Оснований для самоуспокоенности нет

06.04.2011

     6 апреля 2011 года / Публикации в СМИ / Приамурские ведомости

     Трибуна

     Юрий Березуцкий, уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае:

ОСНОВАНИЙ ДЛЯ САМОУСПОКОЕННОСТИ НЕТ

     Уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае Юрий Березуцкий по итогам минувшего года представил губернатору края и Законодательной думе доклад. Корреспондент РИА «Восток-Медиа» Лев Звенигородский попросил ответить Юрия Березуцкого на несколько вопросов.

     - Юрий Николаевич, на что вы опираетесь в своей деятельности?

     - С начала моей работы в этом статусе ко мне обратились 21450 человек. И ежегодно количество обращений имеет тенденцию к росту. Это вполне объяснимо. За четыре года жители края приняли этот новый государственный правозащитный институт и все чаще прибегают к его помощи в случаях, когда не могут решить своих проблем.

     В 2010 году в приемной уполномоченного был принят 1951 человек. Для примера приведу такую статистику: в 2007 году таких обращений было 1583, в 2008 - 1761, в 2009 - 1895.1801 гражданину сотрудники нашего аппарата дали правовые консультации, разъяснения положений федерального и краевого законодательства, 150 гражданам оказана помощь по оформлению письменных заявлений для их дальнейшего рассмотрения.

     Из 3690 обращений граждан (а за ними, с учетом коллективных обращений, 5468 человек) к уполномоченному в минувшем году 1589 - это письменные заявления и жалобы, связанные с нарушениями прав и законных интересов граждан, 281 из них поступило в электронном виде, в том числе на официальный сайт уполномоченного, который с каждым годом приобретает все большую популярность у населения, - 248 обращений.

     - А откуда больше всего жалоб? Кто обращается к уполномоченному по правам человека чаще всего?

     - Обращения граждан поступили из всех 19 муниципальных районов Хабаровского края. Как и прежде, основное их количество поступило от жителей краевого центра - 2100 заявлений, что составляет 56,9 процента от общего количества обращений, поступивших в адрес уполномоченного (в 2007 году - 2112, в 2008 - 1738, в 2009 - 1965). Вторую позицию занимает Хабаровский муниципальный район - 369 обращений, что составляет десять процентов от общего числа обращений. Третья позиция принадлежит Комсомольску-на-Амуре - 272 жалобы граждан (7,4 процента). Четвертую позицию делят Советско-Гаванский (147 обращений - 3,98 процента) и Амурский (146 обращений - 3,95 процента) муниципальные районы.

- Какие вопросы наиболее часто встречаются?

     - В обращениях граждан отражается практически весь спектр проблем современной жизни общества - существующие нарушения прав и законных интересов людей. Вместе с тем анализ обращений граждан показывает, что проблемы в области нарушений социально-экономических и личных прав граждан, безусловно, доминируют в почте.

     На протяжении четырех лет лидирующее положение занимают обращения по нарушениям жилищных прав граждан, а также прав в области жилищно-коммунального хозяйства. В 2010 году таких обращений было - 890. В 2007 году их было 1130, в 2008 - 1252, в 2009 году - 1020.

     Второй год подряд на вторую позицию вышли заявления и жалобы граждан на действия, а правильнее было бы сказать, на бездействие судебных органов, прокуратуры и органов юстиции - 603 обращения. Не уменьшилось число жалоб и на органы внутренних дел - 289 обращений.

     Необходимо отметить снижение количества жалоб по нарушениям трудовых прав граждан: в 2007 году - 303, в 2008 - 326, в 2009 - 349, в 2010 году - 285 обращений. Это свидетельствует об эффективности мер, предпринятых федеральными и краевыми органами власти при обеспечении трудовых прав трудящихся. Подобная положительная динамика отмечается и по вопросам социальной защиты, пенсионного обеспечения и льгот. К примеру, в 2007 году таких обращений было 368, в

2008 - 237, в 2009 - 177, в 2010 году - 179.

     В свою очередь вызывает беспокойство значительный рост в 2010 году обращений по нарушениям прав граждан в области охраны здоровья - 214 обращений. В 2007 году - 118, в 2008 - 145, в 2009 - 168.

     - Вы правильно заметили, есть случаи, когда надо человеку самому прийти и подробно рассказать о своих проблемах.

     - Это естественно, ведь не все можно объяснить на бумаге или в электронном письме. Люди часто к нам приходят сами со своими бедами и проблемами. Личные встречи с гражданами более информативны с точки зрения изложения проблемы. В течение года проведены 32 личных приема уполномоченного и сотрудников аппарата, которые состоялись и в Хабаровске, и в муниципальных образованиях края. Были приняты 184 человека. При этом 27,7 процента граждан, пришедших на личные приемы, являются хабаровчанами, 72,2 процента - граждане из других населенных пунктов края.

     Надо отметить, что наибольший эффект при рассмотрении обращений граждан приносят выездные проверки. В 2010 году осуществлены выезды работников нашего аппарата по 73 заявлениям граждан. При необходимости к проверкам привлекались представители заинтересованных министерств и ведомств, органов местного самоуправления, контрольных и надзорных органов, наделенных зако нодательством правом выносить властные предписания, обязательные для исполнения.

     Положительное решение проблем граждан, указанных в обращениях, составило 32,7 процента, по 61,2 процента обращений даны письменные юридические консультации и ответы, направлены по принадлежности 6,1 процента жалоб.

     - Какими критериями оценивается эффективность вашей работы?

     - Уполномоченный по правам человека является одной из последних государственных инстанций, обращаясь в которую гражданин надеется, что в решении его проблемы государственная система будет исходить из его интересов, учитывать его точку зрения и окажет ему квалифицированную юридическую помощь. Поэтому мы стараемся всегда получить информацию от граждан - насколько они удовлетворены результатами нашей работы, соответствует ли она их ожиданиям. Эти данные помогают совершенствовать работу, оптимально выстраивать стратегию и тактику действий в будущем.

     Проводимый второй год подряд Дальневосточной академией государственной службы социологический опрос жителей Хабаровского края показывает, что подавляющее большинство граждан, обращающихся к уполномоченному, удовлетворены результатами рассмотрения.

     На вопрос: «Удовлетворены ли вы результатом вашего обращения к уполномоченному по правам человека в Хабаровском крае?» получен следующий результат: 71,1 процента положительно ответили на вопрос, не получили ожидаемого итога 23,5 процента обратившихся, 5,4 процента опрошенных на вопрос не ответили. Я думаю, что это довольно высокая оценка людьми результатов работы уполномоченного и его аппарата. Но это возлагает на нас и огромную ответственность, так как помогать людям защищать свои права и свободы, быть посредником между гражданами и властью очень непросто.

     Как видим, часть ответов свидетельствует: оснований для самоуспокоенности нет. Безусловно, граждане могут заблуждаться в своих оценках, так как нельзя требовать от каждого досконального знания нюансов законодательства, и отказ в решении наболевшей проблемы, даже на основании закона, всегда будет восприниматься болезненно. Поэтому качеству рассмотрения обращений граждан, его постоянному повышению мы уделяем особое внимание, так как именно от этого зависит авторитет государственного правозащитного института. Равнодушие к проблемам жителей края здесь недопустимо.

     - Что будет меняться в вашей деятельности в ближайшей и среднесрочной перспективе?

     - На 2011 год и ближайшее будущее основами деятельности уполномоченного станут неуклонное повышение эффективности мер, направленных на содействие восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, а также работа по правовому просвещению, чтобы граждане могли эффективно использовать те возможности, которые им предоставляет российская государственная и правовая система.

     Среди направлений, которые будут взяты на вооружение, - совершенствование практики приема граждан и рассмотрения их письменных обращений, строгое соблюдение объективности и справедливости при анализе конфликтных ситуаций. Будем продолжать подготовку исковых заявлений для обращений граждан в суд за защитой своих нарушенных прав, а также прав ребенка. Еще более активно планируем проводить выездные проверки по письменным обращениям граждан, в том числе совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами края, органами юстиции и прокуратуры, организовывать выездные приемы в муниципальных образованиях края.

     Немаловажным мы считаем и проведение правового мониторинга причин, способствующих нарушениям прав и свобод, и внесение предложений губернатору края и Законодательной думе по совершенствованию федерального и регионального законодательства в части соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Подготовил к печати

Илья НЕВЕРОВ.