Статистика обращений граждан за 2008 год

Статистика обращений граждан за 2008 год
 

     Общие данные о количестве обращений и заявителях, обратившихся к Уполномоченному со дня его назначения и за 2008 год, приводятся в таблице:

 


 
 

Период обращений

Количество обращений, поступивших

к Уполномоченному

Количество человек, обратившихся

к Уполномоченному

(с учетом коллективных заявлений граждан)

 

Всего

В том числе коллективных обращений

 

IV квартал 2006 года

210

12

640

2007 год

2963

93

4413

2008 год

3214

97

4802

Итого

6387

202

9855

     

     Обращения граждан поступили со всей территории Хабаровского края. Как и в 2007 году, основное их количество поступило от жителей Хабаровска - 1738 заявлений, что составляет 54,1 процента от общего количества обращений, поступивших в адрес Уполномоченного (в 2007 году - 2112 заявлений). Вторую позицию занимает Хабаровский муниципальный район - 399 обращений, что составляет 12,4 процента от общего числа обращений. Третья позиция принадлежит Комсомольску-на-Амуре - 272 жалобы граждан (8,5 процента). На диаграмме 1 приводится полная информация о количестве обращений, поступивших из городских округов и муниципальных районов края:

     Диаграмма 1.

     Количество обращений, поступивших из городских округов и муниципальных районов края

     

     Социальный состав граждан, обратившихся к Уполномоченному в 2008 году, по-прежнему, составляют пенсионеры, служащие и рабочие, безработные, учащиеся и студенты, частные предприниматели, а также лица, находящиеся в местах принудительного содержания. Социальный портрет авторов обращений приводится на диаграмме 2 (данные представлены на основе устных обращений граждан).

     Диаграмма 2.

     Социальный портрет граждан, обратившихся к Уполномоченному

     

     Основную тематику обращений граждан составили нарушения в области социально-экономических и личных прав граждан. Как и в 2007 году, самое большое количество обращений поступило на нарушения жилищных прав граждан, а также прав в области жилищно-коммунального хозяйства (в 2007 году - 1130 жалоб, в 2008 году - 1252).  В отличие от 2007 года, на вторую и третью позиции вышли обращения граждан о нарушении их трудовых прав - 326 (в 2007 году - 303 обращения) и жалобы на действия (бездействие) органов внутренних дел, прокуратуры и юстиции (в 2007 году - 170 обращений, в 2008 году - 304). Основная тематика обращений граждан приводится на диаграмме 3.

     Диаграмма 3.

     Тематическая направленность обращений к Уполномоченному

     

     В соответствии со статьей 10 Закона Хабаровского края «Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае» Уполномоченный принимает к рассмотрению только жалобы граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, права и свободы которых, по их мнению, нарушены на территории края. Жалобы подаются на решения или действия (бездействие) органов государственной власти края, иных государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих организаций, должностных лиц при условии, что ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Однако в 2008 году в адрес Уполномоченного продолжали поступать первичные обращения граждан, а также жалобы и заявления из других субъектов Российской Федерации. Всего поступило 60 первичных обращений. Из других регионов страны пришло 47 письменных заявлений (в 2007 году - 49 обращений). Этим категориям граждан были даны разъяснения Закона Хабаровского края «Об уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае», а сами обращения направлены по принадлежности в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления для рассмотрения по существу.

     Количество письменных обращений граждан, поступивших из других субъектов Российской Федерации, приводится на диаграмме 4.

     Диаграмма 4.

     Количество обращений граждан, поступивших из других регионов РФ

     

     Помимо работы с письменными обращениями граждан, в течение года был организовано 32 личных приема Уполномоченного и сотрудников аппарата. На данных приемах было принято 447 человек. При этом 9,2 процента граждан, пришедших на личные приемы, являются хабаровчанами, 90,8 процента граждане из других населенных пунктов края. Личные приемы граждан Уполномоченным или сотрудниками его аппарата были организованы в Комсомольске-на-Амуре, Амурске, Вяземский, Бикине, Нанайском (с. Троицкое и с. Маяк), Комсомольском (п. Уктур), Верхнебуреинском (п. Чегдомын), Хабаровском (с. Бычиха, с. Мичуринское и с. Ракитное) муниципальных районах и в районе имени Лазо (п. Переяславка).

     Положительное решение проблем граждан, указанных в обращениях составило 39,2 процента, по 53,4 процентам обращений даны письменные юридические консультации и ответы, направлены по принадлежности 7,4 процента жалоб.

     Наибольший эффект при рассмотрении обращений граждан приносят выездные проверки. В 2008 году аппаратом Уполномоченного было осуществлено 78 выездов по конкретным заявлениям граждан (в 2007 году - 55). К проверкам привлекались представители заинтересованных министерств и ведомств, органов местного самоуправления, контрольных и надзорных органов, наделенных законодательством правом выносить властные предписания, обязательные для исполнения.

     Для того, чтобы четче определиться с основными направлениями деятельности Уполномоченного, в 2008 году с помощью Дальневосточного института социально-политических исследований проведен социологический опрос жителей Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Результаты свидетельствует о том, что 62,7 процента граждан положительно относятся к деятельности Уполномоченного. При этом 51,5 процента опрошенных считают обращение к Уполномоченному крайней мерой защиты своих прав и свобод, 40,1 процента готовы непосредственно обратиться к Уполномоченному за оказанием содействия в решении их проблем (диаграмма 5).

     Диаграмма 5

     Оценка жителями края деятельности Уполномоченного
 

     Еще одно социологическое исследование проведено по теме «Права человека в Хабаровском крае». Основной целью исследования стало изучение мнения населения о состоянии дел с правами и свободами в крае, их соблюдение органами государственной власти, местного самоуправления и должностными лицами. Одним из показателей, характеризующим реализацию прав и свобод граждан в регионе, несомненно, явился фактор оценки населением своих жизненных условий. Для социологического замера этого критерия жителям был задан вопрос: «Если говорить в целом, Вы удовлетворены или не удовлетворены положением дел в крае?». Оказалось, 48 процентов респондентов удовлетворены своей жизнью в крае («скорее удовлетворен» - 39,2 процента + «полностью удовлетворен» - 8,8 процента). Вместе с тем, следует отметить, что 40,5 процента опрошенных остаются недовольными уровнем своей жизни. И это при достаточно большом количестве граждан, затруднившихся ответить на поставленный вопрос (11,5 процента) (диаграмма 6). При этом 55,7 процента опрошенных относят себя к среднему классу.

     Диаграмма 6

     Фактор оценки населением края своих жизненных условий
 

     Оценка населением своего жизненного уровня напрямую связана с реализацией социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан. Поэтому, чем успешней в крае будут воплощаться в жизнь основные права и свободы граждан, тем весомей будет рост благосостояния его жителей.

     С учетом всех особенностей, отмеченных в 2008 году, определены основные задачи Уполномоченного на 2009 год. В Хабаровском крае будет продолжена последовательная реализация программ и планов по социально-экономическому развитию края, прежде всего для создания комфортных условий жизни, созидательной работы и отдыха граждан. Воплощение приоритетных национальных проектов, дальнейшая реформа жилищно-коммунального хозяйства и другие преобразования напрямую затрагивают права и интересы жителей края.
 

     ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УПОЛНОМОЧЕННОГО НА 2009 ГОД

     1) повышение осведомленности жителей края о своих правах и свободах, гарантированных им Конституцией Российской Федерации, федеральным и краевым законодательством, а также о способах и формах защиты этих прав, предотвращения их нарушений;

     2) дальнейшее развитие института Уполномоченного в нашем крае, повышение эффективности взаимодействия с органами государственной власти края, органами местного самоуправления, надзорными и контролирующими органами;

     3) внесение предложений Губернатору края и Законодательной думе по совершенствованию федерального и регионального законодательства в части соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

     4) осуществление правового мониторинга причин, способствующих нарушениям прав и свобод человека и гражданина, уделив особое внимание:

     соблюдению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в детских домах и школах-интернатах;

     соблюдению прав инвалидов на социальную реабилитацию и трудовую занятость;

     реализации гарантий прав коренных малочисленных народов Севера на исконную среду обитания, традиционный образ жизни и хозяйствования;

     реализации прав жителей края на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления;

     обеспечению прав и законных интересов лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания и камерах для административно-задержанных;

     5) проведение выездных проверок по письменным обращениям граждан, поступившим в адрес Уполномоченного, в том числе совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами края, органами юстиции и прокуратуры;

     6) оказание бесплатной юридической помощи жителям края путем:

     организации выездных приемов Уполномоченного и сотрудников его аппарата в муниципальных образованиях края;

     подготовки исковых заявлений для обращений граждан в суд за защитой своих нарушенных прав (по заявлениям, поступившим Уполномоченному);

     координации деятельности начинающих юристов Молодежного парламентского центра правовой помощи по оказанию юридических консультаций гражданам, обратившимся в центр, а также проведения совместных акций в высших и средних учебных заведениях края;

     7) организация правового просвещения населения края путем проведения обучающих семинаров и конференций, публикации в средствах массовой информации юридических консультаций и разъяснений, выпуска методических материалов под общей рубрикой «Как защитить права человека»;

     8) взаимодействие с некоммерческими правозащитными организациями края, в том числе с помощью Общественного совета при Уполномоченном.