалидам. Человек спрашивает: «Зачем создавать видимость очередности и выполнения закона. Может честнее сказать пенсионерам, что они не имеют права на переселение?». К сожалению, разъяснения федерального законодательства не убеждают людей, а только усиливают их недовольство и разочарование.

     Серьезно усугубляет ситуацию и то, что размер жилищной субсидии полностью не покрывает рыночную стоимость жилья в крае. Так, Министерством регионального развития Российской Федерации на IV квартал 2008 года для Хабаровского края установлена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья для расчета субсидий на приобретение жилых помещений за счет федерального бюджета в размере 33850 рублей. В свою очередь, по данным министерства строительства края, рыночная стоимость 1 кв. м жилой площади за IV квартал 2008 года (прогноз) в г. Хабаровске составляет 55920 рублей на вторичном рынке жилья и 61595 рублей - на первичном рынке. По Хабаровскому краю стоимость 1 кв. м на первичном рынке жилья составила 48755 рублей и 44256 рублей - на вторичном рынке.

     В результате многие граждане не могут на предоставленную субсидию приобрести квартиру. К примеру, гражданка Ш. в своем заявлении указывает (дело № 1029/ш от 22.10.2008), что она проживает вдвоем с сыном в комнате общежития с. Мирное. В октябре 2008 года ей выдали сертификат на сумму 932580 рублей для самостоятельного поиска и приобретения жилья. Но на эту сумму она не может купить не только 2-х, но и однокомнатную квартиру в своем селе. Такой дисбаланс цен приводит к тому, что жители края вынуждены изыскивать дополнительные финансовые средства либо приобретать жилые помещения по общей площади ниже норматива, применяемого при расчёте размера субсидий. Понятно, что жилищные сертификаты - это всего лишь механизм (финансовая поддержка), с помощью которого должна решаться жилищная проблема. Но государство взяло на себя безусловное обязательство предоставить людям квартиры, поэтому такие сертификаты должны иметь реальное наполнение денежными средствами.

     И все-таки гражданам, о которых речь шла выше, есть на что надеяться, поскольку перед ними существуют государственные обязательства. Ежегодно федеральным бюджетом выделяются, пусть небольшие, но все же финансовые средства для решения их жилищной проблемы. Но есть категория граждан, которая оказалась без крыши над головой в буквальном смысле слова. Это люди, чье жилье пострадало в результате пожара или иных чрезвычайных обстоятельств, либо пришло в негодность в такой степени, что переезд требуется незамедлительно. Однако в лучшем случае большинство из них проживают у родственников, друзей и знакомых либо им предоставляется жилье в маневренном фонде, в котором граждане вынуждены проживать годами в ожидании получения жилья.

     И здесь та же общая проблема - отсутствие у органов местного самоуправления жилых помещений для вселения погорельцев в связи с недостатком средств, необходимых для приобретения или строительства (ремонта) жилья. При этом, как показывают обращения граждан, при их переселении в маневренный фонд органами местного самоуправления не соблюдается норма предоставления жилого помещения на одного человека (6 кв. м). Но люди вынуждены соглашаться на предлагаемые условия, так как в противном случае они просто окажутся на улице.

     К Уполномоченному обратилась гражданка Н. (дело № 1009/н от 16.10.2008) об оказании юридической помощи в составлении искового заявления для обращения в суд по предоставлению жилого помещения. Как указано в заявлении, дом, в котором проживала гражданка Н. со своей семьей, полностью сгорел. Чтобы не остаться на улице, ее семья из трех человек вынуждена была согласиться на вселение в комнату общежития маневренного фонда. Общая площадь комнаты составляет 16,5 кв. м, что противоречит норме предоставления жилых помещений маневренного фонда, установленной статьей 106 Жилищного кодекса Российской Федерации. Обращения гражданки Н. в администрацию г. Хабаровска о решении ее жилищного вопроса ни к чему не привели. В итоге она приняла решение подать исковое заявление в суд. Необходимая правовая помощь аппаратом Уполномоченного была оказана.

