Проблемы реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение

Раздел IV. Основные аспекты соблюдения прав и свобод человека в Хабаровском крае
 

Глава V. Проблемы реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение
 

     В статье 7 Конституции страны Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Таким образом, социальное государство должно выступать гарантом и защитником интересов, прав и свобод не какой-то одной социальной группы или нескольких групп населения, а всех членов общества. В связи с этим статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, установленных федеральным законом.

     Анализ обращений граждан по вопросам социальной защиты, пенсионного обеспечения и льгот показывает, что основное количество заявлений граждан связано с реализацией в стране пенсионной реформы. Среди наиболее характерных и острых проблем, поднимаемых пенсионерами, выделяются вопросы, связанные с главным хроническим недостатком пенсионной системы - низким уровнем пенсионного обеспечения. Поступающие жалобы в основном не содержат указаний на конкретные нарушения пенсионного законодательства, в них заявители указывают на низкий размер пенсии, на тяжелую жизненную ситуацию и на то, что государство не обеспечивает возможность пенсионерам вести достойный образ жизни.

     102-я Конвенция Международной организации труда предписывает рассчитывать пенсии так, чтобы их размер составлял не менее 40 процентов от утраченного заработка. В стране эта норма не соблюдается, а проводимая пенсионная реформа и регулярное повышение пенсий не позволяют пока  снизить разрыв уровней пенсии и заработной платы. Несмотря на меры, принимаемые Правительством страны по выполнению поставленной Президентом Российской Федерации задачи по преодолению бедности, ситуация коренным образом не меняется. Пенсионеры продолжают оставаться самой малообеспеченной частью населения.

     Другой острой проблемой является отказ Пенсионного фонда по включению в страховой стаж работников отдельных периодов трудовой деятельности. Это связано прежде всего с тем, что многие граждане не могут доказать свой трудовой стаж, размер своей заработной платы, что прямым образом влияет на уровень пенсии, возможность ее досрочного назначения. Причиной такого положения является утрата архивов предприятий, организаций, которые впоследствии были ликвидированы или реорганизованы, нахождением предприятий на территории одной из республик бывшего СССР или территории других регионов. Как правило, обращения к архивным органам ни к чему не приводят. Ответ один -  в архиве документов по личному составу ликвидированного предприятия нет. В данной ситуации даже активная позиция государственных органов края оказывается безрезультатной.

     Нередко подтвердить свой трудовой стаж граждане не могут из-за халатности лиц, ответственных за ведение кадровых документов. Это характерно прежде всего для частных предприятий. Небрежное хранение, утрата документов, умышленное уничтожение, невыполнение обязанности о передаче документов по личному составу в архив - все это свойственно частному бизнесу. В итоге нарушается конституционное право граждан на социальное обеспечение.

     Так, к Уполномоченному обратилась гражданка С. об оказании помощи в подтверждении трудового стажа для оформления льготной пенсии. С 1 мая 1992  года по 31 августа 1994 года она работала в кооперативе «Дорожник», который был реорганизован в АМПО «Комплекс». Впоследствии данное предприятие было ликвидировано, а архивные документы по личному составу уничтожены. В трудовой книжке заявительницы периоды работы в кооперативе «Дорожник» и  АМПО «Комплекс» не были заверены печатью работодателя. В результате гражданка С. не могла подтвердить свой трудовой стаж за 2 года и 4 месяца. При обращении заявительницы в архивное учреждение Комсомольского района о подтверждении периода работы она получила отказ, так как документы по кадрам в архив не поступали. Уполномоченным гражданке С. был разъяснен порядок подтверждения трудового стажа, в том числе и по свидетельским показаниям. В свою очередь специалистами управления Пенсионного фонда в городе Комсомольске-на-Амуре и Комсомольскому району был организован выездной прием, осуществлен опрос свидетелей, работавших совместно с заявительницей, подтвержден период работы с 1 мая 1992  года по 31 августа 1994 года. В итоге гражданке С. была назначена досрочная пенсия.

     Еще одна группа жалоб связана с неисполнением работодателем своей прямой обязанности вовремя и в полном объеме перечислять взносы в Пенсионный фонд. В соответствии с Федеральными законами «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право застрахованных лиц на обязательное пенсионное страхование реализуется только в случае уплаты страховых взносов. Такие действия руководителей предприятий-должников приводят к тому, что периоды работы, за которые не уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, не могут быть учтены при подсчете страхового стажа и, как следствие, пенсия работникам будет начисляться и выплачиваться не в полном объеме.

