- Уполномоченный
- Приемная
- Деятельность
- Интервью Уполномоченного
- Документы
- Права восстановлены...
- Консультации
- Часто задаваемые вопросы
- Правовой ликбез
- Материалы Прокуратуры Хабаровского края
- Материалы Следственного Комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю
- Материалы УМВД России по Хабаровскому краю
- Материалы министерства социальной защиты населения Хабаровского края
- Материалы Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
- Избирательные права
- Права несовершеннолетних
- Материалы Отделения Социального Фонда России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
- Материалы Комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края
- Новое в законодательстве
- Противодействие коррупции
К Всероссийскому Дню правовой помощи детям
09.11.2021
Ежегодно с 2013 года в соответствии с решением Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в ноябре проводятся мероприятия, посвященные Всероссийскому Дню правовой помощи детям.
В аппарате Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае предоставляется бесплатная правовая помощь гражданам, в т.ч. несовершеннолетним и их законным представителям, действует телефонная «горячая линия» для правового консультирования несовершеннолетних и их законных представителей, на сайте и в социальных сетях размещаются материалы по актуальным вопросам семейного права.
В настоящей публикации мы расскажем о реализации права детей на общение с взрослыми родственниками.
Право ребенка на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками
Для полноценного жизнеобеспечения и гармоничного развития детей семья имеет первостепенное значение. С правом несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье неразрывно связано право детей на общение с обоими родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Это создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей.
В российском законодательстве такое право установлено статьей 55 Семейного кодекса, которая гласит следующее:
1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками в порядке, установленном законом.
В конкретных жизненных ситуациях вопрос об общении ребенка с теми или иными родственниками решается в каждой семье по-своему, в том числе в зависимости от существующих родственных связей и в соответствии с местными и национальными традициями.
Главным условием здесь может быть только соблюдение интересов ребенка, а также целесообразность и необходимость для него общения с теми или иными родственниками.
Что касается форм общения, то законодатель не ограничивает их перечень. Они могут быть самыми разнообразными: переписка, личные контакты при встрече, телефонные переговоры и прочее. Все зависит от возраста, места жительства ребенка и его родственников, наличия или отсутствия конфликтов в семье и от других конкретных обстоятельств.
В указанной статье также отсутствует исчерпывающий перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, что дает возможность включения в эту категорию лиц более отдаленных степеней родства. Под родственниками здесь понимаются лица, связанные между собой кровным родством и происходящие один от другого или от общего предка, в том числе прадед (прабабка), дядя (тетя) и другие.
Вместе с тем, важно знать, что по закону орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать общению ребенка лишь с близкими родственниками. И лишь близкие родственники вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком, если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства. Такие гарантии (меры государственного принуждения) закреплены в статье 67 Семейного кодекса Российской Федерации.
Реализация права ребенка на общение с обоими родителями и другими родственниками может осложняться различными жизненными обстоятельствами. Например, разводом родителей или признанием брака недействительным. Однако эти ситуации на права ребенка не влияют.
Право ребенка на общение с обоими родителями сохраняется за ним в случаях, когда родители по каким - либо причинам проживают раздельно. Действие этой нормы распространяется даже тогда, когда родители проживают в разных государствах. Данное положение подтверждается в международных соглашениях по семейно-правовым вопросам.
Так, согласно пункту 2 статьи 10 Конвенции о правах ребенка (1989 г.), ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. Поэтому государства — участники Конвенции уважают право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. При его заключении, оговариваются вопросы, касающиеся форм, места, частоты, продолжительности общения ребенка с родителем, проживающим отдельно, а также любые вопросы участия в воспитании ребенка. Если такое соглашение не достигнуто, а также в случаях препятствия совместно проживающего с ребенком родителя общению с другим родителем спор разрешается в судебном порядке с участием органа опеки и попечительства по требованию заинтересованного родителя.
Бывают случаи, когда общение с родителями и иными родственниками таит в себе угрозу для ребенка, тогда можно его запретить или отложить на время. Например, если родитель страдает хроническим алкоголизмом, наркоманией, тяжелым психическим заболеванием. Если родитель не имеет достаточных навыков для ухода за ребенком, который привык к определенной обстановке и распорядку дня (питание по часам, определенная диета и способ приготовления пищи, расчет и корректировка доз инсулина и т.д.). Изменение на длительное время привычной обстановки без присутствия специально подготовленного родителя может повлечь для ребенка крайне неблагоприятные последствия. В таких случаях общение с родителем должно быть ограничено в интересах ребенка.
Важно знать, что право на общение с родственниками не является абсолютным и может быть в соответствии со статьей 139 Семейного кодекса ограничено тайной усыновления. За ее разглашение виновные лица (к ним законом отнесены судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении) привлекаются к ответственности в установленном законом порядке. В то же время согласно пункту 4 статьи 137 Семейного кодекса Российской Федерации, в случае смерти одного из родителей усыновленного ребенка, по просьбе родных бабушки и дедушки (родителей умершего) общение ребенка с ними может быть сохранено. Если этого требуют интересы ребенка.
Кроме того, это право не может быть реализовано в случае рождения ребенка в результате искусственного оплодотворения.
Наконец, право на общение не может быть осуществлено, если ребенок найден или подкинут и таким образом его родители и другие родственники просто неизвестны.
Говоря о праве ребенка на общение, важно отметить, что пункт 2 статьи 55 Семейного кодекса Российской Федерации закрепляет за ребенком право на общение с родственниками в экстремальных ситуациях и содержит примерный перечень таких ситуаций.
Общим для них является то, что ребенок изолируется от внешнего мира, а такая изоляция может быть результатом как противоправных действий самого ребенка, так и объективных обстоятельств. Поэтому предоставленное законом ребенку право на общение в экстремальной ситуации не только гуманно, но и служит средством воспитания, а в случае надобности – и перевоспитания.
В качестве примеров экстремальной ситуации закон выделяет задержание, арест, заключение под стражу, а также нахождение в лечебном учреждении. Понятие экстремальной ситуации может охватывать и другие случаи, создающие угрозу для причинения морального и физического вреда несовершеннолетнему.
Например, как экстремальную можно также рассматривать обстановку, когда ребенок тяжело болен и нуждается в госпитализации или не может находиться дома в связи с инвалидностью. У него также возникает потребность в общении с родителями и родственниками. Одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. За весь период совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи выдается пособие по уходу за больным ребенком.
Согласно статье 18 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», родители, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иные законные представители ВИЧ-инфицированных - несовершеннолетних имеют право на совместное пребывание с детьми в возрасте до 15 лет в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь, с выплатой за это время пособий по государственному социальному страхованию.
Экстремальной ситуацией для ребенка может быть и трудная жизненная ситуация, которой согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» признается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Отдельного внимания заслуживают ситуации, когда государство вынуждено в интересах ребенка прибегать к крайним мерам – лишении ребенка права на общение с родственниками. Такая ситуация возможна в строго установленных случаях: в судебном порядке – при лишении или ограничении родительских прав, а также в административном порядке - если ребенка отбирают у родителей органы опеки и попечительства из-за непосредственной угрозы жизни ребенка или его здоровью.
Важно, что действуя в интересах ребенка, государство регламентировало не только право ребенка, но и ответственность взрослых за его нарушение.
Так, за лишение детей права на общение с родителями и близкими родственниками, намеренное сокрытие места нахождения детей, неисполнение судебного решения об определении места жительства детей, о порядке осуществления родительских прав и иное воспрепятствование осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, частью 2 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от двух до трех тысяч рублей.
Повторное аналогичное нарушение влечет более строгое наказание: штраф в размере от четырех до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток (часть 3 статьи 5.35 КоАП РФ).
Подготовленная информация о правах ребенка на общение с родителями и другими родственниками в рамках настоящей статьи, конечно, не является исчерпывающей. Каждая жизненная ситуация требует индивидуального подхода с учетом интересов ребенка и разрешается в рамках действующих правовых норм. Тем не менее, изложенное поможет составить общее представление о праве несовершеннолетнего, реализация которого, несомненно, влияет на его становление, развитие и психологическую устойчивость.