     И такие примеры не единичны. Люди, попадая в чрезвычайные ситуации, не чувствуют себя защищенными, вынуждены скитаться по съемным квартирам, ютиться во временном жилье маневренного фонда и опять годами ждать решения своего жилищного вопроса.

     Несмотря на сложности, органам местного самоуправления необходимо изыскивать средства на строительство муниципального (социально доступного) жилья либо на увеличение маневренного фонда. Одним словом, руководители местной власти должны искать и находить эффективные способы по обеспечению жильем нуждающихся граждан.

     Непреодолимым препятствием для жителей края является решение вопроса о признании объектов жилищного фонда непригодными для проживания. Для изучения этой проблемы осуществлялись выездные проверки в Амурском, Верхнебуреинском, Нанайском муниципальных районах, районе имени Лазо. Детально анализировались письменные жалобы граждан по этому вопросу. Итогам работы являются следующие выводы:

     1) население края слабо информировано о возможности признания их жилья непригодным для проживания. Такое положение дел особенно характерно для сельских поселений и рабочих поселков;

     2) во многих муниципальных образованиях нет межведомственных комиссий по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а деятельность районных комиссий не соответствует федеральному законодательству;

     3) органы местного самоуправления на годы затягивают процесс рассмотрения вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

     4) процедура признания жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, сложна и непонятна для людей.

     Пункт 3 части 2 статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселениях и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда, может находиться только в собственности поселений. В свою очередь, часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилое помещение признается непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

     Пункт 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 определяет, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией. Однако, как показали выездные проверки, такие комиссии в большинстве поселений не созданы. К примеру, в Верхнебуреинском муниципальном районе межведомственные комиссии созданы только в двух муниципальных образованиях - городском поселении «Рабочий поселок Чегдомын» и Новоургальском городском поселении. В 13-ти муниципальных образованиях района такие комиссии отсутствовали.

     Все это приводит к нарушению жилищных прав граждан, так как жители поселков лишены даже права обратиться к чиновнику с просьбой рассмотреть вопрос о признании их жилья непригодным для проживания. Сам факт отсутствия межведомственных комиссий свидетельствует о полном отсутствии информации у населения о своих правах и невыполнении должностными лицами органов местного самоуправления своих обязанностей.

     В свою очередь, в Верхнебуреинском муниципальном районе и районе имени Лазо продолжали действовать районные межведомственные комиссии. По мнению Уполномоченного, эти комиссии не вправе принимать решения о признании жилых помещений непригодными для проживания, так как часть 3 статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает нахождения жилищного фонда социального использования в муниципальной собственности района. Соглашения о передаче органам местного самоуправления муниципального района полномочий от поселений в данном вопросе также отсутствовали.

     Проверки, проведенные прокуратурами районов, подтвердили правомерность доводов Уполномоченного. Так, прокуратурой Верхнебуреинского района 13-ти главам поселений были внесены представления об устранении нарушений законодательства в части создания межведомственных комиссий по признанию объектов жилищного фонда непригодными для проживания и утверждении их составов. Главой района постановление от 01.08.2007 № 182 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» было признано утратившим силу. Главам поселений рекомендовано создать межведомственные комиссии. В свою очередь, Амурской городской прокуратурой в адреса двух глав поселений внесены представления о необходимости создания межведомственных комиссий и 2 представления о несоответствии составов комиссий постановлению Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

     Содействие, оказываемое Уполномоченным гражданам по вопросу признания жилых помещений непригодными для проживания, показывает, что органы местного самоуправления не заинтересованы в решении этой проблемы. Муниципальные образования затягивают принятие окончательного решения по аварийному дому или квартире, вовремя не проводят заседания межведомственных комиссий, стараются ограничиться решениями о капитальном ремонте дома, с дальнейшим длительным поиском финансовых средств для его проведения. Все это существенно влияет на реализацию жилищных прав граждан.

