Прокуратура Хабаровского края разъясняет: ответственность за распространение в СМИ и в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации, порядок ограничения доступа к такой информации

25.03.2020

В настоящее время появляются новые формы противоправной деятельности, связанные с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий, что влечет необходимость совершенствования системы выявления и анализа угроз в информационной сфере, противодействия им, а также принятия мер для повышения защищенности граждан и общества от деструктивного информационного воздействия.

В силу подпункта «а» пункта 23 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646, одним из основных направлений обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности является противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии, распространения ксенофобии, идей национальной исключительности в целях подрыва суверенитета, политической и социальной стабильности, насильственного изменения конституционного строя, нарушения
территориальной целостности Российской Федерации.

В указанных целях Федеральным законом от 18.03.2019 № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» соответствующая статья дополнена положениями, касающимися ограничения доступа к недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

В настоящее время в соответствии с частью 1 статьи 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» при поступлении от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан уведомлений о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», подобной информации Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители вправе направить в Роскомнадзор требование о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.

Порядок рассмотрения уведомлений и направления в Роскомнадзор требований регламентирован соответствующей инструкцией, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2019 № 596.

Роскомнадзор на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей незамедлительно направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу или к информации, размещенной на нем, после получения которого оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан незамедлительно ограничить доступ к такому информационному ресурсу. Сведения об информационном ресурсе вносятся Роскомнадзором в отдельный реестр. Одновременно Роскомнадзором принимаются меры к определению провайдера хостинга или иного лица, обеспечивающего размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети «Интернет», на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация, и его информированию о необходимости удаления такой информации.

В случае, если недостоверная общественно значимая информация размещена на информационном ресурсе, зарегистрированном в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» в качестве сетевого издания, Роскомнадзор незамедлительно уведомляет редакцию сетевого издания о необходимости удаления указанной информации и фиксирует дату и время направления такого уведомления редакции сетевого издания в соответствующей информационной системе. Меры по ограничению доступа к сетевому изданию применяются, если его редакция игнорирует требование об удалении информации.

Федеральным законом от 18.03.2019 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частями 9-11, устанавливающими ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений.

Совершение подобного правонарушения, если действия виновного лица создали угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов Жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 100 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от 60 000 до 200 000 рублей; на юридических лиц - от 200 000 до 500 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Если распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений повлекло создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, размер административного штрафа для граждан увеличивается вплоть до 300 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; для должностных лиц - до 600 000 рублей; для юридических лиц - до 1 000 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 000 до 400 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от 600 000 до 900 000 рублей; на юридических лиц - от 1 000 000 до 1 500 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Протоколы о правонарушениях, предусмотренных частями 9-11 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) и Роскомнадзора. Обо всех случаях возбуждения дел о таких административных правонарушениях в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации для принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам.