Уполномоченный представил депутатам законодательной думы Хабаровского края доклад о своей деятельности в 2018 году

29.03.2019
Уполномоченный представил депутатам законодательной думы Хабаровского края доклад о своей деятельности в 2018 году

27 марта 2019 г. на очередном заседании Законодательной Думы Хабаровского края Уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае И. Чесницкий представил ежегодный Доклад «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Хабаровского края и о деятельности Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае в 2018 году».

Ниже приводится текст выступления.

 

«Уважаемый Сергей Леонидович!

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Представляю вам очередной ежегодный Доклад, который в соответствии с законом был внесен Губернатору и в Законодательную Думу Хабаровского края.

Вы с ним уже ознакомились, поэтому подробно на его положениях останавливаться не буду. Коротко лишь отмечу, что ситуация с соблюдением прав человека в крае в 2018 году не претерпела значительных изменений по сравнению с прошлыми годами и является стабильной.

Эта оценка основывается на обращениях граждан, поступивших в мой адрес и итогах проверок по ним, проведенных при участии различных органов власти, выездных мероприятий в поселения края, и других источников.

В 2018 году поступило 2641 обращение, содержащее 3310 вопросов. В отчетном году произошло снижение обращений на 15 процентов.

Причиной этого сокращения, по моему мнению, послужило качественное улучшение рассмотрения обращений граждан государственными органами и органами местного самоуправления, людей стали слушать внимательнее.

Как и в предыдущие годы, большинство обращений были на нарушения социально-экономических прав – 55,5 процентов от общего числа поступивших вопросов. Это жалобы на несоблюдение жилищных прав; прав на социальную защиту и социальное обеспечение; трудовых прав, а также прав на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

36 процентов поступивших вопросов касалось сферы реализации конституционных гарантий и личных прав граждан. Это вопросы соблюдения прав граждан при взаимодействии с правоохранительными органами, при реализации уголовно-исполнительного законодательства, это вопросы соблюдения прав граждан в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве и вопросы исполнения судебных решений.

Группа обращений, по вопросам защиты политических и культурных прав, по-прежнему является самой немногочисленной, это 5 и 2 процента соответственно. Структуру обращений данной категории составили вопросы неудовлетворительной работы органов местного самоуправления, вопросы образования, а также предложения граждан о совершенствовании законодательства.

Уважаемые депутаты!

В прошедшем году я продолжил системную работу в сфере правового просвещения. Здесь использую различные формы, это: выступления с лекциями; информационные встречи с трудовыми коллективами и жителями поселений; выступления перед учащимися в образовательных организациях; публикации на официальном сайте Уполномоченного, в социальных сетях и средствах массовой информации; проведение личных приемов граждан и дней «открытых дверей»; организация и участие в конференциях, семинарах и других мероприятиях.

Подробно останавливаться на этом не буду. Информация отражена в Докладе. Тем более, многие из присутствующих здесь депутатов неоднократно были участниками таких мероприятий.

Считаю эту работу важной и достаточно эффективной.

Вместе с тем отмечу, что достигнуть цели формирования правовой культуры и правосознания в обществе удастся только при создании единой системы правового просвещения граждан в регионе.

Поэтому нам с вами, уважаемые депутаты, совместно с Правительством края необходимо подумать над созданием краевого комплексного нормативного акта в данной сфере. Название может быть разным, например Концепция или программа правового просвещения граждан.

Ещё одно направление моей деятельности – это содействие совершенствованию законодательства. По итогам рассмотрения обращений граждан в отчетном году мной было подготовлено 13 предложений по внесению изменений в законодательство. Все предложения отражены в Докладе. Ввиду ограниченного времени на выступление, останавливаться на подробном анализе каждого из них не буду.

Оставшееся у меня время хочу посвятить некоторым системным проблемам.

Во-первых, это проблемы соблюдения прав граждан, проживающих в северных районах и отдаленных территориях края, куда я неоднократно выезжал и поэтому знаю тему не понаслышке.

Удалось посетить все северные районы края, некоторые неоднократно. На прошлой неделе работал в Тугуро-Чумиканском районе. Но речь идет не только о севере, сходные проблемы есть во многих таежных и приамурских поселках в центре и на юге края.

Именно для этих территорий края наиболее острыми и болезненными остаются вопросы социальной сферы:

- это низкий уровень жизни, обусловленный маленькими зарплатами и пенсиями, высокими ценами, сокращением рабочих мест и ухудшением условий оплаты труда;

- это отрицательная демография – население уменьшилось в разы, уезжает почти вся молодежь, все меньше грамотных специалистов;

- это недостаточный уровень медицинского обслуживания и трудности получения лечения за пределами муниципального образования;

- это низкая транспортная доступность и высокая стоимость проезда;

- это сложности с получением установленных государством компенсационных мер.

