- Уполномоченный
- Приемная
- Деятельность
- Интервью Уполномоченного
- Документы
- Права восстановлены...
- Консультации
- Часто задаваемые вопросы
- Правовой ликбез
- Материалы Прокуратуры Хабаровского края
- Материалы Следственного Комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю
- Материалы УМВД России по Хабаровскому краю
- Материалы министерства социальной защиты населения Хабаровского края
- Материалы Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
- Избирательные права
- Права несовершеннолетних
- Материалы Отделения Социального Фонда России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
- Материалы Комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края
- Новое в законодательстве
- Противодействие коррупции
Клиент за все в ответе
14.03.2007
"Амурский Меридиан" (Хабаровск), № 11(390) от 14-03-2007
Общество
Клиент за все в ответе
Банк довел хабаровчанку до попытки самоубийства?
В один из майских вечеров 2006 года в токсикологическое отделение 10-й городской больницы была доставлена женщина с бытовым отравлением. Пациентка, придя с работы, от отчаяния выпила две пачки успокоительного - пыталась покончить с собой. Кассир в банке, где женщина брала кредит, перепутала счета, и клиентка оказалась должна банку 50 тысяч рублей. Таких денег у хабаровчанки не оказалось.
Подарок от кавалера?
Когда в конце января Марина Васильева пришла делать очередной взнос по кредиту в «Далькомбанк», ее ждал приятный сюрприз.
- Вы можете заплатить наличными, - кассир посмотрел в компьютере состояние счета Марины, - или перевести с вашего счета.
- Какого счета? Сколько там лежит? - удивилась Марина.
- Пятьдесят тысяч рублей, - невозмутимо ответил клерк.
Марина попросила распечатать ей баланс счета. Действительно, там была такая сумма. Поступила она в конце ноября. Женщина решила, что бывший ее кавалер, состоятельный человек, узнал номер счета и решил так ее поддержать - сделать подарок на Новый год. Марина Васильева на скромную зарплату бухгалтера содержала себя, престарелую мать и 14-летнего сына. Кредит в «Далькомбанке» она брала не впервые - сначала сыну надо было купить новые брюки и зимнюю куртку, себе - сапоги. Перед началом холодов поставить пластиковое окно в комнате мамы. Свой первый кредит Марина погасила досрочно, поэтому и во втором ей не отказали.
- Давайте я полностью закрою кредит, а что останется, сниму, - предложила Марина кассиру.
У нее на руках оказались двадцать шесть тысяч рублей.
Через месяц Марина опять пришла все в тот же банк за новым кредитом. Как давнему хорошему клиенту банк снизил женщине процентную ставку. До мая Марина, как обычно, платила взносы.
Верни деньги!
Потом Марине позвонил сотрудник банка и потребовал вернуть 50 тысяч. Оказалось, что в день, когда Марина платила очередной взнос, кассир не закрыл в компьютере ее данные. А следом за ней стояла в очереди другая женщина, тоже Марина, но Высевко. Она вносила на депозитный счет пятьдесят тысяч рублей. Нехватку денег Высевко заметила лишь в начале апреля.
К тому времени кассир из банка уволился, найти его и возместить потери оказалось невозможным, и банкиры начали преследование Марины Васильевой. Ей пришло письмо, в котором банк требовал в пятидневный срок вернуть деньги, иначе - суд и проценты за просрочку.
К женщине вернулись приступы паники и страха: пять лет назад она попала под машину, последствием стала черепно-мозговая травма. У Марины вновь начались головные боли, постоянно кололо сердце.
В таком состоянии Марина пошла на заседание суда. Но его в последний момент перенесли. Однако она встретилась с представительницей банка. Спустя пару дней приняла сразу две пачки успокоительного: пыталась покончить с собой. Врачам «скорой» удалось ее откачать.
Суд принял точку зрения банка. В результате Марина Васильева стала должна 53343 рубля 78 копеек - добавились проценты. За отсутствием состава преступления уголовное дело в отношении Марины Васильевой не возбуждалось. Злого умысла в присвоении пятидесяти тысяч не оказалось.
Женщина обратилась в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело в отношении банка за доведение до самоубийства. Но доказать это не удалось.
Теперь сильно постаревшая за время судебной тяжбы женщина старается найти деньги, чтобы расплатиться с банком по своему кредиту, судебному долгу, купить себе лекарства. О новых вещах, путевке сыну в лагерь и уходе за пожилой матерью речи не идет.
Банк не прав?
