Прокуратура Хабаровского края разъясняет: «Внесены изменения в Федеральный закон РФ «О полиции»»

24.02.2022

Президентом Российской Федерации 21 декабря 2021 года подписан Федеральный закон № 424-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции». Рассмотрим наиболее резонансные и существенные из них.

Так, ст. 5 закона «О полиции» дополнена частью 5.1, которая гласит, что при возникновении обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 5 положения реализуются сотрудником полиции сразу после прекращения указанных обстоятельств или действий. То есть, в случаях, не терпящих промедления, сотрудник полиции вначале обязан пресечь преступление или правонарушение, а только затем должен назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, сообщить причину и цель обращения и т.д.

Изменена статья 13 закона «О полиции». Если предыдущая редакция предусматривала, что сотрудник полиции имел право проверять документы у гражданина только если имеются данные, дающие основания подозревать его в совершении преступления или полагать, что он находится в розыске и ещё в ряде случаев, то теперь полицейский вправе «требовать от граждан в случае их обращения назвать свои фамилию, имя и отчество, проверять документы».

Также, в статью 13 внесен пункт 3.1, предоставляющий право в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, производить осмотр места происшествия, местности, помещений, транспортных средств, предметов, документов и иных объектов в целях фиксации обстоятельств, имеющих значение для принятия решения по заявлению и сообщению о происшествии, а также составлять по результатам указанного осмотра акт осмотра.

Дополнен пункт 6 указанной статьи, согласно которому полиция вправе обозначать доступными средствами, в том числе визуальными, места совершения преступлений, административных правонарушений, места происшествий, места проведения публичных и массовых мероприятий, территории и объекты, нахождение граждан на которых ограничено или представляет угрозу для их безопасности, осуществлять временное ограждение указанных мест и объектов.

Изменилось наименование и содержание статьи 15 закона «О полиции», слова «вхождение (проникновение)» в жилище, в иные помещения, на земельные участки и территории заменены на слово «проникновение». Серьезно изменились основания проникновения в жилище. Так, если раньше в соответствии с п.2 ч.2 ст.15 закона «О полиции» одним из основания проникновения было задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, то в новой редакции этот пункт изложен как: для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления. То есть полномочия полиции в этой части значительно расширены.

Кроме того, полиция получила право вскрывать транспортные средства.  Закон «О полиции» дополнен статьей 15.1 «Вскрытие транспортного средства». Полиции предоставлено право осуществлять вскрытие транспортного средства, а также проникновение в него, в том числе: для спасения жизни граждан; для обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления; для пресечения преступления; для применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если имеются основания полагать, что совершившее данное правонарушение лицо находится в состоянии опьянения; для проведения осмотра транспортного средства и (или) груза, если имеются основания полагать, что в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные; для проверки сообщения об угрозе террористического акта; для установления обстоятельств несчастного случая.

Частью 2 статьи 15.1 закона «О полиции» установлена процедура вскрытия. Так, перед вскрытием транспортного средства сотрудник полиции называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию собственника либо иного законного владельца транспортного средства или находящихся в нем граждан служебное удостоверение, предупреждает о своем намерении, разъясняет причину и основания вскрытия транспортного средства, а также возникающие в связи с этим права и обязанности граждан, за исключением случаев, если промедление создает угрозу жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и (или) при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц.

О вскрытии транспортного средства не позднее 24 часов с момента вскрытия информируется собственник транспортного средства, если такое вскрытие было осуществлено в его отсутствие.

Внесенными изменениями в статью 16 закона «О полиции» расширены полномочия полиции по оцеплению (блокированию) жилых помещений. Так, раньше блокирование жилых помещений, строений и иных объектов было возможно только для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, если это нельзя сделать иным способом. Согласно изменениям теперь блокировать жилые помещения, строения и другие объекты можно по тем же основаниям, что и территории. Такое решение может принять не только руководитель территориального органа, но и замещающий его сотрудник.

Оснований для блокирования тоже стало больше. К ним добавились: проведение мероприятий, направленных на обнаружение предметов, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, либо при наличии оснований полагать, что в границах территорий или на объектах готовится, совершается (совершено) преступление (п.6 ч.2 ст.16 закона «О полиции»); при необходимости предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом (п.7 ч.2 ст.16 закона «О полиции»).

Часть 4 статьи 16 закона «О полиции» изложена в новой редакции. Согласно закону полиция в границах оцепления (блокирования) может осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей (предметов, механизмов, веществ), осмотр транспортных средств и перевозимых грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, с применением при необходимости технических средств. В случае отказа гражданина подвергнуться личному осмотру или предоставить для осмотра транспортное средство и перевозимые грузы полиция имеет право не допускать проход такого гражданина на территории, в жилые помещения, строения и на другие объекты, где проводится оцепление (блокирование), или его выход за пределы границ оцепления (блокирования), а также въезд или выезд транспортного средства до снятия оцепления (блокирования).