Общая оценка соблюдения прав и свобод человека в Хабаровском крае

Раздел IV. Основные аспекты соблюдения прав и свобод человека в Хабаровском крае
 

Глава I. Общая оценка соблюдения прав и свобод человека в Хабаровском крае
 

     Конституция Российской Федерации провозглашает Россию демократическим, правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Реализация данного конституционного постулата является основной конституционной обязанностью государственных органов и органов местного самоуправления, подразумевающей в качестве основных, приоритетных направлений государственной политики обеспечение граждан приемлемым уровнем жизни, работой, медицинской помощью, жильем и образованием, неукоснительное соблюдение политических и личных прав граждан.

     Итоги работы Уполномоченного за 2007 года показали, что в крае признаются гарантированные международными нормами, Конституцией Российской Федерации, Уставом Хабаровского края права и свободы человека и гражданина. В нашем регионе созданы условия для реализации политических, социально-экономических и личных прав и свобод граждан. Основой является стабильное социально-экономическое положение Хабаровского края. Экономика региона динамично развивается, а правильно выбранная экономическая стратегия позволяет краю уверенно двигаться вперед и решать социальные проблемы населения.

     В крае не допущены проявления социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти. Соблюдаются политические права. Лучшим доказательством является отсутствие заявлений и обращений граждан, общественных организаций, партий о воспрепятствовании органами государственной власти, органами местного самоуправления или должностными лицами в реализации их права на проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирований. И это большая заслуга, так как участие граждан в мирных собраниях и шествиях позволяет гражданам не только свободно выражать свои мнения, обозначать свою позицию по тому или иному злободневному вопросу, но и влиять на формирование мнений своих сограждан, выдвигать требования к органам государственной власти по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни края и страны в целом.

     В крае соблюдаются политическое и идеологическое многообразие, многопартийность, предусмотренные статьей 13 Конституции Российской Федерации. В настоящее время на территории региона действуют 14 региональных отделений политических партий, которые открыто пропагандируют свою идеологию и взгляды на политическое и экономическое устройство как страны, так и края.

     Обеспечивается и конституционное право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Гарантируется свобода деятельности общественных объединений. По данным управления федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю, на территории региона зарегистрированы и действуют 949 общественных объединений, в том числе 140 религиозных организаций и 256 профессиональных союзов.

     Однако на реализацию общественными объединениями данного права существенно влияют материальная и финансовая составляющие организаций. Органам государственной власти края и местного самоуправления необходимо создавать условия для развития гражданской инициативы населения. Со стороны властных структур должны быть созданы преференции для общественных объединений, чья деятельность направлена на поддержку и защиту прав детей, инвалидов, пожилых людей. Развитие системы социальных грантов и конкурсов, активное вовлечение общественных объединений в реализацию планов по социально-экономическому развитию края и муниципальных образований - все это позволит укрепить институты гражданского общества, повысит роль и ответственность общественных объединений за судьбу края.

     Основу для развития взаимодействия органов государственной власти края и некоммерческих организаций создает Концепция развития некоммерческого сектора Хабаровского края,  определенная  постановлением Губернатора края от 19 июля 2007 года № 110. Данная  концепция  признала некоммерческие организации основополагающими институтами гражданского общества и значимыми партнерами органов государственной власти края в решении стоящих перед обществом задач. Развитие институтов гражданского общества является одним из условий  социально-экономического развития края, которое приводит к созданию новых рабочих мест, увеличению валового регионального продукта, привлечению инвестиций в социальную сферу края.

     Принятие в 2007 году концепции развития некоммерческого сектора края стало существенным шагом в повышении эффективности взаимодействия органов государственной власти края с некоммерческими организациями по  обеспечению гражданского участия при формировании и реализации приоритетных направлений социальной политики в крае.

     За прошедший период в адрес Уполномоченного не поступили жалобы на нарушение избирательных прав граждан. При этом необходимо отметить, что под нарушением избирательных прав следует понимать, прежде всего, воспрепятствование конституционному праву граждан избирать и быть избранными, прямое воспрепятствование участию в голосовании, а также противодействие работе избирательных комиссий. Таких данных на территории края не зарегистрировано.

     Прошедшие в декабре 2007 года выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации V созыва показали стабильность политической системы, зрелость политических партий, их умение вести предвыборную борьбу на законной основе. В ходе прошедших выборов в крае не допущено массовых нарушений избирательных прав граждан, а мелкие нарушения, выявленные Избирательной комиссией Хабаровского края, не повлияли на ход голосования и явку населения на избирательные участки. При этом, необходимо отметить высокий уровень участия граждан в выборах, что свидетельствует о заинтересованности населения в управлении делами государства, реализации конституционного права избирать и быть избранными.

     К числу базовых личных прав и свобод граждан относится право человека на свободу совести, религии, мысли и убеждений. В последнее время гражданским обществом данному конституционному праву уделяется приоритетное внимание.

