Общая оценка соблюдения прав и свобод человека в Хабаровском крае

Раздел III. Основные аспекты соблюдения прав и свобод человека в Хабаровском крае
 

Глава I. Общая оценка соблюдения прав и свобод человека в Хабаровском крае.
 

     В декабре 2008 года исполнилось 60 лет Всеобщей декларации прав человека и 15 лет Конституции Российской Федерации. Оба этих документа рассматривают человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым они декларируют отношение государства к личности, выдвигая ее на первый план. Уважение человека, его личности становится неотъемлемым атрибутом демократического, правового государства, обязанностью которого являются соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Данное положение стало фундаментом конституционного строя Российской Федерации, основным способом правовой защиты гражданского общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей. Как отмечено в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию страны: «Основу политики должна составлять идеология, в центре которой - человек. Как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности. А жизненный успех зависит от его личной инициативы и самостоятельности, от его способности к новаторству и творческому труду. И сейчас это для нас важнее, чем когда бы то ни было».

     Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью должно оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократического государства, на его компетенцию и потенциальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те черты, которые характеризуют его как конституционное, правовое.

     В ноябре 2008 года некоммерческое партнерство «Дальневосточный институт социально-политических исследований» провел в г. Хабаровске и г. Комсомольске-на-Амуре социологическое исследование под общей темой «Права человека в Хабаровском крае». Основной целью исследования стало изучение мнения населения о состоянии дел с правами и свободами в крае, их соблюдение органами государственной власти, местного самоуправления и должностными лицами. Одним из показателей, характеризующим реализацию прав и свобод граждан в регионе, несомненно, является фактор оценки населением своих жизненных условий. Для социологического замера этого критерия жителям г. Хабаровска и г. Комсомольске-на-Амуре был задан вопрос: «Если говорить в целом, Вы удовлетворены или не удовлетворены положением дел в крае?». Ответы респондентов распределись следующим образом:

     Как следует из диаграммы, 48 процентов респондентов удовлетворены своей жизнью в крае («скорее удовлетворен» - 39,2 процента + «полностью удовлетворен» - 8,8 процента). Вместе с тем, следует отметить, что 40,5 процента опрошенных остаются недовольными уровнем своей жизни, и это при достаточно большом количестве граждан, затруднившихся ответить на поставленный вопрос (11,5 процента).

     При этом 55,7 процента опрошенных относят себя к среднему классу. Данные по самоидентификации граждан по принадлежности к тому или иному слою населения указаны на диаграмме 7:

     Такая оценка населением своего жизненного уровня напрямую связана с реализацией социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан. Поэтому, чем успешней в крае будут воплощаться в жизнь основные права и свободы граждан, тем весомей будет рост благосостояния его жителей.

     Одним из важнейших показателей правового государства и гражданского общества является уровень развития политических прав и свобод, которыми обладают люди. Политические права граждан закреплены в статье 32 Конституции Российской Федерации, согласно которой они имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах и отправлении правосудия.

     Как показывает деятельность Уполномоченного, жители края оценивают ситуацию в сфере реализации своих политических прав и свобод как благоприятную. В 2008 году к Уполномоченному не поступило ни одной жалобы, связанной с нарушением этих прав. При этом прошедший год был весьма насыщен политическими событиями. Так, состоявшиеся выборы Президента Российской Федерации показали высокую активность жителей края в выборах первого лица государства. Граждане ответственно отнеслись к реализации своего конституционного права на участие в управлении делами государства. Политическая активность населения составила 74,45 процента, что на 6,63 процента выше, чем на соответствующих выборах Президента страны в 2004 году. Выборы прошли организовано и без нарушений избирательного законодательства, а открытая политическая дискуссия, которая велась в крае и стране в целом, свидетельствует о свободе идеологического многообразия. Политические партии открыто пропагандируют свои взгляды на политическое, экономическое и социальное устройство страны.

     Активно реализуются права граждан на управление делами государства через некоммерческий сектор. Представители общественных объединений и организаций входят в различные консультативные и совещательные органы, созданные при органах государственной власти края. В рамках концепции развития некоммерческого сектора 19 июля 2007 года постановлением Губернатора края № 111 создан Совет при Правительстве края по взаимодействию с некоммерческими организациями. Его основными задачами являются взаимодействие некоммерческих объединений с органами исполнительной власти по реализации единой социальной политики в крае, привлечение их ресурсов для решения социальных проблем путем развития принципов социального партнерства и механизмов социального заказа.

     Активная деятельность по развитию и укреплению некоммерческого сектора ведется и с помощью «круглых» столов, семинаров и конференций.

