- Уполномоченный
- Приемная
- Деятельность
- Интервью Уполномоченного
- Документы
- Права восстановлены...
- Консультации
- Часто задаваемые вопросы
- Правовой ликбез
- Материалы Прокуратуры Хабаровского края
- Материалы Следственного Комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю
- Материалы УМВД России по Хабаровскому краю
- Материалы министерства социальной защиты населения Хабаровского края
- Материалы Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
- Избирательные права
- Права несовершеннолетних
- Материалы Отделения Социального Фонда России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
- Материалы Комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края
- Новое в законодательстве
- Противодействие коррупции
Дети-сироты: чьи они?
29.04.2008
29.04.2008 Дети-сироты: чьи они?
ДЕТИ-СИРОТЫ: ЧЬИ ОНИ?
28 и 29 апреля уполномоченный и сотрудники его аппарата побывали в детских домах и других учреждениях, расположенных в селах Хабаровского района. Ю.Н. Березуцкий рассказывает о том, что они увидели:
- Мы посетили детские дома в Корсакове, Тополеве, Виноградовке, Некрасовке. До этого побывали в детских учреждениях Амурска, Комсомольска-на Амуре, Бикинского района и других муниципальных образований.
Проблемы везде одни и те же, я бы назвал их системными. Главных, пожалуй, три. Первая: практически все детские дома находятся в приспособленных помещениях. В глаза бросается явная перенаселенность. Но именно в этих небольших детских домах есть домашний уют, все дети на виду, каждый из них окружен заботой педагогов. Если между ними и возникают небольшие конфликты, воспитатели быстро их гасят.
Для сравнения: в детском доме села Корсаково воспитываются 35 детей, в Виноградовке - 26, Тополеве - 65. А в Некрасовке - 103 человека! В этом большом доме содержатся дети разного возраста - от 7 до 18 лет. Потому воспитателям сложно. К тому же, в селе криминализированная обстановка, и есть прямая опасность, что воспитанники могут попасть под вредное влияние. Обусловлено это еще и тем, что дети - обездоленные, мало хорошего видевшие в жизни. Некоторые из полукриминальных семей и являются податливым «материалом». Кстати, именно в Некрасовке самый больший процент воспитанников, стоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних.
От контакта с односельчанами, другими детьми их не оградишь, да это было бы глупо. Но не оградишь и от криминального сообщества. Сложилось ощущение, что администрация детского дома не находит общего языка с руководством местного органа МВД, да и с руководством сельской власти. Это очень беспокоит.
Преимущества небольшого детдома - в лучшей адаптации воспитанников к повседневной жизни. У домашних вся бытовая жизнь на виду, а «государственных» надо приучать к элементарным вещам.
В этом смысле очень понравилось в Тополевском детском доме. Там не только опытные учителя труда, но и хорошо оборудованная мастерская. Да, работают на старых станочках, но руководство начало закупать современное оборудование - электролобзики, электродрели, другие инструменты, то есть то, чем современный человек пользуется. Дети учатся работать с техникой. Хорошо, что во всех детских домах района есть компьютеры, и ребята пользуются ими. Проблема в том, что воспитанники находятся под постоянной опекой и живут на всем готовом. Потому оторваны от реальной жизни, мало приспособлены ко взрослой жизни. Изменить это можно только там, где к ребенку будет ежеминутное внимание взрослых. Чем больше детский дом, тем меньше внимания детям.
Вот еще проблема, которая прослеживается не только в Хабаровском районе. Нет необходимой помощи администраций поселений детским домам.
Сирот в наших детских домах не так много, в основном это социальные сироты - дети, от которых родители отказались либо не обеспечили им нормальные условия жизни. Речь о взыскании алиментов. Полагаю, к решению этой проблемы должны подключаться главы поселений. Ведь родители живут в этих же селах и поселках. Понятно, есть люди, которые социально опустились настолько, что их уже никто и ничто не исправит. А есть и не совсем потерянные. Им надо помогать устраиваться на работу, чтобы они хотя бы минимальную заработную плату получали. Одному директору детского дома сдвинуть проблему с мертвой точки нереально. Надо помогать работать с родителями. Дети-то наши. И жители наши.