     В подтверждение приведем несколько примеров.

     Так, в 2007 и 2008 годах к Уполномоченному дважды поступали коллективные обращения жильцов дома по ул. Гвардейской, д. 6 г. Хабаровска (дела № 1194/м от 20.11.2007 и № 18\к от 11.01.2008) о непроведении администрацией города межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. В своих обращениях жильцы указывали, что их дом, 1938 года постройки, на 2005 год имел физический износ 78 процентов. Дом находится в аварийном состоянии, что не позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровья жильцов. Разрушен фундамент, имеется сильнейшая деформация стен, которые утратили несущую способность и могут обрушиться.

     В 2005 году проведено обследование дома, однако результат жильцам не известен, так как администрация г. Хабаровска категорически отказалась предоставить эту информацию. Особо подчеркнем, что на просьбы жильцов произвести ремонт дома они получали ответы о его нецелесообразности, так как износ основных несущих конструкций превышает допустимые пределы. При производстве работ будет существовать угроза обрушения наружных стен дома. Жильцы дома требовали проведения межведомственной комиссии и указывали, что необходимые документы были направлены ими в администрацию города еще в августе 2007 года.

     В ходе рассмотрения коллективного обращения в адрес Уполномоченного из администрации г. Хабаровска поступил ответ, что жильцы дома сами виноваты в том, что не проводится межведомственная комиссия, так как они не представили необходимые документы. Такой ответ вызвал возмущение людей. В своем повторном обращении они указывали, что все необходимые документы были ими представлены в августе и ноябре 2007 года на 87 листах. При этом они самостоятельно провели необходимые экспертные оценки технического, противопожарного и санитарного состояния дома. На полученный ответ у заявителей был только один вывод - администрация г. Хабаровска, имея необходимые документы, самоустраняется от рассмотрения вопроса о признании их дома непригодным для проживания.

     В результате переписки и телефонных переговоров 28 марта 2008 года заседание межведомственной комиссии состоялось, однако дом аварийным признан не был! Комиссия приняла решение о возможности проведения капитального ремонта дома, после которого будет продолжена процедура его оценки. Что мешало проведению капитального ремонта дома до решения комиссии?! Согласно статье 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, наймодатель жилого помещения обязан осуществлять капитальный ремонт дома. Данную обязанность в отношении жилья по ул. Гвардейской, д. 6 администрация г. Хабаровска не исполнила.

     На длительность принятия решений межведомственных комиссий влияет и необходимость осуществления проверки фактического состояния жилого помещения. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом. Такая оценка осуществляется специализированными организациями. Согласно данным администрации г. Хабаровска, стоимость обследования одного дома в среднем составляет 75 000 рублей. К примеру, в краевом центре принято решение об обследовании семи жилых домов, общая стоимость работ в среднем составит 525 тыс. рублей (ответ администрации г. Хабаровска по обращению гражданки К., дело № 989/к от 10.10.2008). Как следствие, бюджетные деньги могут быть израсходованы только на основании муниципального контракта, заключенного по итогам размещения муниципального заказа. В результате уходят месяцы на соблюдение данной процедуры, а люди продолжают жить в квартирах и домах, представляющих угрозу для их жизни.

     Столь плачевное положение дел с признанием жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирного дома аварийным, связано с прямой обязанностью органов местного самоуправления незамедлительно выселять граждан из такого жилья с предоставлением других благоустроенных жилых помещений. Учитывая, что свободного муниципального жилья нет или оно освобождается крайне редко, муниципальные образования не могут выполнить задачу, установленную жилищным законодательством. Так, в 2007 году администрацией городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» три многоквартирных дома были признаны аварийными и подлежащими сносу. Однако на момент проверки аппарата Уполномоченного (август 2008 года) 31 семья продолжала проживать в подобном жилищном фонде. Причина - отсутствие в поселке жилья. Прокуратурой Верхнебуреинского района главе поселка было внесено представление о нарушении жилищного законодательства и безотлагательном решении вопроса о предоставлении жилых помещений гражданам.