Это не единственный случай, когда клиент страдает от действия банков. В редакцию «АМ» постоянно поступают жалобы от читателей. Чаще всего хабаровчан волнует, насколько законны комиссии, которые берут банки при выдаче кредита.
- В мае 2006 года взял кредит на 3 года. Кроме процентной ставки мне начислили ежемесячную комиссию за ведение ссудного счета - 0,5 процента от суммы кредита, - жалуется хабаровчанка Татьяна Плотникова.
- Слышала, что комиссия, которую заставляют платить банки при выдаче кредита, незаконна. Я беру уже 4-й по счету кредит, и везде меня заставляли платить за страховку, за комиссию, за открытие счета и за ведение счета. Но это же навязывание дополнительных услуг! - возмущается хабаровчанка Наталья Добрынина.
Банки заманивают клиентов низкими процентными ставками, на деле же все оказывается по-другому. Вместо обещанных 15 - 18 процентов годовых, клиентам приходится отдавать 45 - 60 процентов годовых! Почему так происходит?
- До сегодняшнего дня в России отсутствует закон о кредитовании, и банки пользуются этим, - комментирует ситуацию уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае Юрий Березуцкий. - Формально банки ничего не нарушают. Если внимательно прочитать договор, то в нем очень мелким шрифтом указано, что банк предлагает клиенту для обслуживания кредита открыть банковский счет. Причем этот счет предлагается открыть не на самых выгодных условиях - без начисления процентов на остаток денежных средств на счете клиента, на условиях значительных комиссионных в пользу банка за ведение счета клиента.
Кроме того, банки, как правило, устанавливают штраф за досрочное погашение кредита в размере от 1,9 до 2 процентов годовых от общей суммы кредита. Зачем это, ведь банк вроде бы заинтересован в скорейшем возврате денег, выданных клиенту? Все дело в тех же итоговых 45 - 60 процентах годовых. Где еще таких выгодных для банка клиентов найдешь? Не забывают банки и о страховании своих рисков. За свой счет? Нет, за счет клиента.
Поможет только суд?
Банкам невыгодно привлекать внимание клиентов к дополнительным условиям кредитного договора, а клиенты либо стесняются подробно расспрашивать детали, либо невнимательно читают договор, не понимая значения тех терминов и слов, которые в нем содержатся. Срабатывает психологический стереотип, к примеру, сказано в рекламе «Кредит под 16 процентов годовых», и мы этому безоговорочно верим.
- Как поступить, если вам преподнесен такой неприятный сюрприз? Первое - сказать самому себе: я невнимательный клиент и банк меня обыграл, сделать вывод на будущее. Второе - можно попробовать вернуть часть денег через суд, - говорит Юрий Березуцкий. - Но для этого требуется доказать факт навязывания услуг по ведению счета или страхованию. А это непросто, ведь подписав договор, вы согласились с предлагаемыми услугами. Но судебный прецедент в стране уже был - Свердловский Роспотребсоюз выиграл в суде дело, и банк вернул клиентке дополнительно взятые с нее деньги.
По словам Юрия Березуцкого, решить проблему могло бы принятие закона о кредитовании, который бы обязал банки сделать процесс кредитования прозрачным. Чтобы клиент, зная до последней копейки сумму, которую придется отдать, решал - брать кредит или нет.
- Из Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «О банках и банковской деятельности» видно, что выдача и получение кредита носит договорной характер, то есть сторонами устанавливаются добровольные обязательства по его заключению и исполнению, - говорит Юрий Березуцкий. - Банк, как любая коммерческая организация, ставит своей целью извлечение прибыли, чем и обусловлено установление комиссионного вознаграждения за любые, не запрещенные законом, действия (услуги) банка, связанные с оформлением и сопровождением кредита.
В любом случае, еcли гражданин считает, что банк при заключении кредитного договора с ним нарушил права клиента, он может обжаловать действия банка в суде.
Добро пожаловаться!
Дорогие читатели! Давайте определять ненадежные банки вместе. Если вы воспользовались услугами банка, а на деле все оказалось совсем не так, как на рекламных плакатах, сообщайте нам. Присылайте письма с вашей историей и указанием банка на адрес редакции: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 9е. Мы составим список «плохих» банков и опубликуем его на страницах «Амурского меридиана».
Буква закона
Глава 42 Гражданского кодекса Российской Федерации дает понятие кредитного договора: «По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за нее».
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в статье 29 устанавливает: «Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом».
Имена и фамилии потерпевших изменены. Материал подготовлен при содействии Кировской прокуратуры.
Н. Шульц, Юлия Беломестнова, Хабаровск