Проблемы реализации конституционного права граждан на судебную защиту

Раздел IV. Основные аспекты соблюдения прав и свобод человека в Хабаровском крае
 

Глава VII. Проблемы реализации конституционного права граждан на судебную защиту
 

     Статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

     Судебная власть, основной функцией которой является осуществление правосудия, несет конституционную ответственность за соблюдение прав и свобод человека в стране. Дальнейшее совершенствование судебной системы по-прежнему является важнейшим направлением деятельности государства по созданию правовых условий для полной защиты прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим основными направлениями развития судебной системы должны стать: доступность правосудия для населения, прозрачность правосудия, гласность судопроизводства, повышение профессионализма судей, объективность принимаемых судебных решений, борьба с коррупцией, в том числе в судебной системе.

     При этом нельзя не отметить, что уровень доверия населения к судебной власти по-прежнему остается недостаточным. Многие жители края не верят в эффективность и объективность правосудия, особенно в тех случаях, когда их оппонентами выступают органы государственной власти, государственные учреждения или крупные хозяйствующие субъекты. Таким образом, одним из важнейших направлений совершенствования системы правосудия является повышение доверия населения к судам.

     В 2007 году Уполномоченному поступило 380 обращений и жалоб граждан (12,8%)  на действия судей, нарушающих, по мнению заявителей, их конституционное право на судебную защиту. В 2006 году (за период деятельности Уполномоченного) жалобы населения края на действия (бездействие) судебных органов, на неисполнение решений судов вышли на первое место и составили 26,7 процента от общего количества обращений, поступивших в адрес Уполномоченного. В своей основе эти обращения содержали несогласие граждан с решениями судебных инстанций, жалобы на невозможность получения судебных документов, а также на волокиту и черствость судей.

     Большое количество жалоб граждан, поступающих в адрес Уполномоченного, связано с нарушениями, по мнению заявителей, этических норм судьями при осуществлении правосудия. Граждане в своих жалобах сообщают, что в ходе судебных заседаний  председательствующий в полном объеме не выслушивает доводы и доказательства, предъявляемые гражданами, прерывает, считает их пояснения несущественными и не имеющими отношения к делу. В результате этого, вынесенные судебные акты расцениваются заявителями необоснованными и необъективными.

     Обращения граждан в квалификационную коллегию судей ни к чему не приводят. В результате у них создается впечатление о корпоративной замкнутости судебного института, безнаказанности судей, невозможности объективного и справедливого разбирательства в отношении судьи, не соблюдающего процессуальное законодательство и кодекс судейской этики.

     Необходимо отметить, что авторитет судебной власти во многом зависит от доступности права на судебную защиту. Первые месяцы работы показали, что для рядового гражданина, прежде всего для малоимущих, пенсионеров, то есть лиц, как правило, не имеющих элементарных правовых  знаний, получить доступ к правосудию является большой проблемой.

     Одной из главных причин такого положения дел является сложность  судебных процедур, их дорогостоящий характер. Другим серьезным недугом современной судебной системы является длительность сроков рассмотрения дел, которые откладываются и переносятся нередко без достаточно уважительных причин.

     Суды оставляют исковые заявления граждан без движения, вполне обоснованно ссылаясь на нормы процессуального законодательства. Однако для гражданина выполнить предъявленные судом требования становится непреодолимым препятствием. Как правило, гражданам, не имеющим профессиональной юридической поддержки, сложно преодолеть все тонкости процессуального законодательства. Непредоставление гражданином необходимого числа копий жалоб, непрошитых судебных решений и прочего - все это является основанием для оставления его жалобы без рассмотрения по существу. В итоге он пропускает процессуальные сроки и начинает бороться за их восстановление, а нарушенное право гражданина так и остается без правовой оценки суда.

     Продолжает оставаться серьезной проблемой, существенно влияющей на доступность правосудия, недостаточность помещений для размещения судей, их помощников, залов судебных заседаний. Заседания порой проводятся в кабинетах судей. В подавляющем большинстве зданий судов нет гардеробов для посетителей, специальных мест для сторон или их представителей, где можно ознакомиться с материалами дела, сделать выписки или подготовиться к судебному заседанию.

     Нередко препятствием для обращения в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права является необходимость выполнения такого процессуального условия для обращения за судебной защитой, как оплата государственной пошлины. Порядок ее расчета и оплаты установлен отдельной главой Налогового кодекса Российской Федерации и предусматривает значительное число вариантов величины государственной пошлины в зависимости от подведомственности, подсудности  и категории спора. Расчет государственной пошлины по спорам, подлежащим оценке, довольно сложен для рядового гражданина, а невозможность своевременно получить квалифицированную помощь по ее расчету приводит к разочарованию в судебной системе.

     Судебные ошибки также влияют на доступность суда для населения края. Так, группа граждан подала исковое заявление в Железнодорожный районный суд города Хабаровска о защите своих нарушенных прав. Суд, рассмотрев их исковое заявление, выносит определение о неподсудности данного дела Железнодорожному районному суду и определяет, что рассмотрение данного дела подсудно Центральному районному суду города Хабаровска. В свою очередь, Центральный районный суд, рассмотрев иск граждан, установил, что дело подсудно Железнодорожному суду.

     Граждане вынуждены обжаловать эти решения. В результате потеряно время, а цель, ради которой граждане обратились в суд, так и не достигнута.

Продолжают поступать  в адрес Уполномоченного обращения граждан об отказе судов в выдаче копий процессуальных документов, о непредоставлении работниками судов письменных ответов по заявлениям граждан. К примеру, гражданин Н. обратился с просьбой выслать в его адрес копии процессуальных актов, вынесенных по его делу. Суд отказал и предложил выслать двадцать рублей для отправки запрошенных документов. Потребовалось вмешательство Уполномоченного для того, чтобы необходимые документы были отправлены.

     Конечно, зачастую причинами процессуальных нарушений и невнимания к гражданам являются обстоятельства объективного характера. Одним из факторов, существенно влияющим как на качество правосудия, так и на своевременность проведения судебных процедур, продолжает оставаться повышенная нагрузка на судейский корпус. Суды выполняют огромный объем работы, из года в год возрастает количество исковых заявлений, апелляционных, кассационных и надзорных жалоб граждан, требующих детального и всестороннего изучения. Этот объем работы возложен на относительно небольшой штат судей.

     В связи с этим важно отметить неукоснительное и целенаправленное развитие в Хабаровском крае института мировых судей. Основу этому заложили принятые в 2000 году Законы Хабаровского края «О мировых судьях в Хабаровском крае» и «О создании судебных участков в Хабаровском крае и утверждении их состава». Эти законы создали необходимые правовые условия для формирования и деятельности в крае корпуса мировых судей. Мировая юстиция имеет для жителей края большое значение, так как создает условия для качественного обеспечения и защиты их прав, позволяет существенным образом разгрузить федеральные суды от дел, не отличающихся большой сложностью, но многочисленных и занимающих много времени.

     Конституционное право граждан на судебную защиту непосредственно связано с правом на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и бесплатной.

     Личные приемы Уполномоченного, рассмотрение письменных заявлений и обращений граждан убеждают, что в деле обеспечения доступности судебной защиты оказание гражданам бесплатной юридической помощи приобретает первостепенное значение. Жители края постоянно обращаются с просьбами составить исковые заявления в суд, подготовить кассационные или надзорные жалобы, взять под контроль прохождение дела в суде. При этом, заявители свои просьбы обосновывают тем, что у них нет возможности оплатить услуги адвоката либо не верят их профессиональным знаниям и опыту.

К сожалению, статья 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» устанавливает довольно узкий перечень случаев и категорий граждан, которым оказывается бесплатная юридическая помощь. Ее могут получить только граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, а также одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже данной величины.

     При этом бесплатно оказываются юридические услуги только:

     1) истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

     2) ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

     3) гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

     4) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.

Конечно, такой правовой поддержки государства недостаточно. Поэтому одной из задач, которую Уполномоченный ставит перед собой, является организация работы по бесплатному консультированию граждан, по оказанию им правовой помощи при подготовке исковых заявлений, кассационных и надзорных жалоб.

     В 2007 году гражданам было оказана помощь по составлению более 50 процессуальных документов. Практически в каждом ответе гражданину даются разъяснения действующего законодательства, а также указываются меры, которые он должен предпринять для защиты или восстановления своего нарушенного права.

     Активную помощь Уполномоченному оказывают члены молодежного парламентского центра правовой помощи - активисты Молодежной общественной палаты при Законодательной Думе Хабаровского края. Создание этого центра, а также его тесная работа с Уполномоченным позволили существенным образом сдвинуть с мертвой точки проблему оказания населению края бесплатной юридической помощи. А молодым людям это дает возможность проявлять свою жизненную позицию, приобрести опыт юридической работы, научиться слушать и понимать проблемы каждого гражданина.

     Отдельно следует остановиться на проблеме неисполнения судебных решений. Статья 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

     Однако поступающие в адрес Уполномоченного жалобы свидетельствуют о том, что данное положение федерального законодательства в полном объеме не обеспечивается государством. При этом, неисполнение судебных решений существенно подрывает доверие граждан к судебной власти.

     Федеральный закон «Об исполнительном производстве» возлагает обязанности по выполнению решений судов на судебных приставов, которые обязаны принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению судебных решений. В связи с этим, именно от их эффективной деятельности во многом зависит авторитет судебных органов, практическое восстановление нарушенных прав и свобод граждан.

     Наиболее часто в крае не исполняются решения судов по взысканию алиментов, заработной платы с предприятий - банкротов, предоставлению органами местного самоуправления благоустроенных жилых помещений, проведению текущего и капитального ремонтов жилых домов.

     Причем, как показывает деятельность Уполномоченного, далеко не всегда проблема неисполнения судебных решений кроется в неэффективной работе судебных приставов. Нередко неисполнение судебных решений вызвано арестом налоговыми органами счетов предприятий, отсутствием финансовых средств и ликвидного имущества у предприятий - банкротов, ведением гражданином - должником антисоциального образа жизни, в результате чего у него отсутствуют источники дохода, квартира либо иное имущество, на которое можно наложить взыскание.

     Все это приводит к фактической безнаказанности данных лиц, так как нет реальных возможностей по исполнению судебного решения, а также правовых оснований для их привлечения к административной или уголовной ответственности. В итоге происходит девальвация судебного решения, вынесенного от имени Российской Федерации.