     Необходимо отметить, что за период деятельности Уполномоченного в его адрес не поступили обращения о необоснованном ограничении деятельности религиозных организаций, а также фактов противодействия религиозным организациям со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. Следует признать очевидное: в деле обеспечения религиозных свобод Хабаровский край продвинулся самым существенным образом, занимая одно из лидирующих мест в Дальневосточном федеральном округе.

     Однако между признанием прав человека и их реализацией имеется существенный разрыв. Поэтому Уполномоченный относится с большой долей критичности к повседневному соблюдению прав и свобод человека и гражданина на территории края, так как многие проблемы, влияющие на состояние прав и свобод человека, остаются еще нерешенными.

     Не столь благополучна ситуация с обеспечением социально - экономических прав граждан. В адрес Уполномоченного ежедневно поступают заявления и обращения, прежде всего малоимущих граждан, инвалидов, бывших работников предприятий - банкротов, военнослужащих о нарушении их прав в областях жилищного, пенсионного, трудового законодательства, законодательства об охране здоровья граждан.

     Жителей края волнуют низкие заработные платы и пенсии, существенный рост цен на жилищно-коммунальные услуги, слабое медицинское обслуживание, а также отсутствие возможности получения жилья. Люди в своих многочисленных обращениях просят только одно - дайте достойное жилье.

     К сожалению, закрепленное в статье 40 Конституции Российской Федерации право на жилище остается пока нереализованным в крае, вызывая неверие граждан власти и Конституции. В данном аспекте наибольшие нарекания вызывает Жилищный кодекс Российской Федерации, который провозглашает бесплатность получения малоимущими гражданами жилья, на практике создает перед ними непреодолимые препятствия в его получении.

     Уполномоченного беспокоит серьезный социальный разрыв, сложившийся в обществе. Наметившийся социально - экономический рост благосостояния жителей края не отразился существенным образом на улучшении жизни социально незащищенных слоев населения, и прежде всего - пенсионеров. Повышение пенсии «вымывается» ростом цен на коммунальные услуги и продукты питания.

     Таким образом, говорить о том, что в крае в полном объеме созданы условия, обеспечивающие достойную жизнь граждан (статья 7 Конституции Российской Федерации), не приходится. Решить эту проблему можно только совместными усилиями всех ветвей и уровней власти, в том числе и путем реализации приоритетных национальных проектов.

     В поле зрения Уполномоченного постоянно находятся обращения граждан о нарушении их прав на справедливое и объективное судебное разбирательство, обеспечение конституционного права на судебную защиту. Данное право во многом зависит от эффективности деятельности судов, от реализации правовых гарантий доступа к правосудию лиц, чьи права нарушены или оспорены.

     В связи с этим нельзя не отметить низкий уровень доверия жителей края к судебным органам. Личные приемы граждан, проводимые Уполномоченным, убеждают, что граждане не верят в эффективность и объективность правосудия. Ситуацию недоверия людей к судебной системе резко ухудшает неэффективность исполнения судебных решений судебными приставами - исполнителями. Да и само качество вынесенных судами решений оставляет желать лучшего. Не редки случаи обращения граждан и организаций за разъяснениями решений судов.

     Все это в совокупности, а также низкая правовая культура граждан приводят к разочарованию людей в действиях судебных органов, что в итоге сказывается на авторитете Конституции Российской Федерации, гарантирующей гражданину судебную защиту его прав и свобод.

     Не лучше складывается ситуация с деятельностью правоохранительных органов. В адрес Уполномоченного поступают жалобы о нарушении конституционного права граждан на достоинство. В жалобах и личных обращениях приводятся факты незаконного применения сотрудниками милиции физической силы. Многочисленны заявления о бездействии правоохранительных органов, о незаконном отказе в возбуждении уголовного дела, волоките при расследовании и проведении проверок. Все эти обращения берутся под особый контроль Уполномоченного, по его запросам органами прокуратуры проводятся детальные проверки фактов, изложенных в заявлениях граждан.

     Особое внимание привлекает проблема коррупции в государственных органах, в том числе и правоохранительных. 2007 год оказался достаточно «богатым» на громкие скандалы, аресты и отстранения от должностей в системе управления внутренних дел края, управления федеральной службы исполнения наказаний, администрации города Хабаровска. И это не может не беспокоить Уполномоченного, так как от размера коррупции во властных структурах напрямую зависит соблюдение и эффективная реализация прав и свобод человека и гражданина, а также степень доверия населения всем ветвям власти.

     В целом вопросы соблюдения прав и свобод человека и гражданина должны находиться под пристальным вниманием общества, органов государственной власти края и органов местного самоуправления. Открытая дискуссия о причинах, способствующих нарушению прав и законных интересов граждан, позволит найти эффективные механизмы  по их искоренению, создаст условия для дальнейшей реализации социально-экономических, политических, личных прав и свобод человека и гражданина.

     Ведь согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый человек, должностное лицо, государственный орган, некоммерческая организация обязаны уважать и соблюдать Конституцию страны и, следовательно, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина.