О порядке покупки товара через интернет

13.11.2018

Отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» регулируются статьей 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 (далее – Правила).

Особую роль в дистанционной торговле играет информирование потребителя, поскольку ознакомиться с товаром и продавцом воочию покупатель не может. Тщательное изучение (проверка) покупателем информации, опубликованной на сайте продавца, является залогом успешной покупки.

В этих целях продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора (пункт 8 Правил).

Договор считается заключенным с момента выдачи покупателю документа, подтверждающего оплату, либо получения сообщения о намерении покупателя приобрести товар. Такое сообщение должно содержать (п. 14 и п. 20 Правил): полное фирменное наименование и адрес продавца; фамилию, имя, отчество покупателя или указанного им получателя, адрес доставки; сведения о товаре (наименование, артикул, марку, разновидность, количество предметов, входящих в комплект, цену) и об услуге (вид, время исполнения, стоимость) – в случае ее предоставления; обязательства покупателя.

Способы оплаты в интернет-магазинах не ограничены: наличными деньгами при доставке товара курьером; наложенным платежом по почте; расчетными банковскими картами; электронными деньгами. Как правило, надежный интернет-магазин предлагает на выбор несколько способов оплаты товара.

Отказ магазина принять оплату путем безналичного перевода означает, что фирма не имеет расчетного счета и, возможно, государственной регистрации. Настойчивое требование предоплаты также является поводом задуматься о добросовестности продавца.

Оплата кредитной картой также требует осторожности, поскольку ее данные могут стать известны мошенникам и использованы в дальнейшем в целях хищения денежных средств, находящихся на счете. В связи с чем, для интернет-покупок целесообразно иметь отдельную карту с балансом денежных средств, необходимым для совершения определенной покупки.

Нередки случаи, когда недобросовестные продавцы злоупотребляют неосмотрительностью покупателей, сообщивших им свои личные данные: на имя гражданина могут направляться не заказанные им посылки, которые предлагается оплатить на почте наложенным платежом.

Покупатель вправе передумать и отменить свой заказ без объяснения причин в любой момент до передачи товара. После передачи товара отказаться от него он может только в течение 7 дней. А если порядок возврата товара не был доведен до покупателя в письменном виде при передаче товара, этот срок увеличится до 3 месяцев. Отказаться покупатель может как от некачественного, так и от качественного товара, если сохранен товарный вид и потребительские свойства (п. 21 Правил).

Вернуть деньги покупателю, отказавшемуся от товара, за исключением расходов на доставку от покупателя, продавец должен не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем требования о возврате (п. 34 Правил).

Если покупателю был передан товар с нарушением количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки, покупатель вправе известить продавца о таких нарушениях не позднее 20 дней после получения товара (п. 27 Правил) и предъявить по ним требования (заменить, уменьшить цену, устранить и т. д.) в следующие сроки (п. 27 и п. 28 Правил): в пределах 2 лет со дня передачи товара, в отношении которого гарантийные срок и сроки годности не установлены; в течение гарантийного срока или срока годности. Факт возврата товара надлежащего качества необходимо оформить накладной или актом о его возврате (п. 33 Правил). Если же продавец отказывается или уклоняется от оформления таких документов, то покупатель все равно сохраняет право требовать возврата товара и (или) суммы, уплаченной при его приобретении.

В остальном потребитель вправе обратиться за защитой своих прав в суд или в орган федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, орган местного самоуправления или общественное объединение потребителей (глава IV Закона).

В частности, указанным территориальным органом федерального государственного надзора является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю, в который можно направить жалобу в электронной форме через портал: http://petition.rospotrebnadzor.ru/petition или на бумажном носителе по адресу: 680009, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 109 «Б».

При этом, письменная жалоба должна содержать: фамилию, имя, отчество заявителя (последнее – при наличии), почтовый адрес заявителя, суть нарушения прав, личную подпись заявителя и дату. Также целесообразно приложить к жалобе копии документов по оформлению и оплате покупки, претензии, ответа продавца.