Перерасчет платы за коммунальные услуги

13.11.2018

Большой объем в обращениях граждан, поступающих в адрес Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае, занимают вопросы жилищно-коммунального хозяйства.

Зачастую жители края спрашивают, почему они должны платить, если коммунальная услуга им не предоставляется или предоставляется некачественно. Самая большая ошибка потребителей коммунальных услуг, это факт того, что при этом они никуда не обращаются, а просто не вносят плату за коммунальную услугу. В результате образуется задолженность, на нее начисляется пеня.

В случае рассмотрения судом вопроса о списании задолженности за непредоставленную или некачественно предоставленную коммунальную услугу, доводы граждан без актов, составленных исполнителями коммунальных услуг, не принимаются в качестве доказательств.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), регламентируют порядок установления факта непредоставления коммунальной услуги либо предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Так, в соответствии с пунктом 105 Правил при обнаружении гражданином факта нарушения качества коммунальной услуги он уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки по факту нарушения качества коммунальной услуги.

По окончании проверки составляется акт проверки. Акт составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами, один экземпляр акта передается гражданину.

Акт является основанием для проведения перерасчета за непредоставленную или некачественно предоставленную коммунальную услугу.

Например, в августе текущего года к Уполномоченному поступило обращение жительницы с. Тулучи Ванинского района о начислении ей платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, хотя заявительнице данная услуга в связи неудовлетворительным состоянием коммунальных сетей с 2015 года не предоставляется. При этом, гражданка пожилого возраста просто не вносит плату за услугу, ей начисляется задолженность, что явилось основанием для приостановления выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате за жилищно-коммунальные услуги.

По запросу Уполномоченного администрацией Тулучинского сельского поселения составлен акт об отсутствии в квартире услуги по водоснабжению, который направлен в ресурсоснабжающую и управляющую организации для списания необоснованно начисленной задолженности.

В результате, у жительницы с. Тулучи право на получение мер социальной поддержки восстановлено.

По вопросу получения консультаций по интересующим вопросам граждане могут обращаться в приемную граждан аппарата Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае, расположенную по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 32, каб. 301, тел. (4212) 31-84-30, приемные дни: понедельник и среда с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 19.00, четверг с 09.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00.

Одновременно разъясняем, что органом исполнительной власти края, осуществляющим государственный жилищный надзор, в том числе за соблюдением качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг, является комитет регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, расположенный по адресу: 680021, г. Хабаровск, ул. Амурский бульвар, д. 43, тел. (4212) 40-25-39.

Таким образом, с жалобами на ненадлежащее предоставление коммунальных услуг граждане вправе обращаться непосредственно в комитет. Однако следует учитывать, что с 01.01.2017 в часть 3 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены принципиальные изменения, согласно которым обращения, направленные в электронном виде, могут служить основанием для проведения проверки только при условии обязательной авторизации заявителя в единой системе идентификации и аутентификации. Подать обращение в электронном виде возможно через государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) https://dom.gosuslugi.ru, а также на портале https://open27.ru, войдя через портал Госуслуги.