     К сожалению, без изменений в 2008 году оставалась и ситуация по признанию непригодным для проживания федерального жилищного фонда. Несмотря на многочисленные обращения субъектов Российской Федерации, Правительством страны так и не определен федеральный орган исполнительной власти, который вправе создавать межведомственную комиссию по оценке пригодности для дальнейшей эксплуатации жилых домов и помещений федерального жилищного фонда. Ответы, поступившие в адрес Уполномоченного из Министерства регионального развития Российской Федерации и Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, не конкретны и не содержат механизмов по решению столь злободневной для жителей края проблемы. В итоге права граждан остаются нарушенными.

     Традиционно много в 2008 году было обращений граждан по проблеме неудовлетворительного содержания муниципального жилищного фонда и некачественного предоставления коммунальных услуг. Обращения подобного рода поступали практически из всех муниципальных образований. Актуальность проблемы подтверждается как количеством жалоб, поступающих в адрес Уполномоченного, так и статистическими данными государственной жилищной инспекции Правительства края, с которой Уполномоченный активно взаимодействует.

     Основная причина ненадлежащего содержания муниципального жилищного фонда известна - это финансовая несостоятельность муниципалитетов. Однако стоит отметить, что в подавляющем большинстве органы местного самоуправления, управляющие компании стараются решать жилищно-коммунальные проблемы людей. Особенно тогда, когда это не требует серьезных капитальных вложений. Сложнее решаются вопросы ремонта жилых домов, лифтов и лифтового хозяйства, организации водоснабжения. Конечно, эти вопросы нельзя решить одномоментно, слишком много существует проблем в отрасли. Но если должностное лицо органа местного самоуправления обещало гражданам отремонтировать их дом в будущем году, обеспечить частный жилищный фонд водопроводной колонкой, отремонтировать крышу, то такие обещания должны исполняться. От этого во многом зависит авторитет местной власти.

     Однако, как показывает практика, очень часто должностные лица свои обещания не выполняют. Так, в адрес Уполномоченного поступила коллективная жалоба жильцов частного сектора по ул. Кирпичной г. Хабаровска (дело № 974 /к от 08.10.2008) об оказании содействия в организации водоснабжения улицы. В своей жалобе люди указывали, что десять лет они просят установить водопроводную колонку, так как действующая расположена на значительном расстоянии от их домов, что создает существенные трудности по обеспечению водой. В 2004 году администрация города выдала гарантийные обязательства о установке колонки осенью 2005 года. Однако до сих пор вопрос так и не решен.

     На запрос Уполномоченного от комитета по управлению Железнодорожным округом администрации г. Хабаровска получен ответ, что установка водоразборной колонки по ул. Кирпичной включена в перечень программных мероприятий администрации города по устройству водопроводных колонок для обеспечения частных домовладений питьевой водой на 2009-2010 годы. При такой организации работы Уполномоченный глубоко сомневается, что колонка появится в ближайшие два года. Должностные лица забывают, что согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», люди, проживающие в городских и сельских поселениях, должны обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Поэтому вопрос обеспечения жителей ул. Кирпичной питьевой водой остается на контроле Уполномоченного.

     Но даже в тех случаях, когда финансовые средства найдены и поступают отчеты о проведении ремонтных работ, нередко возмущенные граждане информируют Уполномоченного, о том, что меры, принятые по их обращениям, не соответствуют действительности, обещанный ремонт проведен частично либо некачественно.

     Нередкостью являются факты невыполнения должностными лицами предписаний контролирующих органов. Так, по данным государственной жилищной инспекции Правительства края, выявлены 84 случая нарушений ответственными лицами предписанных сроков выполнения необходимых работ. К примеру, при рассмотрении жалобы гражданина Г. (дело 652/г от 03.07.2008) об оказании содействия в ремонте квартиры государственной жилищной инспекцией Правительства края главе сельского поселения «Село Троицкое» было выдано предписание на проведение капитального ремонта квартиры заявителя со сроком исполнения к 1 сентября 2008 года. Однако при проверке установлено, что работы не выполнены. Было выдано новое предписание, а на главу поселения был составлен протокол о привлечении его к административной ответственности. И подобные примеры не единичны. Таким бездействием некоторые должностные лица подрывают авторитет не только местного самоуправления, но и государства в целом. Чиновники забывают о том, что местное самоуправление является формой осуществления народом своей власти, и им законом вменены обязанности, которые они должны выполнять неукоснительно.

     К сожалению, большая изношенность инженерных коммуникаций, ненадлежащее качество предоставляемых коммунальных услуг, отсутствие реального механизма стимулирования ресурсосбережения, низкая инвестиционная привлекательность и значительные долги в отрасли приводят к отсутствию кардинальных сдвигов в реформе жилищно-коммунального хозяйства. При этом значительные финансовые ресурсы, направляемые в отрасль, в основном используются на поддержание и стабилизацию сложившейся ситуации, а не на создание экономических стимулов для развития отрасли, внедрение новых технологий и производств. В результате жители края продолжают жаловаться на затопленные подвалы жилых домов, текущие крыши, отсутствие отопления и водоснабжения, непроведение ремонта подъездов.

     К примеру, в адрес Уполномоченного поступило обращение гражданки Р. (дело № 1295/р от 19.12.2007) о некачественном предоставлении коммунальных услуг. В своем обращении она указывала, что в ее квартире холодные батареи. Чтобы согреться, в помещении постоянно работают обогревательные приборы. Однако вместо того, чтобы заменить в квартире радиаторы либо их просто промыть, человеку регулярно делают перерасчет по оплате за отопление. Проверка, проведенная жилищной инспекцией, установила, что радиаторы отопления прогреваются неравномерно, температура в квартире составляла + 17,7 градусов, что не соответствует нормативам.

     ООО «Управляющая компания» было выдано предписание по осуществлению работ для нормализации температурного режима в квартире. За нарушение нормативов по обеспечению населения коммунальными услугами в отношении исполнительного директора ООО «Дельта» было возбуждено административное производство. В результате при подготовке к отопительному сезону в квартире гражданки Р. были промыты батареи, температурный режим был восстановлен. Неужели для того, чтобы промыть радиаторы, необходимо вмешательство Уполномоченного и государственной жилищной инспекции Правительства края?

     В 2008 году продолжали поступать обращения граждан по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В связи с этим аппаратом Уполномоченного была организована работа по детальному изучению проблем, с которыми сталкиваются граждане при их оформлении. В рамках плановых мероприятий посещены Нанайский, Амурский, Верхнебуреинский муниципальные районы, район имени Лазо. В целом, необходимо признать, органами местного самоуправления отлажен механизм предоставления субсидий населению. В ходе выездных проверок серьезных нарушений не выявлено. Службами субсидий ведется плановая работа по оформлению, приостановлению и прекращению предоставления субсидий, в полном объеме осуществляется формирование и хранение персональных дел заявителей, систематически производятся выезды в отдаленные населенные пункты. Однако немало и проблем.

     Так, граждане обязаны дважды в год подтверждать свое право на получение субсидий путем представления в органы местного самоуправления письменных заявлений и иных документов. В результате во многих службах субсидий образуются значительные очереди, что вызывает правомерное возмущение людей. Многие граждане уходят, так и не дождавшись решения своего вопроса. К примеру, в отдел субсидий района имени Лазо с 16 сентября по 15 октября 2007 года обратились 1796 граждан, в связи с чем одновременно обеспечить качественный прием граждан и произвести назначение субсидий просто невозможно. Как правило, за субсидиями обращаются пенсионеры, инвалиды, малоимущие граждане, которым в силу возраста, состояния здоровья тяжело выстаивать многочисленные очереди. При этом данные категории имеют постоянный доход, выплачиваемый государством, который, на взгляд Уполномоченного, не нужно подтверждать дважды в год.

     Другой проблемой является то, что размер прожиточного минимума на квартал текущего года утверждается значительно позже начала квартала. В результате, службы субсидий отказывают отдельным гражданам в их назначении, беря за основу при расчете субсидии прожиточный минимум за предыдущий квартал.

     Отсутствие транспорта в комитетах социальной защиты населения отдельных муниципальных образований приводит к срыву плановых выездов специалистов служб субсидий в отдаленные населенные пункты. В свою очередь, переход ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» на поквартальную оплату за потребленную электроэнергию создает проблемы по принятию решений о наличии ежемесячной задолженности граждан и приостановлении выплат субсидий.

     Кроме того, за назначением субсидий довольно часто обращаются индивидуальные предприниматели, которые представляют справки о доходах, вызывающие сомнения у специалистов. Однако налоговые органы отказывают службам субсидий в предоставлении информации о доходах предпринимателя по причине того, что запрашиваемые сведения составляют «налоговую тайну».

     На назначение субсидий влияют и ошибки. Так, к Уполномоченному поступило обращение гражданки С. (дело № 58/с от 25.01.2008) о несогласии с размером субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Заявительница проживает одна в жилом помещении общей площадью 31,5 кв. м, ее доход ниже прожиточного минимума. В сентябре, октябре и ноябре 2007 года размер предоставляемой субсидии составлял 659 руб. 38 коп. ежемесячно. Однако в декабре 2007 года субсидия была сокращена. По мнению гражданки С., предоставляемая ей льгота была рассчитана неверно. В результате проверки было установлено, что в декабре 2007 года в отдел субсидий ООО «Сбытовая компания» была представлена ошибочная информация по начислениям сумм расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В итоге расчетная сумма субсидий составила только 3 руб. 68 коп. По результатам выявленного нарушения в январе 2008 года гражданке С. произведена доплата в размере 3727 руб. 76 коп.

     В прошедшем году поступали жалобы жителей края о несогласии с прекращением предоставления субсидий. Главным основанием для отказа является наличие у граждан задолженности по оплате за жилые помещения и коммунальные услуги либо неисполнение соглашений по ее погашению. Причины задолженности довольно разнообразны, но, как показывают обращения, основными являются: отсутствие работы, низкая заработная плата или пенсия. Поэтому людям сложно оплачивать за жилищно-коммунальные услуги, что приводит к образованию долга. Как правило, обслуживающие организации идут навстречу людям и заключают соглашения о погашении задолженности, но они не всегда выполняются. В результате происходит приостановление либо прекращение предоставления субсидии. При этом механизм заключения соглашений о погашении задолженности и приостановлении (прекращении) предоставления субсидии в случае их неисполнения может повторяться многократно и длиться годами.

     Так, гражданка М. из п.Уктур Комсомольского района в своем обращении (дело 297/м от 17.03.2008) указывает, что ей с 1 января 2008 года приостановили выплату субсидии. Задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги образовалась еще в 2006 году в связи с банкротством МУП УКТЭК. Долги по зарплате человек не получил до настоящего времени, в связи с чем задолженность она погашает по возможности, так как иных доходов, кроме пенсии, нет. Проверка, проведенная аппаратом Уполномоченного, показала обоснованность действий по приостановлению предоставления субсидии, так как долг гражданки М. по жилищно-коммунальным услугам на 1 января 2008 года составлял 5000,69 рублей, соглашение о погашении задолженности ею не выполнялось. По просьбе Уполномоченного между гражданкой М. и предприятием, оказывающим коммунальные услуги, было заключено новое соглашение о погашении задолженности. Приостановленная субсидия за январь и февраль 2008 года была выплачена М. в полном объеме. Сумма субсидии составила 2661,35 руб., что существенно для пенсионерки. Однако сможет ли гражданка М. в дальнейшем оплачивать задолженность - остается под вопросом.