Принято считать, что причинами проблем этих территорий являются географическая удаленность, экстремальные природно-климатические условия, малая заселенность, исчерпание сырьевых ресурсов. Да, конечно. Но и недостаточное внимание к бедам северян государства, как федеральных, так и краевых органов власти, ну и слабость муниципалитетов.

Вот несколько конкретных фактов нарушения прав граждан, которые, по моему мнению, просто подрывают авторитет государства.

Вам известно, что северяне могут один раз в два года получить компенсацию расходов на проезд и провоз багажа к месту отпуска и обратно.

Однако на практике сталкиваюсь с тем, что большинство негосударственных компаний компенсацию не выплачивает вообще. И даже в бюджетных организациях, в частности в муниципальных школах, работники зачастую получают ее только на основании судебных решений.

Начинаешь разбираться, все говорят о том, что не хватает финансовых средств. Но, в итоге, по суду выплатить - деньги все-таки находятся.

Еще один пример – ситуация с семьями приемных детей, проживающих в северных районах.

Ребенок, переданный из детского дома под опеку в семью, зачастую лишается возможности проведения отдыха за пределами района проживания. Не будучи членом семьи опекуна, на него не предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Таким образом, его поездка ложится бременем на семью опекуна, которое зачастую ей непосильно. Этот вопрос уже неоднократно обсуждался на различных совещаниях, в том числе организованных вами, уважаемые депутаты.

Однако до сих пор он остается не решенным. Поэтому считаю необходимым вновь вернуться к его рассмотрению. 

Несколько слов об автотранспорте. Понятно, что невозможно эксплуатировать транспортные средства при отсутствии пунктов технического осмотра, в частности невозможно по этой причине застраховать машину и ездить законно.

Об этой проблеме я впервые услышал от жителей села Аян.

Не выгодно бизнесу содержать такие пункты в этих районах, а государство не предоставляет альтернативы.

Уже казалось, что в результате проделанной мной работы приемлемый вариант выхода из ситуации был найден. Министерством промышленности и транспорта края подготовлен проект краевого закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В начале декабря прошлого года мне сообщили, что этот документ проходит процедуру согласования. Однако дальнейших действий не последовало и на сегодняшний день к разрешению этого вопроса подключились органы прокуратуры.

Следующая проблема.

На протяжении длительного времени многие жители северных территорий не могут реализовать право на получение жилищных сертификатов.

Неработающие пенсионеры ожидают сертификат свыше 20 лет. Так, на 1 января 2018 года на учете состояло 7202 семьи. За прошедший год выдано всего 160 сертификатов.

При таких темпах, потребуется более 45 лет, чтобы ликвидировать сегодняшнюю очередь.

К сожалению, в моей почте встречаются обращения, когда заявители так и не смогли получить сертификат, поскольку не дожили до этого дня.

Понятно, что финансовое обеспечение жилищных сертификатов осуществляется за счет средств федерального бюджета, поэтому необходимо активизировать работу с федеральными структурами. С моей стороны подготовлены предложения о внесении изменений в правовые акты, которые при поддержке уполномоченного Татьяны Николаевны Москальковой, направлены для рассмотрения в соответствующие органы государственной власти.

Еще одна «северная» тема.

Считается, что экономику территорий должен поднять бизнес, в первую очередь средний и малый. Но предприниматели, осуществляющие деятельность в северных районах, находятся в неравных условиях, поскольку вынуждены нести дополнительные затраты, связанные с предоставлением гарантий и компенсаций своим работникам, оплатой энергоресурсов и транспортных услуг по фантастическим для центра России тарифам. В итоге цена их товаров и услуг становится неподъемной для жителей, а сами предприятия, если только они не занимаются добычей природных ресурсов, не могут полноценно развиваться.

Вообще частный бизнес неохотно инвестирует в человека на севере.

Может быть, нам пора вновь создавать государственные предприятия, либо предприятия с государственным участием, где бы основной задачей было не получение прибыли, а социальные функции – это создание высокооплачиваемых рабочих мест для местного населения и, в особенности, для молодежи, а также наполнение местных бюджетов.

Мной обозначена лишь малая толика проблем жителей северных территорий края. Экономическое и социальное состояние наших Северов на сегодняшний день плачевное. Если уровень поддержки и нормативная база не изменятся, то через десять или двадцать лет на Севере жить и работать будут только вахтовики. И это абсолютно реально. Даже представители КМНС предпочитают отправлять своих детей жить в города. Кто тогда останется на Севере? И существенная часть вины ляжет на нас с вами – ныне действующей власти.

Поэтому нам, уважаемые депутаты, совместно с Правительством края, федеральными органами, необходимо найти соответствующие решения, которые исключили бы деградацию северных поселков.

Считаю, что назрела острая необходимость разработки регионального правового акта, направленного на повышение качества жизни населения отдаленных районов края, в том числе северных территорий.

Напомню, что Правительством края в 2016 году работа над программным документом по развитию северных территорий уже начиналась. К сожалению, этот документ, как нормативный правовой акт, так и не был принят. Хотя такой опыт есть в других субъектах Российской Федерации.

Губернатор края Сергей Иванович Фургал, вернувшись из Охотского района, анонсировал ряд своих решений, реализация которых может изменить сложившуюся ситуацию в Охотске. Решения своевременные, но требуется придать им системность.

Поэтому предлагаю провести парламентские слушания по этой теме, готов в них участвовать. А после серьезной проработки, провести заседание правительства с принятием программных документов. Такое предложение я Губернатору внесу.

Уважаемые депутаты!

Еще одна застарелая проблема – высокий уровень рецидивной преступности в крае.

Согласно информации УМВД России по Хабаровскому краю в 2018 году более 67 процентов всех преступлений было совершено лицами, ранее преступавшими закон. Здесь нам гордится нечем. Это один из худших показателей в стране.

Во многом повторное совершение преступлений предопределяется отсутствием в крае системы ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Однако есть субъекты Российской Федерации, имеющие положительный опыт. Одним из них является Красноярский край, который я специально посетил в феврале текущего года с целью изучения работы по этому направлению.

Там уже два десятка лет, как выстроена система постпенитенциарного сопровождения граждан, субъектами которой являются органы государственной власти и общественные организации.

Государственная часть этой системы состоит из четырех центров социальной адаптации, подведомственных краевому министерству социальной политики.

Эти Центры предназначены для бесплатного предоставления освободившимся гражданам социального обслуживания, в том числе с предоставлением временного проживания сроком до полугода. Ежегодно социальную помощь в этих центрах получают около 2500 человек.

Кроме того, действует служба социального сопровождения лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Она создана в рамках межведомственного соглашения, участники которого представлены на слайде.

Наряду с государственными структурами, в Красноярском крае действует благотворительная общественная организация «Содействие», которая оказывает аналогичную комплексную помощь гражданам, освобожденным из мест лишения свободы, с возможностью временного проживания и трудоустройства. Важно, что руководят этой организацией бывшие офицеры службы исполнения наказаний.

Всего, в прошлом году в Красноярском крае содействие в ресоциализации получили три с половиной тысячи человек, то есть половина от освободившихся и оставшихся в этом регионе.

Отмечу, что у лиц, прошедших через эту систему, показатель рецидива не превышает 10 процентов. Это свидетельствует об эффективности проводимой работы.

Считаю, что не нужно нам изобретать велосипед. Необходимо воспользоваться уже накопленным опытом в других субъектах России.

Как минимум, необходимо создать два государственных центра в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, поскольку учреждения уголовно-исполнительной системы сконцентрированы вокруг этих городов. Свои предложения я уже направил Губернатору края.

Создание такой системы потребует финансовых затрат, может быть тридцать – сорок миллионов рублей в год, не такие уж большие деньги для края. Прошу Вас, уважаемые депутаты, поддержать эту инициативу.

Время на выступление уже исчерпано. Как видите, коснулся только двух сложных тем, затрагивающих напрямую законные права и законные интересы жителей края.

Многие другие проблемы отражены в представленном вам докладе, проанализированы, и там же изложены рекомендации по их решению.

Надеюсь, что Доклад станет для вас полезным, уважаемые депутаты, а изложенные в нем предложения будут реализованы на благо жителей нашего края.

Благодарю за внимание!»

 

В заключении Уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае И. Чесницкий ответил на вопросы депутатов Законодательной Думы Хабаровского края.

Уполномоченный представил депутатам законодательной думы Хабаровского края доклад о своей деятельности в 2018 году
Уполномоченный представил депутатам законодательной думы Хабаровского края доклад о своей деятельности в 2018 году
Уполномоченный представил депутатам законодательной думы Хабаровского края доклад о своей деятельности в 2018 году
Уполномоченный представил депутатам законодательной думы Хабаровского края доклад о своей деятельности в 2018 году