Информация о деятельности Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае по рассмотрению обращений граждан в 2007 году

Раздел III. Информация о деятельности  Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае по рассмотрению обращений граждан в 2007 году
 

     В период становления института Уполномоченного основные усилия были сосредоточены, прежде всего, на обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина, их соблюдении и уважении. Эта работа строилась на основе письменных заявлений и обращений граждан, а также в ходе личных встреч и бесед с теми, чьи права и законные интересы были, по их мнению, нарушены. Подобные обращения граждан являются серьезным источником информации о настроениях в обществе, о болевых проблемах населения. Обращения требуют серьезной аналитики и систематизации в целях разработки предложений и рекомендаций органам государственной власти, органам местного самоуправления и должностным лицам, в чьи обязанности входит разрешение и оперативное реагирование на проблемы населения.

     Необходимо отметить, что Уполномоченный не является общественной приемной по рассмотрению обращений граждан. Рассмотрение первичных жалоб и заявлений граждан в его компетенцию не входит.

     Согласно части 2 статьи 10 Закона Хабаровского края «Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае», Уполномоченный рассматривает жалобы и заявления на действия (бездействие) органов государственной власти края, иных государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих организаций, должностных лиц при условии, что ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

     По сути, Уполномоченный должен выступать последней инстанцией во взаимоотношениях гражданина, чьи права и законные интересы нарушены  представителями власти, чтобы, используя свой авторитет и правовые механизмы воздействия, добиться неукоснительного соблюдения прав и законных интересов конкретного человека. А если они нарушены, приложить все необходимые усилия для их восстановления.

     На практике получается иначе. Граждане напрямую обращаются и пишут Уполномоченному, без обращения к органам и должностным лицам, по закону призванным рассматривать и решать их проблемы. За 2007год поступило 118 таких обращений. Конечно, подобные действия продиктованы  незнанием краевого закона, низким уровнем правовой грамотности населения. Но для Уполномоченного это сигнал о недостаточной работе с обращениями и заявлениями граждан в государственных органах, органах местного самоуправления, о неверии населения в то, что их проблема будет рассмотрена и решена положительно.

     Данные о количестве обращений и заявителях, обратившихся к Уполномоченному  со дня его  назначения (27 сентября 2006 года)  и  за 2007 год приводятся в  таблице 1:

Таблица 1

Период обращений

Количество обращений, поступивших в адрес  Уполномоченного

Количество человек, обратившихся к Уполномоченному (с учетом коллективных обращений  граждан)

 

Всего

В том числе коллективных обращений

 

IV квартал 2006 года

210

12

640

2007 год

2963

93

4413

Итого

3173

105

5053

     

     Эти показатели свидетельствуют о доверии населения и востребованности данного государственного института в Хабаровском крае.

     

     Поквартальное распределение обращений граждан, поступивших в 2007 году в адрес Уполномоченного, приводится в диаграмме:

     Из 2963 обращений граждан к Уполномоченному в 2007 году 1380 - письменные жалобы, связанные с  нарушением прав и свобод граждан. 1353 гражданам специалистами аппарата даны устные консультации о способах и методах защиты своих прав и законных интересов, оказана правовая помощь по разъяснению положений действующего федерального и краевого законодательства.

     Свою эффективность подтвердила и приемная граждан Уполномоченного. В 2007 году в приемную обратились 1583 человека, 230 граждан оставили письменные обращения и заявления.

     К социальному составу граждан, обратившихся к Уполномоченному, прежде всего, относятся пенсионеры, служащие, работники социальной сферы, безработные, учащиеся и студенты, предприниматели, лица, находящиеся в местах принудительного содержания.

     Социальный портрет авторов обращений приводится в нижеследующей диаграмме (данные представлены на основе устных обращений граждан):

     Анализ тематической направленности обращений граждан показывает, что проблемы в области нарушений социально-экономических и личных прав граждан доминировали в почте Уполномоченного. В центре внимания заявителей были вопросы, затрагивающие жилищные права граждан, права в области жилищно-коммунального хозяйства, пенсионного и социального обеспечения, здравоохранения, образования. Многочисленны были жалобы жителей края на действия (бездействие) судебных и правоохранительных органов, на нарушения трудовых прав граждан. Основная тематика обращений граждан приводится в следующей диаграмме:

     Обращения граждан поступили со всей территории Хабаровского края. Основное их количество поступило от граждан, проживающих в городе Хабаровске - 2112 заявлений, что составляет 72 процента от общего количества обращений, поступивших в адрес Уполномоченного. Вторую позицию по количеству заявлений занимает Хабаровский муниципальный район - 143 обращения, что составляет 5 процентов от общего числа обращений. Третья позиция принадлежит городу Комсомольску-на-Амуре - 131 заявление (4,6 процента). В диаграмме приводится полная информация о количестве обращений, поступивших из городских округов и муниципальных районов края:

Поступали в адрес Уполномоченного и обращения граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, об оказании содействия в восстановлении их нарушенных прав. Жалобы, в основном, поступали из субъектов Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, где, как правило,  отсутствуют региональные институты уполномоченных по правам человека.  Всего поступило 49 обращений. Данной категории граждан даны разъяснения положений Закона Хабаровского края «Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае», а сами обращения в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направлены в государственные органы и органы местного самоуправления соответствующих субъектов Федерации для рассмотрения по существу.

     Количество обращений граждан, поступивших из других субъектов Российской Федерации, приводится в следующей диаграмме:

     Помимо работы с письменными обращениями граждан, в течение года был организован 31 личный прием Уполномоченного. На данных приемах принято 99 человек. При этом 87,9 процента граждан, пришедших на личный прием, являются хабаровчанами, 12,1 процента граждан прибыли из других населенных пунктов края. В течение 2007 года приемной граждан Уполномоченного организовано и проведено 163 приема, на которых принято 1580 человек. Положительное решение проблем, указанных в письменных обращениях граждан, составило 38,7 процента, по 52,7 процента обращений подготовлены юридические разъяснения, направлены по принадлежности 8,6 процента жалоб.

     Наибольший эффект по рассмотрению обращений граждан приносят выездные проверки аппарата Уполномоченного. К таким  проверкам, как правило, привлекаются соответствующие контролирующие государственные органы, которые наделены правом выносить законные предписания, обязательные к исполнению, а также представители отраслевых министерств и ведомств края.

     Так, к Уполномоченному поступило обращение индивидуального предпринимателя Е. о создании администрацией городского поселения «Город Амурск» административных барьеров по осуществлению предпринимательской деятельности путем создания искусственных проблем по сдаче в аренду недвижимого имущества. В поддержку предпринимателя высказалось 2140 человек. Аппаратом Уполномоченного в город Амурск была осуществлена выездная проверка с привлечением специалистов главного управления территориальной политики, кадров и общественных связей Губернатора и Правительства края, министерства имущественных отношений. По результатам проверки и работы согласительной комиссии конфликтная ситуация была устранена. Индивидуальному предпринимателю Е. по договору аренды было предоставлено нежилое помещение общей площадью 214 кв.м.

     Всего за 2007 год специалистами аппарата проведено 55 выездных проверок. В I квартале было осуществлено 5  проверок, во II квартале - 9, в III квартале - 11, в IV квартале - уже 30. Специалисты аппарата Уполномоченного по конкретным обращениям граждан выезжали в Комсомольск-на-Амуре, Амурск и Бикин, поселок Ванино, Хабаровский и Нанайский муниципальные районы. В 2008 году география выездных проверок аппарата Уполномоченного будет расширяться.

     Деятельность Уполномоченного по оказанию гражданам содействия в восстановлении их прав и свобод не ограничивалась непосредственным реагированием на письменные и устные обращения граждан. Важным источником информации о проблемах с правами человека являются средства массовой информации. По отдельным телерепортажам, выходившим в ГТРК «Дальневосточная», ИТА «Губерния», публикациям печатных средств массовой информации, по сообщениям журналистов аппаратом Уполномоченного проводились самостоятельные выездные проверки или инициировались проверки уполномоченных государственных органов.

     Так, в адрес Уполномоченного поступило обращение журналистов газеты «Амурский меридиан» о том, что с 2003 года районные органы местного самоуправления не могут доставить и установить надгробный памятник ветерану Великой Отечественной войны К. По фактам, указанным журналистами, сотрудники аппарата Уполномоченного провели проверку. Выяснилось, что вопросами по изготовлению памятника занимался Хабаровский филиал ЗАО «Военная мемориальная компания». Памятник давно готов и находился на складе в Хабаровске. Представители ЗАО «Военная мемориальная компания» готовы доставить памятник, но данный вопрос необходимо было согласовать с администрацией Тугуро-Чумиканского района и транспортными организациями, которые доставляют грузы в населенные пункты этого района. В результате вмешательства Уполномоченного памятник был доставлен в район и установлен на могиле ветерана войны.

     Другой пример. В информационном выпуске «Новости» ИТА «Губерния» был показан журналистский репортаж о понуждении администрацией одного из детских домов города Хабаровска несовершеннолетней воспитанницы к проведению медицинского аборта, от которого она категорически отказывается. По поручению Уполномоченного специалисты аппарата незамедлительно выехали на место для непосредственного изучения ситуации. Основная цель, которая была поставлена Уполномоченным - не допустить психологического давления на решение несовершеннолетней стать матерью. Данное решение ею должно быть принято самостоятельно и осознанно. В настоящее время воспитанница детского дома спокойна, обстановка в учреждении нормализовалась.

     В августе 2007 года в газете «Амурский меридиан» была опубликована статья «На краю земли» о том, что более двух лет две хабаровские семьи живут на краю действующего карьера. При этом, пользователи карьера не выполняют решения суда о предоставлении семьям квартир. По поручению Уполномоченного была организована проверка. Факты, изложенные в статье, нашли свое подтверждение. После установления всех обстоятельств дела аппаратом Уполномоченного были подготовлены развернутые разъяснения гражданам о действиях, которые необходимо предпринять для разрешения возникшей ситуации, и предложено оказание правовой помощи для обращения в суд.

     Наметилась негативная тенденция пропуска сроков представления ответов по запросам Уполномоченного. Согласно краевому закону, орган или должностное лицо, получившее обращение Уполномоченного, обязаны рассмотреть его в месячный срок и направить  письменный ответ о результатах его рассмотрения и принятых мерах. Ответы приходят либо с пропуском установленного краевым законом срока, а в единичных случаях ответы не поступают вообще.

     Так, с задержкой сроков поступали ответы от прокуратур города Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского района, государственной инспекции труда в Хабаровском крае, квалификационной коллегии судей, не были представлены ответы конкурсным управляющим Шабалиным А.В. и другими.

     Все это в итоге приводит к затягиванию рассмотрения обращений граждан и нарушению Закона Хабаровского края «Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае». К сожалению, действенного рычага воздействия на должностных лиц, нарушающих краевой закон, у Уполномоченного нет, приходится ограничиваться письмами о неисполнении краевого закона, обращениями к вышестоящему руководству. В связи с этим Уполномоченный предлагает органам государственной власти края рассмотреть возможность внесения изменений в Кодекс Хабаровского края об административных правонарушениях в части установления административной ответственности в отношении должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих организациях, за непредоставление или несвоевременное предоставление ответов на запросы и законные требования Уполномоченного. Такие меры позволят повысить эффективность деятельности Уполномоченного, создадут условия для неукоснительного исполнения Закона Хабаровского края «Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае».