Проблемы реализации конституционного права граждан на труд

Раздел IV. Основные аспекты соблюдения прав и свобод человека в Хабаровском крае
 

Глава III. Проблемы реализации конституционного права граждан на труд

     

     Для большинства жителей края трудовая деятельность является основным источником дохода и главным способом личной самореализации в обществе. Уровень и качество жизни человека напрямую зависят от того, как организован и функционирует рынок труда, от созданных государством экономических и социальных условий, направленных на непосредственное обеспечение конституционного права граждан на труд. В 2007 году к Уполномоченному по этим вопросам поступило 111 обращений граждан.

     Статья 37 Конституции Российской Федерации предоставляет каждому гражданину право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

     В 2007 году это положение Конституции Российской Федерации в полном объеме не обеспечивалось на территории края. Главными нарушениями трудовых прав граждан стали: невыплата задолженности по заработной плате, низкий уровень вознаграждения за труд, безработица, незаконные увольнения работников.

     Необходимо признать, что задолженность по заработной плате продолжает оставаться серьезной проблемой для работающих граждан. По данным территориального органа государственной статистики по Хабаровскому краю, просроченная задолженность по зарплате на 1 января 2008 года составила 89,4 млн. рублей и увеличилась по сравнению с 1 декабря 2007 года на 3,0 млн. рублей, что составило 3,5 процента. По сравнению с 1 января 2007 года просроченная задолженность по зарплате возросла на 25,2 процента. Главной причиной задолженности является отсутствие собственных средств у организаций. Так, в 2007 году численность работников, перед которыми организации имеют просроченную задолженность по заработной плате, составила 23,4 тыс. человек. Суммарная  задолженность в расчете на одного работника - 23,4 тыс. рублей. Из общей суммы невыплаченной заработной платы на долги, образовавшиеся в 2006 году, приходится 8,8 процента, в 2005 году и ранее - 7 процентов. Просроченная задолженность лицам, уволенным из организаций в 2006 году и ранее, составила 5,8 млн. рублей, что составляет 6,5 процента от общей задолженности.

     Наиболее проблемным остается вопрос о выплате задолженности по заработной плате работникам предприятий, находящихся в стадии банкротства. Так, к примеру, в адрес Уполномоченного поступило коллективное обращение бывших работников обанкротившегося Бриаканского МУП ЖКХ района имени Полины Осипенко о погашении задолженности по заработной плате. На 1 мая 2007 года задолженность по заработной плате составляла 1500 тыс. рублей. Судебные приказы о принудительном взыскании заработной платы не выполняются. Руководством района решение комиссии о погашении задолженности по заработной плате в системе ЖКХ не реализовано. В результате, у людей создается впечатление, что решения судов, протоколы комиссий, представления прокуратуры, ответы на жалобы граждан являются формальными отписками, чтобы не платить людям деньги, заработанные честным трудом.

     Первый опыт работы с такой категорией заявлений показал, что гражданин остается в полном одиночестве при решении этой проблемы. Отраслевые министерства, главы муниципальных образований края, прокуратура, судебные приставы занимают позицию сторонних наблюдателей. Ответы на запросы Уполномоченного сводятся только к констатации факта нарушения трудовых прав граждан, отсутствием компетенции по влиянию на данные процессы и возложением всей ответственности на конкурсного управляющего и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

     Нельзя соглашаться с таким подходом к делу. Государственные органы и органы местного самоуправления наделены достаточными административными ресурсами воздействия на организации и должностных лиц, нарушающих трудовые права граждан. Просто решению такой проблемы необходимо уделять самое активное внимание. Тогда выход будет найден. В связи с этим Уполномоченный поддерживает инициативу Губернатора Хабаровского края о создании  межведомственной комиссии по проблемам несостоятельности (банкротства), которая должна стать главным координирующим органом, обеспечивающим согласованные действия органов исполнительной власти края, территориальных федеральных структур, а также органов местного самоуправления по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве).