     В качестве примера можно привести обращение гражданки В. о несогласии с действиями управления Пенсионного фонда района. В ходе проверки было установлено, что организации ОАО «Строитель» и ООО «Вяземский строитель», на которых  работала заявитель, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период с 2002 по 2004 год перечисляли не в полном объеме.

     Страхователем ОАО «Строитель» перечислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2002 году в размере 0,2 процента от суммы начисленных страховых взносов за данный период. За 2003 и 2004 годы уплата страховых взносов не производилась. Страхователем ООО «Вяземский строитель» перечислено страховых взносов в 2002 году - 26,9 процента; в 2003 году-1,3 процента; в 2004 году - 2,2 процента. Управлением Пенсионного фонда в районе была проведена работа по взысканию задолженности с данных организаций, направлены исковые заявления на взыскание всей суммы задолженности, сложившейся за данные периоды. Судом исковые заявления рассмотрены и удовлетворены в полном объеме, исполнительные листы на взыскание задолженности были переданы в службу судебных приставов. Однако решениями Арбитражного суда Хабаровского края вышеуказанные предприятия признаны несостоятельными (банкротами). В 2007 году, в связи с завершением конкурсного производства, они ликвидированы. Таким образом, за ликвидированными предприятиями осталась задолженность по страховым взносам, невозможная к взысканию. И, как следствие, нарушение прав гражданки В. на пенсионное обеспечение.

     Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П отдельные положения Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения позволяют не включать в периоды трудовой деятельности граждан страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов, что приводит к снижению размера страховой части трудовой пенсии при ее назначении или  перерасчете.

     Федеральному законодателю в целях обеспечения прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на трудовую пенсию предписано установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.

Однако такой порядок пока не разработан, что вызывает проблемы в правоприменительной практике органов Пенсионного фонда в части реализации прав граждан на получение пенсионного обеспечения с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

     Другая категория обращений граждан в социальной сфере связана с отказом органов социальной защиты населения в присвоении званий «Ветеран Великой Отечественной войны» и «Ветеран труда». По этой проблематике к Уполномоченному обратился 31 человек. Анализ заявлений граждан показывает, что органы социальной защиты действуют правомерно и нарушений прав граждан не допускают. Так, в частности, при рассмотрении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» в заблуждение граждан вводят различные профессиональные награды и звания, вручаемые гражданам коммерческими организациями, общественными объединениями и союзами, которые права на присвоение звания «Ветеран труда» не дают.

     Однако есть и такие примеры, когда государство за реформой той или иной отрасли экономики забывает о человеке.

     Гражданка Г. 30 лет отработала в системе министерства путей сообщения. В результате  реформы железнодорожного транспорта уходила на пенсию уже из ОАО «Российские железные дороги», где и была награждена знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте». Этот знак право на получение звания «Ветеран труда» не дает, так как был учрежден коммерческим предприятием, а не государственным органом.

     Гражданка Г. задает вполне справедливый и правомерный вопрос - а как же быть с 30-ю годами безупречной службы государству? К сожалению, ни федеральные, ни краевые  правовые акты ответа на этот вопрос не содержат.

     В 2007 году только в одном случае Уполномоченному удалось решить вопрос о присвоении гражданину звания «Ветеран Великой Отечественной войны». На личном приеме к Уполномоченному обратилась гражданка С. об оказании содействия в присвоении ей звания «Жителю блокадного Ленинграда». Во время Великой Отечественной войны она два года находилась во фронтовой и прифронтовой полосе блокадного города. Для решения вопроса по существу Уполномоченный обратился к Губернатору города Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко о розыске архивных документов и восстановлении справедливости.

     12 сентября 2007 года решением администрации муниципального образования «Ломоносовский район» города Ломоносова Ленинградской области гражданке С. было присвоено звание «Жителю блокадного Ленинграда», выданы удостоверение и  почетный знак. Присвоение гражданке С. звания позволило министерству социальной защиты края вручить ей удостоверение «Ветеран Великой Отечественной войны» и, как следствие, получить льготы и преимущества, предоставляемые законодательством данной категории граждан. Справедливость была восстановлена. На момент подготовки доклада еще два человека обратилось к Уполномоченному с просьбой оказать  помощь в присвоении звания «Жителю блокадного Ленинграда».

     О степени развития государства, его социальном характере можно судить по отношению гражданского общества, властных структур к проблемам инвалидов. Необходимо признать, что в крае немало делается для того, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями чувствовали себя достойно и комфортно. Краевая государственная политика направлена, прежде всего, на предоставление инвалидам равных с другими гражданами возможностей по реализации экономических, социальных, культурных и личных прав, устранению ограничений их жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалида, достижения ими материальной независимости. Ежегодно законом утверждается краевая целевая программа социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан, целью которой является улучшение материального положения инвалидов и иных социально-незащищенных слоев населения, а также снижение уровня социального неравенства.

     Так, в 2008 году из краевого бюджета планируется выделить на социальную поддержку населения, в том числе инвалидов, 1028762,0 тыс. рублей. В крае строятся дома для ветеранов, открыт центр социальной и медицинской реабилитации, создаются условия для безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов. Большую помощь инвалидам в привлечении грантов и финансовой помощи коммерческих организаций оказывают общественные объединения, которые помогают  инвалидам адаптироваться в повседневной жизни, способствуют их профессиональной ориентации. Усилиями общественных организаций создаются производственные цеха и участки для трудовой деятельности инвалидов.

     Однако, несмотря на огромные объемы выделяемых бюджетных средств, количество обращений инвалидов к Уполномоченному по вопросам, связанным с их социальным обеспечением, не сокращается. В 2007 году у инвалидов возникали проблемы, связанные с разработкой и оформлением индивидуальной программы реабилитации. Сложность процедуры ее оформления, а также получение права на технические средства реабилитации вызывает недовольство, а нередко и возмущение инвалидов. Несмотря на то, что инвалиды имеют необратимые анатомические дефекты и им установлена группа инвалидности бессрочно, финансирование расходов по изготовлению технических средств на реабилитацию должно проходить через обязательное ежегодное оформление индивидуальной программы реабилитации.

     Для некоторых категорий граждан разработка индивидуальной программы реабилитации и приобретение права на получение технических средств превратились в невыполнимую задачу. В первую очередь это связано с большим количеством инстанций, которые должен пройти инвалид. Ситуация усугубляется еще и тем, что все эти инстанции труднодоступны для инвалидов из-за наличия различных архитектурных барьеров, что приводит к практической невозможности инвалиду-колясочнику, инвалиду, имеющему протезы, попасть в здание, подняться на этаж. В период действия индивидуальной программы инвалид может не получить технические средства реабилитации в силу обострения  хронического заболевания, нахождения на лечении в стационарном медицинском учреждении либо по другим причинам. Все это автоматически влечет за собой необходимость разработки новой индивидуальной программы реабилитации инвалида, сбор новых справок и хождений по организациям.

     В свою очередь, проблема обеспечения инвалидов техническими средствами довольно остро стоит в крае. Она возникла после вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, которым финансовое обеспечение инвалидов было передано Фонду социального страхования Российской Федерации. Это привело к тому, что инвалиды, имея на руках индивидуальную программу реабилитации, не могут своевременно получить протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и другие технические средства. Главной причиной является недостаточное финансирование из федерального бюджета, а также несвоевременное перечисление средств региональным фондам социального страхования. В итоге, государственные конкурсы на поставку товаров и услуг для социальной реабилитации инвалидов проводятся поздно.

     Так, к Уполномоченному обратилась гражданка Л., инвалид II группы, о неисполнении Хабаровским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации ее индивидуальной программы реабилитации в части предоставления трости. Потребовалось вмешательство Уполномоченного для того, чтобы  пожилому человеку она была предоставлена. Трость была доставлена инвалиду исполнителем государственного контракта  по месту жительства.

     Другой пример. Инвалид II группы Т. в своем обращении указывал, что в отношении него также не исполняется индивидуальная программа реабилитации инвалида, так как Хабаровским региональным отделением Фонда социального страхования не предоставлены телевизор с телетекстом, телефонный аппарат с «бегущей строкой», вкладыши к слуховым аппаратам, а также не изготовлена ортопедическая обувь. Основной причиной неисполнения программы в 2006 году стало отсутствие разработанного министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации порядка и оснований выдачи телевизоров с телетекстом и телефонных устройств с текстовым выходом, а также непредоставление Правительством страны финансовых средств на эти цели. В 2007 году после обращения к Уполномоченному вопрос по предоставлению гражданину технических средств реабилитации был решен.

     При этом, большие сомнения вызывают критерии отбора поставщика товара или услуги для инвалидов. Во главу угла законодатель ставит задачу сокращения бюджетных расходов, что существенно влияет на качество технических средств, приобретаемых для их реабилитации. К примеру, слуховые аппараты «Соната», приобретаемые для инвалидов по слуху, не удобны в использовании, но они  не имеют альтернативы при их поставке в край, так как относительно дешевы. В таких ситуациях федеральному законодателю правильнее было бы изменить подход к приобретению технических средств реабилитации для инвалидов не в зависимости от их стоимости, а от качества, приобретаемого устройства, его удобства и простоты в использовании.

     В течение года поступали обращения инвалидов, связанные с качеством проведения медико-социальной экспертизы, обоснованности снижения группы инвалидности, а также установлением степени ограничения способности к трудовой деятельности. Согласно законодательству от показателя степени ограничения способности к трудовой деятельности напрямую зависят размер пенсии и сумма ежемесячных денежных выплат инвалиду, которая компенсирует гражданину отмену Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ натуральных льгот.

     На первый взгляд, снижение степени инвалидности является позитивным фактором, поскольку свидетельствует об улучшении состояния здоровья человека, а установление степени трудоспособности так и вовсе должно способствовать его безболезненной интеграции в нормальную жизнь.

     Однако применение жестких критериев установления группы инвалидности, а самое главное, установления степени трудоспособности, на практике приводят к тому, что довольно большое количество инвалидов признаются трудоспособными, что существенно уменьшает размер их пенсии по инвалидности и социальных выплат. В то же время условия для привлечения данной категории граждан к труду в полной мере не созданы, реабилитация инвалидов, их социальная адаптация в обществе оставляет желать лучшего.

     Вопрос квотирования рабочих мест для инвалидов на предприятиях остается открытым. Норма Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», устанавливающая квоты для инвалидов на предприятиях, была выхолощена Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и сейчас не находит своего должного применения. Регионы фактически исключены из правового регулирования проблем квотирования рабочих мест для инвалидов.

     Наиболее действенная норма, устанавливавшая обязательную плату работодателя за каждого нетрудоспособного инвалида в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты, признана утратившей силу. К сожалению, Закон Хабаровского края «О квотировании  рабочих мест для инвалидов и лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае» был отменен.

     Все это приводит к тому, что инвалид не может найти работу, продолжает существовать на мизерную пенсию, которую государство уменьшило из-за установления степени ограничения способности к трудовой деятельности.

     Хуже всего в крае обстоит дело с трудоустройством инвалидов по слуху. Уровень образования, полученного в специальных интернатах, не дает возможности  получить специальность в средних специальных учебных заведениях. Сопутствующей причиной является отсутствие сурдопереводчиков как в учебных заведениях, так и на производственных участках. При этом Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение инвалидов услугами сурдопереводчиков относит к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

     Другой проблемой для граждан с ограниченными физическими возможностями является недоступность санаторно-курортного лечения в западных регионах страны. В соответствии с Правилами финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864, перевозка граждан к месту лечения и обратно осуществляется авиационным транспортом только при отсутствии железнодорожного сообщения.

     Инвалиды-колясочники, инвалиды по зрению и слуху, дети-инвалиды с психоневрологическими заболеваниями, церебральным параличом, болезнями костно-мышечной системы и лица, их сопровождающие, в случае отсутствия близрасположенных санаторно-курортных учреждений необходимого профиля, направляются лечебными учреждениями в  здравницы других регионов России. При этом оплата расходов за счет федерального бюджета производится только для  железнодорожного транспорта, так как региональное  отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не вправе выдавать именные направления на авиационный транспорт. Это обстоятельство является главной причиной отказа инвалидов от столь необходимого для них санаторно-курортного лечения в связи с тяжелыми условиями поездки железнодорожным транспортом. Неоднократные обращения органов государственной власти края, Уполномоченного к Правительству страны пока не решили данную проблему. В результате инвалиды не получают должной медицинской реабилитации.

Нет качественного сдвига и в решении вопроса обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов.  Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  рассматривает формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности как одно из направлений их реабилитации. Государственные органы, органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации обязаны обеспечить для граждан, имеющих ограниченные физические возможности, условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры и для беспрепятственного пользования общественным транспортом, средствами связи и информации. Однако в жизни  инвалиды каждый день сталкиваются с проблемой передвижения в транспорте, въезда и выезда из жилых, учебных и административных зданий. В итоге, инвалиды не могут на равных обучаться со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования, посещать театры, музеи, вести активный образ жизни, реализовать себя в обществе. Для решения этой проблемы необходима разработка целой системы мер по созданию оптимальных условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной и общественной инфраструктуры, в том числе провести их инвентаризацию в целях выявления объектов, принятых в эксплуатацию с нарушениями градостроительного законодательства страны.