Съезд детских правозащитников

24.03.2011

     Опыт регионов

СЪЕЗД ДЕТСКИХ ПРАВОЗАЩИТНИКОВ

     В Тюмени состоялся съезд региональных уполномоченных по правам ребенка. На представительный форум приехали уполномоченные по правам ребенка из 68 субъектов Российской Федерации. Они обменялись опытом, обсудили проблемные вопросы по защите прав детей и наметили планы на будущее.

     Съезд проводился под патронатом президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, который в своем ежегодном Послании Федеральному собранию РФ поставил конкретные задачи и дал поручения, касающиеся по вопросам защиты прав семей и детей. Среди них: оказание всесторонней поддержки молодым и многодетным семьям, повышение доступности детских садов, реализация программы по социальной адаптации выпускников детских домов, защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание попечительских советов при детских домах, улучшение условий жизни детей-инвалидов, противоборство жестокому обращению с детьми. Все эти вопросы были обозначены в повестке съезда.

     Во вступительном слове уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов отметил:

     - Я рад, что большинству уполномоченных удалось приехать. Хочется, чтобы этот институт работал во всех регионах. Ведь там, где есть наши коллеги, работа с семьями и детьми ведется более качественно и системно. Отрадно, что к уполномоченным стало обращаться все большее количество людей.

     Наш регион на этом форуме представляла Уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае Светлана Жукова. Она рассказала, что Тюменская область определена инновационной площадкой по представлению и передаче лучшего опыта по обеспечению и защите прав детей.

     Пленарное заседание съезда началось с доклада Павла Астахова, который отметил, что в детских учреждениях не всегда понимают задачи, которые стоят перед законными представителями детей, оставшихся без попечения родителей.

     - «Фабрика» сиротства, к сожалению, существует и продолжает работать. По-другому это нельзя назвать. Абсолютное большинство детей, живущих в детских домах, домах ребенка, - сироты при живых родителях, - сказал он. - За последние двадцать лет потеряно понимание того, как следует относиться к родному ребенку. Выросло целое поколение иждивенцев. Надо понять, что детей рожаем прежде всего себе, чтобы в старости у нас было утешение, было кому подать воды. Это простая человеческая истина. Пока этого не поймем, будем размножать иждивенцев. Необходимо остановить «фабрику» сиротства. Для этого важно работать с неблагополучными и бедными семьями, активно заниматься социально-просветительской деятельностью, вовлекая в этот процесс СМИ.

     В России необходимо принять Концепцию духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности несовершеннолетних. Выполнение всех стоящих задач в сфере защиты детей невозможно без объединения усилий государственных структур, институтов гражданского общества и бизнеса.

     Как отметил Павел Астахов, в настоящее время необходимо провести модернизацию социальных служб, переориентировать их на профессиональное сопровождение нуждающихся семей с детьми.

     Наиболее остро стоит вопрос передачи воспитанников из детских домов в приемные семьи, поскольку для ребенка нет ничего лучше семьи. Опыт Тюменской области свидетельствует о том, что проблема решаема. Здесь в минувшем году всего один ребенок, из большого количества принятых на воспитание детей был возвращен в детский дом. В некоторых регионах таких детей гораздо больше, в среднем по стране - восемь. Это недопустимо много, считает Павел Астахов.

     Ребенок, однажды усыновленный и возвращенный обратно, теряет жизненные ориентиры. Ему сложно понять, что такое семья. В каждом сиротском учреждении нужно создавать базу для подготовки приемных родителей. При этом не следует забывать о жестком отборе кандидатов в приемные родители и обучению их ответственному родительству.

     Тимур Кизяков, ведущий телепередачи «Пока все дома», рассказал об успешных примерах семейного устройства детей. Все дети, показанные в рубрике «У вас будет ребенок» передачи «Пока все дома», нашли приемных родителей. Руководствуясь таким положительным опытом, Тимур Кизяков предлагает на государственном уровне внедрить инициативу «Видеопаспорт ребенка», который позволит потенциальным усыновителям посмотреть фильм о ребенке, узнать о его здоровье, увлечениях, интересах. Таким образом, потенциальные родители подойдут к вопросу усыновления более взвешенно и осознанно.

     Как остановить насилие в семье? Ответ на этот вопрос стал темой доклада Евгения Бунимовича, уполномоченного по правам детей города Москвы. В частности, он подчеркнул, что одних карательных мер в отношении родителей недостаточно, следует работать на опережение. Для этого нужно создавать службы по сопровождению и помощи семье. Они должны базироваться в органах социальной защиты населения или опеки. Кроме того, пришло время попрощаться с работой по заявительному принципу и перейти к профилактике семейного неблагополучия.

     Участники съезда обсудили и такой вопрос. Государство по Конституции не может вмешиваться в жизнь семьи, существует тайна семьи, личной жизни. Но как можно пройти мимо детского горя? Поэтому государству нужны общественные помощники, те, кто живет рядом с неблагополучной семьей, кто каждый вечер слышит плач за стеной или видит безнадзорного ребенка в поздний час. Нельзя оставаться равнодушным. Спасая жизнь детей, мы спасаем не только свое будущее, но и страны.

     В образовательной сфере следует внедрить комплекс мер по духовно-нравственному воспитанию и ответственному родительству, что невозможно без воссоздания в школах учебного предмета «Этика и психология семейной жизни».

     Еще одна тема. В городах и населенных пунктах практически не увидишь детей-инвалидов. Причина в отсутствии пандусов, подъемников, специального автотранспорт. Задача: найти простые и доступные методы решения этой проблемы. Ведь дети-инвалиды имеют равные права со здоровыми детьми.

     Особое внимание участники съезда уделили подготовке специалистов для работыс детьми.

     - Недавно я представил президенту Дмитрию Медведеву доклад о том, какие простые и понятные меры необходимо ввести для того, чтобы производить отбор кандидатов для работы в детских учреждениях, - сказал Павел Астахов. - Весь мир уже ввел анкету - приложение к трудовому соглашению. Она состоит из пяти пунктов. В первом указываются сведения об устраивающемся на работу, говорится, что человек никогда не совершал противозаконных действий в отношении детей. Второй пункт - разъяснение прав и обязанностей соискателя. Последнее очень важно: человеку объясняют, что если он пришел на эту должность, должен быть готов ответить за нарушение прав ребенка. Мы предлагаем более серьезные меры - введение специальной медицинской книжки для работников детских учреждений, обязательное обследование у психиатра.

     После пленарного заседания выступили уполномоченные по правам ребенка из других регионов, а день закончился знакомством гостей с выставкой социальных проектов Тюменской области в детском центре «Ребячья республика».

     Второй день форума (24 марта) прошел в формате семинара по теме «Защита прав, свобод и интересов детей. Механизмы реализации и контроля»

     По итогам съезда принята Резолюция, определяющая приоритеты защиты прав и законных интересов детей в России.

     

     

     

     

РЕЗОЛЮЦИЯ

Съезда Уполномоченных по правам ребенка

в субъектах Российской Федерации

     

     Заслушав выступления по наиболее актуальным проблемам организации защиты прав ребенка в Российской Федерации и вопросам создания эффективной системы оказания помощи детям, прежде всего оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также по вопросам поддержки семей с несовершеннолетними детьми, участники Съезда Уполномоченных по правам ребенка обсудив:

  • результаты принятых мер и действий, направленных на создание института Уполномоченного по правам ребенка на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, выработку наиболее оптимальных организационно-правовых форм его учреждения, оценку эффективности деятельности института;
  • практикуемые уполномоченными в регионах формы и методы организации работы в сфере защиты прав детей, оказания им помощи и поддержки семей с несовершеннолетними детьми;
  • возникающие у уполномоченных при осуществлении возложенных на них полномочий проблемы и способы их решения, апробированные в регионах;
  • положительный опыт деятельности уполномоченных в субъектах Российской Федерации, в том числе по вопросам развития института Уполномоченного по правам ребенка в муниципальных образованиях и образовательных организациях, участия уполномоченного в процессе деинституализации учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, жестокого обращения с детьми в семье и детских учреждениях, создания для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, социальной среды, доступной и благоприятной для их развития и социальной адаптации;
  • опыт организации и проведения проверок уполномоченными по правам ребенка детских организаций (включая образовательные учреждения, детские оздоровительные лагеря (центры), учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, учреждения систем ФСИН и МВД) и предложения по совершенствованию методик проведения таких проверок;
  • опыт организации уполномоченными по правам ребенка гражданско-патриотического, духовно-нравственного и правового воспитания несовершеннолетних и их родителей;

               признавая, что:

  • за период 2010 года-начало 2011 года на федеральном уровне сформировался новый для России самостоятельный государственно-правовой институт Уполномоченного по правам ребенка, независимый от ведомственных интересов, получивший высокую оценку международного сообщества и высших органов государственной власти Российской Федерации;
  • в субъектах Российской Федерации создан и успешно развивается институт Уполномоченного по правам ребенка, выполняющий важнейшую социальную функцию системообразующего органа, направляющего и координирующего деятельность всех иных субъектов системы защиты детства, заслуживший высокое доверие и положительную оценку со стороны населения, особенно родителей и детей;
  • во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.09.2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», определившего важное значение создания такого института для совершенствования государственной системы охраны и защиты прав ребенка, необходимо учреждение в приоритетном порядке должности регионального Уполномоченного по правам ребенка в тех 15 субъектах Российской Федерации, где она до сих пор не введена;
  • следует реализовать в полном объеме во всех субъектах Российской Федерации Заключительные замечания Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения третьего периодического доклада Российской Федерации (от 30 сентября 2005 года) в части создания должности независимого уполномоченного по вопросам защиты прав детей на региональном уровне, с четко определенными полномочиями, включающими осуществление контроля за деятельностью детских учреждений, отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и предоставления ему необходимых полномочий и ресурсов для обеспечения эффективной деятельности;

                решили:

  • одобрить результаты деятельности института Уполномоченного по правам ребенка в России и предпринимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации усилия по становлению и продвижению этого института в регионах, обеспечению его надлежащего организационно-правового оформления, кадрового, материально-технического, информационно-аналитического и финансового сопровождения, способствующих повышению эффективности его работы в сфере защиты прав ребенка;
  • разработать модельный региональный закон об Уполномоченном по правам ребенка и учитывать его при совершенствовании законодательной регламентации указанного института в законодательстве субъектов Российской Федерации;
  • способствовать укреплению государственно-правового статуса института Уполномоченного по правам ребенка как важнейшего связующего звена между государством и гражданским обществом, между несовершеннолетними гражданами страны, их семьями и государственными структурами;
  • развивать формы, методы и направления взаимодействия уполномоченных по правам ребенка с органами государственной власти, в том числе правоохранительными органами, с органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими институтами гражданского общества по вопросам охраны и защиты прав ребенка;
  • признать наиболее приемлемой и юридически обоснованной организационно-правовой формой создания института Уполномоченного по правам ребенка парламентский способ учреждения должности и назначения Уполномоченного;
  • обеспечивать самостоятельность Уполномоченного по правам ребенка как независимого государственно-правового института, выполняющего особые функции в системе защиты детства, добиваться выведения Уполномоченного по правам ребенка из состава иных государственных структур, повышения его социально-правового статуса, в том числе путем учреждения указанной должности специальным законом субъекта Российской Федерации с учетом Заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка от 30 сентября 2005 года по вопросу сохраняющейся потребности создания в России независимого механизма для контроля за применением положений Конвенции ООН о правах ребенка на территории государства-участника;
  • осуществлять мониторинг выполнения государственными органами исполнительной власти Перечня поручений Президента РФ от 7 декабря 2010 года по реализации ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года Президентом Российской Федерации в ежегодном Послании, уделяя особое внимание следующим вопросам:

- оценке эффективности деятельности попечительских советов в домах ребёнка, детских домах и коррекционных образовательных учреждениях и продвижению наиболее результативных форм их работы в регионах;

- осуществлению контроля за ходом и эффективностью разработки и реализации в регионах программ социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов;

- соблюдению прав детей при введении в субъектах Российской Федерации «материнского капитала», финансируемого за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

- соблюдению установленного порядка единовременного предоставления на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома или дачи семьям при рождении третьего (или последующего) ребёнка и оказания других мер поддержки семей с несовершеннолетними детьми, предоставляемых в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации;

- осуществлению контроля за ходом и результативностью разработки и реализации в регионах программ реконструкции существующих и строительства новых детских садов, развитием вариативных форм дошкольного образования, созданием для детей, не посещающих детские сады, дошкольных групп в общеобразовательных школах;

- оказанию поддержки положительно зарекомендовавших себя в регионах служб по оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения с ними и обеспечению распространения положительного опыта работы с такими несовершеннолетними во всех субъектах Российской Федерации;

  • при реализации перечисленных и иных направлений деятельности уполномоченных по правам ребенка следовать общепризнанным международным правовым принципам и нормам в сфере защиты прав ребенка с учетом стратегических целей и задач государственной политики Российской Федерации в сфере охраны семьи, материнства, отцовства и детства, российских исторических и культурных традиций, с учетом специфических потребностей защиты прав детей, проживающих в разных регионах страны;
  • до 1 мая 2011 года разработать и внедрить в регионах модельную программу по осуществлению проверок соблюдения прав детей, проводимых уполномоченными по правам ребенка;
  • о результатах выполнения настоящих решений Съезда Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации доложить на очередном Съезде.