     Необходимо признать, что порядок и условия проведения процедур банкротства вызывают правомерное возмущение граждан. По сути, возможность работника получить долг с работодателя полностью зависит от конкурсного управляющего, так как исполнительные документы по взысканию задолженности направляются ему для исполнения. Однако не все они добросовестно выполняют возложенные обязанности. Некоторые, используя нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», затягивают процедуру банкротства в целях получения максимального дохода прежде всего для себя. При этом  нарушений федерального законодательства о банкротстве не происходит.

     Согласно этому законодательству,  вне очереди за счет конкурсной  массы, прежде всего, погашаются в том числе и расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему, а также расходы на охрану объектов конкурсной массы предприятия-банкрота. На практике расходы на охрану объектов предприятия-банкрота не осуществляются. В итоге при реализации конкурсной массы значительная часть денежных средств оказывается в руках конкурсного управляющего. Не редки случаи, когда по завершению конкурсного производства в связи с отсутствием ликвидной конкурсной массы, требования кредиторов, в том числе и требования по выплате заработной платы, считаются погашенными.

     А ведь главной целью введения конкурсного производства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов, в том числе погашение задолженности по заработной плате. К сожалению, федеральное законодательство не устанавливает эффективных мер, обязывающих конкурсного управляющего выплатить работникам задолженность по заработной плате и выходным пособиям в полном объеме.

     За прошедший год Уполномоченному  удалось добиться освобождения от должности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей только одного конкурсного управляющего. В адрес Уполномоченного неоднократно поступали обращения граждан о непринятии конкурсным управляющим Сысковым О.В. мер по погашению задолженности по заработной плате бывшим работникам ФГУСП «Галкинское» Министерства обороны Российской Федерации. В апреле 2007 года по обращению Уполномоченного территориальным управлением Росимущества по краю была проведена проверка сохранности и использования по назначению федерального имущества, закрепленного за ФГУСП «Галкинское». По ее результатам в органы прокуратуры было направлено обращение о даче правовой оценки деятельности конкурсного управляющего. В июне 2007 года конкурсный управляющий Сысков О.В. был дисквалифицирован.

     Хочется обратить внимание министерства жилищно-коммунального хозяйства края, глав муниципальных образований на то, что обращения граждан о невыплате задолженности по  заработной плате поступают, прежде всего, от бывших работников муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства, которые по решению суда признаны несостоятельными (банкротами). Учредителями подобных предприятий выступала местная власть, которая должна нести моральную ответственность за людей, честно и добросовестно работавших на муниципальных предприятиях.

     Существенно влияет на реализацию трудовых прав граждан безработица. По данным органов статистики, к концу декабря 2007 года в государственных учреждениях службы  занятости населения состояли на учете 26,5 тыс. граждан, не занятых трудовой деятельностью и обратившихся за содействием в поиске подходящей работы. Официальный статус безработных в крае имели  24 тыс. человек. Численность безработных, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, уменьшилась на 2,9 тыс. человек, или на 10,8 процента. Пособие по безработице назначено 72,2 процента безработных. Нагрузка не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости, на одну заявленную вакансию составила 3,4 человека  против 4,8 человека в декабре 2006 года. Всего при содействии службы занятости в декабре 2007 года  трудоустроены 2176 человек, что на 7,6 процента больше, чем в декабре 2006 года. Из них 1536 - безработные граждане. Численность граждан, закончивших профессиональное обучение по направлению органов службы занятости, составила 616 человек.

     Все вышеприведенные цифры свидетельствуют об остроте проблемы. Поиск работы для людей является жизненной необходимостью, чтобы прокормить себя и свою семью, но, к сожалению, попытки трудоустройства не всегда приводят к положительному результату. Поэтому в почте Уполномоченного и на личных приемах граждане обращаются за оказанием содействия в трудоустройстве, обосновывая свои просьбы отсутствием рабочих мест, достойной заработной платы, отсутствием социальных гарантий.

     Нехватка рабочих мест способствует и тому, что человек осознано идет на ограничение своих трудовых прав: он готов работать без надлежащего оформления трудовых отношений, получать заработную плату «в конвертах», отказывается от своего права на отдых. Следствием этого являются нарушения прав граждан на медицинское обслуживание и социальные льготы.

     Так, к Уполномоченному обратилась гражданка Ш. с заявлением о нарушении индивидуальным предпринимателем К. ее трудовых прав. Заявительница была допущена к работе продавцом без заключения письменного трудового договора и внесения записи в трудовую книжку. На просьбу гражданки Ш. выдать полис обязательного медицинского страхования она получила отказ и была вынуждена оформлять полис как безработная. После вмешательства Уполномоченного и государственной инспекции труда предприниматель К. был привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о труде. Гражданке Ш. выдан соответствующий полис обязательного медицинского страхования. Трудовые права заявительницы были восстановлены в полном объеме.

     К серьезным нарушениям трудовых прав граждан приводит выплата работникам заработной платы в «конвертах» либо иными незаконными способами и методами. Как правило, работодателя и работника устраивают такие схемы оплаты труда. Работодатель экономит на страховых и налоговых платежах, работник взамен получает более высокое денежное содержание. Все это продолжается до тех пор, пока работник не начинает понимать, что из-за такого «союза» с работодателем он теряет все правовые возможности защитить свои трудовые и социальные права.

     Выплата такой заработной платы производится из денежных средств, не отраженных в бухгалтерской отчетности. В связи с чем работник не может защитить свои права в суде, так как у него нет доказательств фактического размера своей заработной платы, что приводит к невозможности оплаты больничного листа либо получении реальных выплат в связи с увольнением. Кроме того, неуплата работодателем страховых взносов со всего денежного вознаграждения работника не просто ущемляет пенсионные права сегодняшних и будущих пенсионеров, а приводит к существенному нанесению им материального ущерба в виде уменьшения размеров пенсий.

     В данных условиях необходимо усиление мер по борьбе с выдачей заработной платы в «конвертах». И, прежде всего, путем формирования общественного мнения о недопустимости выплаты заработка в обход законодательства, проведения разъяснительной работы среди граждан о последствиях таких выплат, развития активной позиции работников, их профессиональных объединений по данной проблематике.

     По-прежнему нерешенными остаются вопросы охраны труда и улучшения условий для трудовой деятельности. Работодатели редко рассматривают вопросы охраны труда как приоритетные. Безразличное отношение работодателя к здоровью и производственной безопасности работников приводят к их травматизму, трудовым увечьям и профессиональным заболеваниям. В свою очередь, люди, опасаясь увольнений или сокращений вознаграждения за труд, соглашаются на нарушения их прав на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, до тех пор, пока не возникает прямая угроза их жизни и состоянию здоровья.

     Так, к Уполномоченному поступила коллективная жалоба  специалистов одного из медицинских учреждений края об оказании содействия в организации нормальных условий труда и разрешении конфликтной ситуации. В летнее время температура в рабочих кабинетах учреждения поднималась до 30-37 градусов. По роду своей деятельности специалисты учреждения работают в защитных костюмах, используют медицинское оборудование и препараты, которые по техническим указаниям предприятий-изготовителей могут использоваться при температуре до 25 градусов. Система вентиляции медицинского учреждения находилась в неисправном состоянии. На неоднократные просьбы работников установить кондиционеры и отремонтировать систему вентиляции администрация отвечала отказом. В отношении граждан, наиболее активно отстаивающих свои трудовые права, администрацией учреждений была организована аттестация, один работник учреждения был привлечен к дисциплинарной ответственности. Все это создало невыносимые условия для выполнения персоналом медицинского учреждения своих профессиональных обязанностей.