     Нельзя забывать, что за субсидией в основном обращаются законопослушные граждане, которые сами заинтересованы в полной и своевременной оплате за коммунальные услуги. Вместе с тем, получатели субсидий - это люди с низким уровнем дохода, которым трудно оплачивать за жилищно-коммунальные услуги без поддержки государства. За время, пока они выясняют причину задолженности, им приходится оплачивать услуги самостоятельно. Это неизбежно ведет к появлению новых долгов и человеку сложно вырваться из этого круга. Поэтому, пока в стране не будет кардинально решен вопрос по повышению уровня оплаты труда и пенсионного обеспечения с одновременной стабилизацией цен на жилищно-коммунальные услуги, такое положение дел будет сохраняться.

     Серьезную тревогу вызывают проблемы, связанные с деятельностью товариществ собственников жилья (ТСЖ). В своем Докладе о соблюдении прав и свобод человека и гражданина за 2007 год Уполномоченный отмечал, что ТСЖ составляют только 2,9 процента от всех многоквартирных домов в крае. Не намного этот показатель увеличился за минувший год.

     Инертность населения при создании товариществ собственников жилья объясняется тем, что техническое обслуживание многоквартирных домов и их капитальный ремонт требуют от людей более высокого уровня расходов, воспитания управленческой и финансовой дисциплины. Чтобы навести элементарный порядок в своем доме, отремонтировать подъезды и подвалы, благоустроить придомовую территорию, необходимы серьезные финансовые вложения собственников жилья. На плечи проживающих ложатся расходы по подготовке жилищного фонда к зимним условиям, замене изношенного оборудования и сетей, оперативному устранению аварий, повышению уровня заработной платы обслуживающего персонала ТСЖ, накоплению средств на производство капитального ремонта. Поэтому содержание дома самым серьезным образом затрагивает материальные интересы людей. Но, если в новостройках уровень финансового достатка довольно высок, то в иных жилых домах этот уровень значительно разнится, что требует финансовой поддержки.

     Во исполнение Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением Правительства края от 29 сентября 2008 № 227-пр «Об утверждении краевой адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2008 год» были определены 104 многоквартирных дома, в том числе ТСЖ, которым оказана финансовая поддержка на проведение капитального ремонта. Общий объем финансирования в 2008 году составил 517,6 млн. рублей. Однако участие в реализации программы принимали только четыре муниципальных образования края.

     Несмотря на трудности, возникающие при создании и дальнейшей деятельности ТСЖ, такой способ управления многоквартирным домом нужно, безусловно, развивать. Поэтому Правительством Хабаровского края 18 июля 2008 года принято постановление № 165-пр «О создании механизмов поддержки процесса образования и деятельности товариществ собственников жилья, развитии новых форм управления многоквартирными домами Хабаровского края». На министерство жилищно-коммунального хозяйства края возложена задача по координации организационной, консультационной и методической работы по созданию и деятельности товариществ собственников жилья.

     В крае набирает процесс проведения выездных совещаний и консультаций в муниципальных образованиях с участием глав городских и сельских поселений, депутатов представительных органов поселений, представителей собственников помещений по вопросам организации управления многоквартирными домами.

     Предпринимаемые меры должны устранить негативные тенденции, наметившиеся в деятельности ТСЖ, создать условия для их развития и деятельности.

     Конечно, право на жилище является многогранным. Граждане, органы государственной власти и местного самоуправления ежедневно сталкиваются с трудностями и проблемами, связанными с его реализацией. Поэтому только последовательное и целеустремленное их решение может являться залогом успеха и основой для обеспечения достойной жизнь каждого человека. Потенциал и возможности для этого в крае есть.