Прокуратура Хабаровского края разъясняет «О порядке и сроках кассационного обжалования судебных решений по административным делам»

03.12.2020

Порядок и сроки обжалования в кассационном порядке судебных решений, вынесенных по административным делам регулируются главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В кассационном порядке обжалованию подлежат судебные акты, вступившие в законную силу.

Право на обжалование указанных судебных актов принадлежит лицам, участвующим в деле. К таким лицам относятся стороны (административный истец и административный ответчик), заинтересованные лица, прокурор, органы, организации и лица, обращающиеся в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.

Правом обжалования судебных актов, вступивших в законную силу обладают и иные лица, если их права и законные интересы нарушены обжалуемым судебным решением. К ним относятся лица, не привлеченные к участию в деле, в отношении которых судебным решением разрешен вопрос об их правах и обязанностях.

Прокурор вправе обратиться с кассационным представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по административному делу, возбужденному по иску прокурора, либо в которое в силу прямого указания закона он вступил для дачи заключения. С таким представлением вправе обращаться в суды кассационной инстанции: Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители - в любой суд кассационной инстанции; прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры в пределах своей компетенции в соответствующий кассационный суд общей юрисдикции.

Вступившие в законную силу судебные постановления, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

При этом, право на обжалование вступивших в законную силу судебных актов у указанных лиц возникает после реализации ими права на их обжалование в апелляционном порядке и принятия судом апелляционной инстанции апелляционного определения.

Такое право возникает также у лиц, участвующих в деле и не обжаловавших указанное судебное решение в апелляционном порядке, но законность которого проверялась по апелляционным жалобам иных участников процесса, апелляционному представлению прокурора.

Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, с которого начинается течение шестимесячного срока для подачи лицом кассационной жалобы.

Срок подачи кассационной жалобы пропущенный по уважительной причине, в том числе и в связи с отсутствием сведений об обжалуемом судебном решении, по заявлению лица может быть восстановлен судом кассационной инстанции, если указанные обстоятельства имели место не позднее двенадцати месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу.

В случае, если заявление подано лицом, не участвовавшим в деле, о правах и об обязанностях которого суд принял судебный акт, течение данного срока начинается со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав, свобод и законных интересов обжалуемым судебным актом,

К судам кассационной инстанции, в которых подлежат рассмотрению кассационные жалобы, относятся кассационные суды общей юрисдикции, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

Кассационные жалобы, представления прокурора в кассационный суд общей юрисдикции подаются на:

вступившие в законную силу судебные приказы, определения мировых судей; вступившие в законную силу решения, апелляционные и иные определения районных судов; вступившие в законную силу решения и определения по административным делам, рассмотренным судами субъектов Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, предусмотренных пунктами 7-11 части 1 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционные и иные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; апелляционные и иные определения апелляционных судов общей юрисдикции, за исключением определений по административным делам, указанным в пунктах 7 - 1 1 части 1 статьи 20 настоящего Кодекса.

Предметом рассмотрения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации являются:

вступившие в законную силу решения и определения районных судов, если указанные судебные акты были обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции; вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов по административным делам, указанным в пунктах 7 - 1 1 части 1 статьи 20 настоящего Кодекса; вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов по административным делам, рассмотренным ими в качестве судов первой инстанции, за исключением дел, предусмотренных пунктами 7-11 ч. 1 ст. 20 Кодекса, если они являлись предметом рассмотрения кассационного суда общей юрисдикции;

апелляционные и иные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, если такие судебные акты были обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции; апелляционные и иные определения апелляционных судов общей юрисдикции по административным делам, указанным в пунктах 7 - 11 части 1 статьи 20 настоящего Кодекса; апелляционные и иные определения апелляционных судов общей юрисдикции по другим делам, если такие определения были обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции; кассационные и иные определения кассационных судов общей юрисдикции, за исключением кассационных определений, которыми не были изменены или отменены судебные акты мировых судей или вынесенные по результатам их обжалования судебные акты.

Кассационная жалоба, представление прокурора, подлежащие рассмотрению в кассационном суде общей юрисдикции, а также кассационные жалобы, представления прокурора по делам, предусмотренным пунктами 7-11 ч. 1 ст. 20 Кодекса и рассмотренным судами субъектов Российской Федерации по первой инстанции и подлежащие рассмотрению в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, подаются через суд, вынесший решение.

Кассационные жалобы, представления прокурора, подлежащие рассмотрению Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации непосредственно направляются в указанный судебный орган.

Подаваемая лицом кассационная жалоба в соответствии со ст. 320 КАС РФ должна содержать сведения о суде, в который она адресуется, участниках процесса, о судах, рассмотревших дело в первой, апелляционной и кассационной инстанциях и принятых ими решениях, о судебных актах, которые обжалуются, основаниях, по которым по мнению лица, подающему жалобу судебный акт подлежит отмене или изменению, просьбе лица, подавшего жалобу.

Лицом, не принимавшим участия в рассмотрении административного дела, в кассационной жалобе наряду с вышеизложенными сведениями необходимо указывать на то, какие права, свободы и законные интересы указанного лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

Кассационная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем.

К жалобе, поданной представителем, прилагается документ, удостоверяющие полномочия представителя, в котором должно быть специально оговорено право представителя на кассационное обжалование, а также документ, удостоверяющий статус адвоката, если им представляются интересы лица; документ о высшем юридическом образовании, если интересы лица осуществляет иной представитель.

К кассационной жалобе в обязательном порядке должны прилагаться заверенные судом копии судебных актов, принятых по данному делу, а также копии кассационной жалобы по количеству лиц, участвующих в деле, документ, подтверждающий уплату госпошлины.

Несоблюдение требований к содержанию кассационной жалобы, подача ее лицом, не имеющим права на такое обращение, пропуск процессуального срока для обжалования судебного акта и отсутствие просьбы о восстановлении пропущенного процессуального срока, не оплата государственной пошлины и отсутствие в ней просьбы об отсрочке, рассрочке ее уплаты, уменьшении ее размера или освобождении от уплаты, является основанием для возвращения жалобы без рассмотрения ее по существу.

Проверка законности принятых судебных актов судом кассационной инстанции осуществляется в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Исключения составляют административные дела, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц, а также административные дела, связанные с требованиями о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение, продлении срока его содержания; об административном надзоре; о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации, о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке; о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке; о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, по которым при проверке законности судебных решений суд вправе выйти за пределы доводов жалобы, представления.

Суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в части, в которой они не обжалуются, а также судебные акты, которые не обжалуются. Вместе с тем, если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции. Например, при обжаловании в суд кассационной инстанции определения о возвращении административного искового заявления в связи с неустранением недостатков его содержания проверке подлежит также определение об оставлении данного заявления без движения,

По результатам рассмотрения жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции выносит определение, которое вступает в законную силу со дня его принятия.

В случае несогласия с указанным судебным актом, он может быть обжалован в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в общий шестимесячный срок, установленный для всех стадий кассационного обжалования.