     К процессу формирования гражданских институтов в крае подключился и Уполномоченный. В сентябре 2007 года был образован Общественный совет при Уполномоченном в состав, которого входят 9 представителей общественных объединений, основной задачей которых является деятельность по защите прав и законных интересов граждан. Первые заседания совета показали большую заинтересованность общественности в диалоге с государственными органами по вопросам соблюдения и защиты прав жителей региона, обозначилась потребность в обмене накопленным опытом. Поэтому в рамках деятельности Общественного совета были проведены два обучающих семинара под общей темой: «Механизмы защиты прав человека». Такая совместная деятельность государственных органов, Уполномоченного и некоммерческих организаций позволяет гражданам доводить до властных структур свои мнения по наиболее важным проблемам развития края, обозначать болевые вопросы по развитию институтов гражданского общества, участвовать в управлении делами государства.

     Наиболее важным для жителей края является реализация их социально-экономических прав. На вопрос «Какие из прав для Вас наиболее важны?» 39,1 процента населения ответили, что главными для них являются права на труд, социальную защиту и собственность (данные социологического исследования НП «Дальневосточный институт социально-политических исследований», ноябрь 2008 года). Соотношение основных прав и свобод по категории важности для жителей края приводится на диаграмме 8:

     Поэтому в крае продолжается последовательное осуществление приоритетных национальных проектов, что позволяет решать проблемы, традиционно существующие в области здравоохранения, образования, обеспечения жильем и работой. Предпосылкой тому служит стабильное социально-экономическое положение края, устойчивое и динамичное развитие региона.

     Однако нерешенных вопросов, к сожалению, еще много. Одним из них является наличие существенного разрыва в уровне жизни, общество продолжает делиться на бедных и богатых. При этом в последние годы финансовое положение края и страны в целом заметно укрепилось. Однако граждане, прежде всего малоимущие, по-прежнему не видят перспектив качественного улучшения своего нынешнего положения и, что особенно тревожно, не верят в то, что деятельность государственного аппарата направлена на всестороннюю реализацию их конституционных прав. Поэтому наибольшее число жалоб и обращений граждан в адрес Уполномоченного поступает по нарушениям их социально-экономических прав и свобод. Людей продолжают волновать вопросы роста цен на продукты питания и жилищно-коммунальные услуги, безработицы, низких размеров заработной платы и пенсий, невозможности получения в реальные сроки достойного жилья, отсутствия качественного медицинского и лекарственного обеспечения.

     При этом проблему по обеспечению граждан жильем следует признать одной из важнейших в крае. К сожалению, органам государственной власти и местного самоуправления не удалось коренным образом изменить ситуацию. В муниципальных образованиях по-прежнему существуют значительные очереди на получение жилья, а мировой финансовый кризис привел к отказу многих коммерческих банков в выдаче ипотечных кредитов либо заставил их повысить процентные ставки. Все это в итоге приводит к нарушению конституционного права на жилище, гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации, и, как следствие, правомерным жалобам и обращениям граждан.

     Сложно в крае идет реформа жилищно-коммунального хозяйства. Многочисленные заявления, поступающие в адрес Уполномоченного, свидетельствуют о том, что кардинальных изменений в этой отрасли не произошло. Люди продолжают жаловаться на низкое качество коммунальных услуг, безответственную работу эксплуатационных организаций, на создание администрациями муниципальных образований искусственных препятствий по признанию жилых помещений аварийными и непригодными для проживания. Порой борьба человека за нормальные условия жизни в своей квартире или жилом доме идет годами, а положительных результатов нет. К сожалению, качество содержания жилищного фонда и предоставляемых коммунальных услуг находится на уровне, не соответствующем не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых средств направляемых в отрасль.

     Многочисленными в 2008 году были жалобы граждан о нарушении их трудовых и социальных прав. Серьезное влияние на несоблюдение трудовых прав жителей края оказывает некомпетентность отдельных должностных лиц по управлению предприятием. Неумение организовать производственный процесс, слабая профессиональная подготовка, а иногда преступная деятельность приводят к дестабилизации работы предприятия, к его финансовому краху. В результате десятки, а то и сотни, людей остаются без работы, с непогашенной задолженностью по заработной плате и иным выплатам. Наибольший резонанс в крае получила финансовая несостоятельность ОАО «Дальавиа», продолжаются банкротства других предприятий, прежде всего в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При этом обращения граждан к Уполномоченному показывают, что люди чувствуют свою беспомощность и правовую незащищенность со стороны работодателей, государственных и муниципальных структур. Причинами такой ситуации является недостаточный уровень правовой культуры, незнание элементарных требований и предписаний закона как должностными лицами, так и самими гражданами, продолжает сохраняться неверие людей в силу закона.

     Российская Федерация является социальным государством, поэтому уровень пенсионного обеспечения и социальных выплат должен оставаться предметом самого пристального внимания и повседневной работы органов государственной власти и местного самоуправления. В крае не допускаются задержки по выплате пенсий и других социальных пособий. Однако уровень пенсионного обеспечения остается низким. Пенсионеры в своих жалобах указывают, что размер пенсии мал, и ее не хватает для удовлетворения элементарных человеческих потребностей. При этом регулярное повышение пенсии поглощается ростом цен на продукты питания и жилищно-коммунальные услуги.

     Несомненно, сам человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Поэтому высокую роль при обеспечении и восстановлении прав граждан должна играть эффективная судебная система.

