Разъясняет прокуратура Железнодорожного района г. Хабаровска: Изменения законодательства о защите прав потребителей

30.11.2022

В повседневной жизни все мы регулярно делаем покупки в магазинах, посещаем салоны красоты, образовательные, спортивные учреждения, где покупаем необходимые нам товары и получаем желаемые услуги. 

Защита наших интересов, как покупателей, гарантируется положениями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», которым урегулированы отношения, возникающие между нами, как потребителями, и изготовителями, исполнителями, продавцами товаров, работ, услуг.

В частности, законом закреплены права потребителей на приобретение товаров, работ и услуг надлежащего качества и безопасных для их жизни, здоровья, а также их имущества. При этом действие закона о защите прав потребителей распространятся также и на ситуации, связанные с получением потребительских кредитов. 

Недобросовестные продавцы, преследуя цели получения максимальной прибыли в ущерб качеству товара или услуги, заключают с потребителем договор, условия которого ограничивают объём прав, декларированный законом о защите прав потребителей.  Например, в договоре может быть включено условие о невозможности вернуть товар продавцу, после оплаты товара покупателем. 

Судебная практика зачастую встаёт на сторону потребителя, признавая условия договоров, ущемляющих права потребителя, ничтожными. Вместе с тем не все покупатели знакомы с нормами действующего законодательства, в связи с чем не всегда могут отстаивать свои права.

С 1 сентября 2022 года вступила в силу новая редакция Закона о защите прав потребителей. 

Так, в новой редакции содержится прямой запрет на включение в договор условий, ограничивающих права потребителей, по сравнению с объёмом прав, гарантированных действующим законодательством. 

В частности, продавец не вправе отказаться от исполнения договора с потребителем, а также не вправе изменять условия договора без согласия потребителя. Например, банки и операторы сотовой связи по общему правилу не смогут включать в договоры с потребителями условия об изменении тарифов без согласия потребителя. 

Новой редакцией закона установлен запрет на навязывание потребителю дополнительных платных работ и услуг. Их предоставление допустимо только с однозначно выраженным согласием потребителя. Потребитель, в свою очередь, вправе отказаться от оплаты навязываемых ему работ и услуг. Если же они уже оплачены, потребитель вправе потребовать возврата уплаченных денежных средств.

В новой редакции закона содержится общий запрет обусловливать приобретение одних товаров, работ и услуг обязательным приобретением других товаров, работ и услуг. Например, распространены случаи, когда банки предоставляют потребительский кредит при условии заключения договора страхования жизни и здоровья. Сложившаяся судебная практика однозначно расценивает подобные действия банков как ущемление прав потребителя. 

С 1 сентября 2022 года продавцам товара и исполнителям услуг запрещено предусматривать в договоре уменьшение законной неустойки, которую потребитель вправе получить от продавца или исполнителя в силу действующего законодательства. Недопустимо вводить условия, ограничивающие способ оплаты. Потребитель вправе самостоятельно выбирать каким способом (наличным либо безналичным) оплатить полученные товар или услугу.

В силу положений новой редакции закона запрещается ограничивать право потребителя на выбор способа восстановления своих прав, если ему был продан некачественный товар. 

Напомним, что в соответствии с действующим законодательством в случае приобретения товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать: 

  • замены аналогичным товаром;
  • замены таким же товаром другой марки с соответствующим перерасчетом цены;
  • соразмерного уменьшения цены товара;
  • бесплатного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление;
  • возврата уплаченной за товар суммы после отказа от покупки.

В случае некачественно оказанной услуги или выполненной работы, потребитель вправе требовать:

  • бесплатного устранения недостатков такой услуги или работы;
  • уменьшения цены;
  • повторного бесплатного изготовления вещи или выполнения работы;
  • возмещения понесенных потребителем расходов по устранению недостатков.

Изменения, внесенные в Закон о защите прав потребителей с 1 сентября 2022 года, являются отражением сложившейся судебной практики по спорам о защите прав потребителей, и направлены на установление дополнительных гарантий защиты потребителями своих прав.