Прокуратура Хабаровского края разъясняет: О некоторых вопросах приемки лесничествами Хабаровского края работ по лесоустройству, выполненных за счет средств арендаторов

25.03.2020

Прокуратурой края проанализирована правоприменительная практика по вопросу приемки лесничествами края работ по договорам о проведении лесоустройства, заказчиками по которым выступают лесопользователи.

При разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В силу ст. ст. 1, 2, 67, 70 ЛК РФ (лесопользователи вправе заказать по гражданско-правовым договорам изготовление материалов лесоустройства (таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов).

В свою очередь, в соответствии с положениями Лесоустроительной инструкции, утв. Приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, проверка качества работ по таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и приемку выполненных работ осуществляет Заказчик работ в присутствии Исполнителя работ.

Вместе с тем, лесоустройство как часть государственной системы управления лесами следует отличать от лесоустроительных работ, сутью которых является изготовление материалов лесоустройства.                                     

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 15.02.2012 по делу № 58-Г11-36 гражданско- правовые отношения возникают между сторонами договора, каковыми являются лица, использующие леса (заказчики), и организации, с которыми заключен договор на проведение лесоустроительных работ (исполнители), при этом, реализация полномочий по приемке работ по лесоустройству, выполненных лицами, использующими леса, в рамках правоотношений по использованию лесов, регулируются нормами не гражданского, а лесного законодательства.

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) проведение на землях лесного фонда Хабаровского края лесоустройства за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 кодекса, отнесено к полномочиям исполнительного органа государственной власти субъекта.

Так, в силу п. 2.1.4 Порядка деятельности лесничих на территории Хабаровского края, утв. Постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2008 № 135-пр (далее - Порядок), к полномочиям лесничеств относится организация и проведение приемки работ по лесоустройству, выполненных лицами, использующими леса, а также выполненных по государственным контрактам на выполнение работ (услуг) для государственных нужд и по государственным заданиям.

Таким образом, из системного толкования ст. ст. 23, 69, 69.1, 96 Ж РФ, п. 2.1.4 Порядка следует, что осуществляя приемку работ по лесоустройству, выполненных за счет средств арендаторов, лесничества края действуют в рамках определенной законом компетенции.

Аналогичная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда РФ от 15.02.2012 № 58-Г11-36.