Прокуратура Хабаровского края отвечает на вопросы «Об оформлении больничного листа»

03.12.2020

1. Можно ли оформить «больничный» не выходя из дома?

Согласно ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 323-ФЗ) экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, долечиванием в санаторно-курортных организациях, при необходимости ухода за больным членом семьи, в связи с карантином, на время протезирования в стационарных условиях, в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка проводится в целях определения способности работника осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу.

Частью 2 ст. 59 названного закона определено, что экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности.

Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 6 ст. 59 Федерального закона № 323-ФЗ).

Приказом Минздрава России от 23.08.2016 № 625н утвержден Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности (далее — Порядок проведения экспертизы).

Согласно п.п. 4, 6 Порядка проведения экспертизы экспертиза временной нетрудоспособности проводится в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по экспертизе временной нетрудоспособности. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в день обращения гражданина в медицинскую организацию по основаниям, указанным в п. З настоящего Порядка лечащим врачом (фельдшером, зубным врачом) гражданина (больного члена семьи гражданина).

По результатам проведенной экспертизы временной нетрудоспособности в случае принятия решения о временной неспособности гражданина осуществлять трудовую деятельность ему выдается листок нетрудоспособности по форме, в порядке и сроки, установленные приказами Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н и от 26.04.2011 № 347н (п. 9 Порядка проведения экспертизы).

До 01 июля 2020 года применялись Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.03.2020 № 294, которые позволяли застрахованным лицам, прибывшим в Российскую Федерацию с территории стран, где зарегистрированы случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV), а также проживающим совместно с ними застрахованным лицам не обращаясь в медучреждения открывать «больничный».

В настоящее время Временные правила утратили силу в связи с истечением срока действия.

Вместе с тем, продолжают действовать Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.04.2020 № 402, согласно которым застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше для оформления «больничного» в связи с карантином необходимо представить работодателю только согласие в устной или простой письменной форме.

Таким образом, принимая во внимание вышеуказанные требования ст. 59 Федерального закона № 323-ФЗ, Порядка проведения экспертизы для оформления «больничного», в том числе получения листка нетрудоспособности необходимо обратиться в медицинскую организацию для проведения лечащим врачам экспертизы временной нетрудоспособности, за исключением случая нахождения на карантине застрахованного лица в возрасте 65 лет и старше.

 

2. Автомобиль попал в глубокую яму на дороге, вследствие чего был поврежден. Кому я могу предъявить претензии по возмещению ущерба?

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В целях реализации полномочий по осуществлению дорожной деятельности органами государственной власти и местного самоуправления заключаются государственные и муниципальные контракты с коммерческими организациями по содержанию и ремонту автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Таким образом, гражданин, автомобилю которого причинен ущерб по причине ненадлежащего содержания автомобильной дороги, вправе предъявить претензии (обратиться с исковым заявлением о возмещении причиненного ущерба в суд) к органу государственной власти или местного самоуправления, в чей собственности относится дорога, а также к обслуживающей данной дорогу организации.

 

3. Меня остановили за нарушение ПДД на обочине дороги. Регламентирована ли по времени продолжительность составления протокола сотрудниками ГИБДД, проведения проверок данных, запросов данных видеофиксации и т.п., потому что пришлось простоять практически час.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 19.08.2013 № 716 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения (далее - Положение), которое устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения (далее - федеральный надзор).

В соответствии с п. 8 Положения федеральный надзор включает в себя осуществление следующих административных процедур в рамках исполнения возложенных на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации обязанностей:

а) надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме;

б) проверка документов, идентификационного номера, номера кузова, номера шасси транспортного средства, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства;

в) выезд на место дорожно-транспортного происшествия;

г) остановка транспортного средства;

д) остановка пешехода;

е) применение мер административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сроки и последовательность осуществления указанных административных процедур устанавливаются административными регламентами (п. 9 Положения).

Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения (далее - Регламент), утвержден Приказом МВД России от 23.08.2017 № 664.

Согласно п. 35 Регламента сроки выполнения сотрудниками административных процедур (действий) должны быть минимально необходимыми для их осуществления, исходя из конкретной обстановки.

При этом необоснованные действия (бездействие) сотрудников, влекущие увеличение времени выполнения административных процедур (действий) в отношении участников дорожного движения, обжалуются в порядке, установленном разделом V Административного регламент (п. 36 Регламента).

В соответствии с п. 316 Регламента граждане и организации могут обжаловать в досудебном (внесудебном) порядке действия (решения), совершенные (принятые) в ходе исполнения государственной функции сотрудниками, в том числе постановления по делам об административных правонарушениях, в результате которых, по мнению заявителя, нарушены его права и свободы, созданы препятствия осуществлению заявителем прав и свобод, на заявителя незаконно возложена обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Таким образом, конкретные сроки и время проведения административных процедур по оформлению материалов дела об административном правонарушении законодательствам не установлены.