     Вмешательство Уполномоченного, а также министерства здравоохранения края, государственной инспекции труда, краевой организации профсоюза работников здравоохранения подтвердили факты, изложенные в коллективной жалобе. Были установлены нарушения законодательства об охране труда и безопасности рабочих мест, выразившиеся в отсутствии системы контроля за работой вентиляционных установок, нахождении вентиляционного устройства в нерабочем состоянии, нарушении норм техники безопасности в моечной лаборатории, отсутствии перечня регламентных работ, проводимых по техническому обслуживанию медицинского оборудования.

     Проведение аттестации работников учреждения и ее результаты, а также привлечение работника к дисциплинарной ответственности были признаны незаконными, так как были проведены с нарушением действующего законодательства. Руководителю учреждения вручено предписание государственной инспекции труда об устранении нарушений в области законодательства об охране труда. Администрации учреждения дано указание по разработке плана мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений закона.

     Хочется надеется, что созданное в декабре 2007 года региональное объединение работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» уделит вопросам охраны труда и улучшения условий трудовой деятельности граждан самое пристальное внимание.

     Статья 37 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого гражданин  на отдых. Трудовой кодекс обязывает работодателей предоставлять работнику ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней. Однако, по данным органов государственной статистики, численность работников, которым в январе - сентябре 2007 года были предоставлены отпуска в соответствии с трудовым законодательством, составила только 39,7 тыс. человек, или 9,4 процента от общей численности работников (в январе-сентябре 2006 года - 40,3 тыс. человек, или 9,5 процента). Эти показатели беспокоят Уполномоченного, так как свидетельствуют о серьезных нарушениях прав граждан в данной сфере.

     Наиболее остра проблема, связанная с отказом органов местного самоуправления и коммерческих организаций в предоставлении гражданам компенсаций по расходам на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Основной причиной отказа является отсутствие денежных средств в местных бюджетах или недостаточность собственных средств организаций. Причем, органы местного самоуправления не предусматривают в местных бюджетах средства на эти цели.

     Так, в адрес Уполномоченного поступило коллективное обращение работников образования о невыплате администрацией района имени Полины Осипенко с 2000 года компенсаций за проезд к месту отпуска. С 2005 года причиной отказа стало решение Собрания депутатов района от 24.08.2005 № 60, в котором было установлено, что данная гарантия может предоставляться гражданам только при наличии средств на эти цели в бюджете района на очередной финансовый год. На основании этого решения бухгалтерия прекратила принимать проездные документы от работников образования. По данному заявлению Уполномоченный обратился в прокуратуру района, указав, что согласно Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Таким образом, отсутствие средств в местном бюджете не может служить основанием для отказа работникам образования в реализации своих законных прав и гарантий.

     Проведенная прокуратурой района проверка подтвердила обоснованность доводов учителей. С 2000 года  в муниципальном районе в полном объеме не выплачивается компенсация за проезд в отпуск  работникам учреждений, финансируемых за счет местного бюджета. Сумма задолженности на май 2007 года составила 737 тыс. рублей. Нарушены права  125 человек. По данным нарушениям закона в адрес главы района прокуратурой было вынесено представление, на решение Собрания района принесен протест.

     Это пример только по одному муниципальному району. В данной ситуации самым эффективным способом защиты гражданами своих прав может стать обращение работников бюджетных организаций в суды. На основании решений судов муниципальные образования вынуждены будут принимать меры по обеспечению гарантий граждан, предусмотренных федеральным и краевым законодательством. В свою очередь органам прокуратуры необходимо усилить роль прокурорского надзора по недопущению нарушений местными администрациями трудовых гарантий, предоставляемых гражданам федеральным законодательством.

     К сожалению, приведенные примеры позволяют сделать вывод о том, что нарушения работодателями трудовых прав граждан являются в крае довольно распространенным явлением. Государственным органам, отвечающим за соблюдение трудового законодательства, еще предстоит приложить максимум усилий для стабилизации положения и снижения уровня правонарушений в данной сфере.