     Повседневная деятельность Уполномоченного свидетельствует о востребованности судебной защиты. Люди все чаще обращаются в суды для решения своих проблем. Соответственно, все больше жалоб поступает к Уполномоченному по нарушениям их прав на справедливое судебное разбирательство. Жители края продолжают жаловаться на несправедливые решения судов, затягивание процессуальных сроков рассмотрения гражданских и уголовных дел, грубость и невнимание судей, неисполнение судебных решений.

     Все это существенно сказывается на авторитете судебной власти и Конституции Российской Федерации. Поэтому необходимо ускорить разработку и принятие парламентом страны Федерального закона «О возмещении вреда, причиненного нарушением права на судопроиз-водство в разумные сроки и права на исполнение в разумные сроки вступивших в законную силу судебных актов». Об актуальности разработки такого законопроекта было указано в ноябре 2008 года Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в ежегодном Послании Федеральному Собранию. В том числе была отмечена необходимость сокращения сроков рассмотрения гражданских дел и введение дополнительных мер ответственности за создание препятствий, ведущих к затягиванию судопроизводства и неисполнение судебных решений. Хочется надеяться, что такие законодательные меры укрепят авторитет судебной власти в стране, позволят гражданам быстро и эффективно реализовывать свое право на судебную защиту.

     В 2008 году в адрес Уполномоченного продолжали поступать жалобы граждан на неэффективную работу правоохранительных органов. Волокита и неполнота следственных действий становятся одной из главных причин нарушения конституционного права граждан на государственную защиту. При этом криминогенная ситуация в крае остается сложной, требует дальнейшего совершенствования деятельность по обеспечению общественного правопорядка и общественной безопасности, противодействию организованной преступности.

     Президентом страны Д.А. Медведевым коррупция признана врагом №1 для свободного, демократического и справедливого общества. С такой оценкой ситуации согласны и многие жители края, которые коррупцию во властных структурах поставили на первое место среди причин нарушения прав человека. На диаграмме 9 приводятся данные социологического исследования НП «Дальневосточный институт социально-политических исследований» (ноябрь 2008 года) об основных причинах нарушения прав человека:

     В рамках реализации национального плана противодействия коррупции в августе 2008 года при Губернаторе Хабаровского края В.И. Ишаеве образован совет по противодействию коррупции. В прокуратуре края открыт Интернет-сайт «Вместе против коррупции», создан специальный отдел по надзору за исполнением законодательства в данной сфере, куда поступает вся информация о коррупционных преступлениях.

     Все чаще жители края стали обращаться в правоохранительные органы по фактам вымогательства, мошенничества и прочим коррупционным преступлениям. Уполномоченный убежден - чем больше открытой и честной информации будет поступать обществу о проявлениях коррупции, тем легче и проще с ней будет бороться. К сожалению, практика прокурорского надзора свидетельствует о нарушении чиновниками законодательства о государственной и муниципальной службе. Самым распространенным является несоблюдение ограничений и запретов, связанных с гражданской и муниципальной службой.

     Другим способом борьбы с коррупцией стал правовой мониторинг нормативных правовых актов. Так, органами прокуратуры края выявлено 948 нарушений федерального законодательства, имеющего коррупционную составляющую, в том числе 196 незаконных правовых актов, принесены 168 протестов, из которых 144 удовлетворены, направлено 47 заявлений в суд, внесено 195 представлений, привлечено к дисциплинарной ответственности 111 лиц, объявлено 46 предостережений, 8 лиц привлечено к административной ответственности, в следственные органы направлено 53 материала для решения вопроса об уголовном преследовании, по результатам прокурорских проверок возбуждено 24 уголовных дела. Основная масса нарушений выявлена в ходе исполнения законодательства о муниципальной и государственной службе, в сфере осуществления лицензирования, регистрации и иных разрешительных процедур.

     Такая информация не может не беспокоить Уполномоченного, поскольку за каждым таким примером потенциально нарушенное право конкретного человека. Поэтому важным становится неукоснительная реализация Федерального закона «О противодействии коррупции», направленного на создание правовых и экономических условий «невыгодности» коррупционного поведения чиновников, искоренение причин коррупции.

     Во многих случаях реализация прав и свобод граждан требует принятия конкретных мер на федеральном уровне - значительного увеличения финансирования социальных расходов, изменения действующего законодательства. Однако многие проблемы можно и нужно решать на региональном и муниципальном уровнях, любое должностное лицо обязано осознавать степень своей ответственности за неукоснительное соблюдение прав и законных интересов жителей края. Потому что во многом от эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, их способности решать социальные и экономические проблемы зависит отношение людей к своему краю и стране в целом. Жизнь человека, его благосостояние и достоинство должны оставаться главными политическими и экономическими целями государства и общества, поскольку Конституция Российской Федерации требует уважать и соблюдать права человека и его основные свободы, заботиться о создании благоприятных условий для жизни, труда и полноценного отдыха. Действуя вместе, мы сможем многое улучшить в нашем крае.