Беда в том, что горе-родителей государство, с помощью тех же глав, освободило от забот о детях. Они живут себе, не работают, рожают новых детишек. И никакой ответственности! В советские времена за тунеядство можно было и срок получить, а неуплата алиментов считалась большим грехом. Сегодня, по Конституции, труд - это право, а не обязанность. Заставить, обязать трудиться нельзя - это будет подневольный труд, даже если он и оплачиваемый. И это нарушение права гражданина, даже если он тунеядец, нарожал детей, а потом их бросил. Как не перейти эту грань? Нужно четко ограничивать «можно» и «нельзя». Это вопрос для размышления. Поэтому, полагаю, на местах, в администрациях поселений хорошо знают людей и знают, как на него воздействовать.
Кстати, в соблюдении прав ребенка на родительские алименты есть подвижки, я бы сказал, наступает переломный момент. И в детских домах, и в сельских администрациях пытаются разыскать родителей, привлечь к алиментным обязанностям. Достаточно успешно в этом направлении начали работать и судебные приставы.
Самая глобальная проблема - жилье. Помощь местной власти детским домам может быть неоценимой. Ребенка из села отправили в детдом, за ним закрепили жилье. Поддерживать жилье в нормальном техническом состоянии власть может? Любой глава задаст вопрос, а на какие деньги? Решение любой проблемы можно начинать с этого вопроса. А когда повзрослевший ребенок возвращается из государственного учреждения в село, в чей компетенции решение вопроса по предоставлению жилья? Власти!
Воспитанники детдомов после полного государственного обеспечения и так находятся в неведении. Они не знают, как правильно рубль истратить. А если еще нет жилья? По углам скитаться? Или бомжевать? Смысл в том, что больше денег уходит на новое строительство, чем на поддержание имеющегося в нормальном состоянии. Сегодня главы, когда утверждают бюджет, думают и о благоустройстве и других насущных вопросах. Наверно, надо думать и о том, кто у тебя останется в селе, где он будет жить.
Давайте посмотрим любой детский дом. Вот Тополевский: из 65 детей 33 имеют закрепленное жилье, в том числе и то, где проживают родители. 32 поставлены на внеочередное получение жилья. 32! У нас такими темпами идет строительство, что с легкостью можно обеспечить нуждающихся? Кто ж его даст?
Выход должна находить местная власть. Можно, конечно, построить большой дом и заселить бывших детдомовцев, но мы же должны понимать, что это будет. А можно идти по пути приемных семей. В том же Корсакове нам с гордостью рассказывали, как они стараются определить детей в гостевые семьи. Сегодня гостевая, а завтра она может стать приемной. В Виноградовке проводят большую работу по усыновлению, в прошлом году12 детей ушли в семьи, в том числе и в зарубежные. Но дело в том, что усыновляют, как правило, маленьких детей. А что делать Некрасовскому детскому дому?
Это очень тонкая тема. Покажите мне человека, который скажет: я знаю, как решить проблему брошенных детей, как сделать, чтобы их не бросали. Я с большим сомнением отнесусь к его утверждению. Тут огромный комплекс проблем. Мы заострили внимание только на трех. Если мы хотим, чтобы в детдомах уменьшалось количество воспитанников, чтобы наших детей не увозили на Запад, чтобы детдомовские выпускники чувствовали себя в обществе своими среди своих, нужна толковая федеральная программа. И мы будем к этому стремиться.
Что касается нашей поездки по районам, то скоропалительных выводов не будет. Мы должны, что называется, все разложить по полочкам, сверить с законодательством и выработать рекомендации, которые будут доведены и до правительства края, и до местной власти.