«Место и роль Следственного комитета в системе обеспечения прав и свобод граждан на территории Хабаровского края» / П.Г. Решетников

04.05.2017

Добрый день, уважаемые коллеги, слушатели и студенты!

 

В первую очередь хочу поблагодарить организаторов и лично Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае Игоря Ивановича Чесницкого за приглашение и возможность немного рассказать о деятельности нашего государственного органа в такой широкой аудитории. Но прежде, несколько слов о создании СК России, так как практика показывает, что не все граждане имеют представление о месте и полномочиях СК России среди правоохранительных органов.

Создание в 2007 году Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации стало последовательным шагом на пути реформирования органов прокуратуры и следствия и имело цель разграничить процессуальные функции по осуществлению органами прокуратуры надзора за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия, а также по организации и проведению следственных действий в рамках досудебного производства.

Изменения правовой системы государства были вызваны глубокими политическими и экономическими преобразованиями в обществе, смещением приоритетов в пользу защиты прав и законных интересов граждан, острой необходимостью повышения эффективности борьбы с преступными проявлениями. Именно на 90-ег.г. прошлого века пришелся разгул организованной преступности, доходивший до открытых войн между преступными группировками.

Реализация принципа неотвратимости уголовной ответственности за совершенные преступления стала важной задачей государства.

Деятельность Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации была напрямую связана с обеспечением принципа неотвратимости наказания. Основными задачами являлись оперативное и качественное расследование преступлений, обеспечение законности при производстве предварительного следствия, защита прав и свобод человека и гражданина, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Правовую основу деятельности Следственного комитета составили Федеральный закон от 5 июня 2007 года №87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», которым одновременно более четко были разделены функции прокурорского надзора и следствия, и Положение о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2007 года №1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».

В свете реформирования правоохранительной системы России в 2010 г. создан Следственный комитет Российской Федерации как самостоятельный следственный орган.

Нормативное закрепление самостоятельности Следственного комитета началось в сентябре 2010 года – с издания Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2010 года №1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации». 28 декабря 2010 года принят Федеральный закон №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», в котором определены система Следственного комитета, правовое положение сотрудников, особенности деятельности военных следственных органов.

Формирование нормативной основы организации и функционирования нового следственного органа завершилось изданием Указа Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года №38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации», утверждающего Положение о Следственном комитете Российской Федерации.

Тем самым создана новая система контроля за процессуальной деятельностью следователей со стороны руководителя следственного органа, которому передана значительная часть полномочий, ранее осуществлявшихся прокурором.

 В настоящее время Следственный комитет - это независимая структура в системе государственных органов, подчиненная исключительно главе государства - Президенту Российской Федерации и действующая только в рамках закона.

Главным достижением Следственного комитета является то, что в это непростое для государства время, находясь с первых же дней своей деятельности в центре событий, все усилия были направлены на противодействие организованной преступности, терроризму, рейдерским захватам крупных предприятий, взяточничеству, тяжким и особо тяжким преступлениям против жизни и здоровья граждан, половой неприкосновенности, нарушениям других прав и свобод личности.

С момента создания Следственного комитета следователями рассмотрено около восьмисот тысяч сообщений о преступлениях, возбуждено сотни тысяч уголовных дел, в ходе расследования которых раскрыто более десяти тысяч убийств, более шести тысячи фактов причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом и около десяти тысячи изнасилований.

Инициативы СК России: проанализировав законодательные нормы о защите участников уголовного судопроизводства и иных лиц, Следственным комитетом проделала большая работа для реализации принципа состязательности сторон, наделения потерпевшего правами, которые соотносятся с правами подозреваемых и обвиняемых, а также предложен ряд мер по защите прав потерпевших, по созданию государственных механизмов для возмещения ущерба и оказания им другой помощи.

Особое значение для Следственного комитета имеет защита прав социально уязвимых групп граждан, в первую очередь детей.

С 1 января 2012 года расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, отнесено к исключительной подследственности следователей Следственного комитета.

Получили хорошую правоприменительную реализацию новые уголовные нормы, направленные на  предупреждение невыплаты заработной платы.

Хорошо показала себя сокращенная форма дознания по уголовным делам об очевидных преступлениях, с введением которой уменьшены временные затраты уголовного преследования, сокращен объем процессуальных издержек, обеспечивается разумный срок расследования и соблюдение прав граждан на скорейший доступ к правосудию.

По инициативе Следственного комитета расширена возможность конфискации имущества осужденного в случае недостаточности у него денежных средств.

Примеров громких дел, успешно расследованных нашими следователями, немало. Они трудятся самоотверженно, не жалея сил и времени, постоянно совершенствуя свое мастерство.

В действующем уголовно-процессуальном законодательстве следователь отнесен к стороне обвинения. Вместе с тем, знаменитый отечественный правовед Михаил Строгович сказал «следователь обязан исчерпывающим образом исследовать доказательства –как уличающие вину, так и оправдывающие обвиняемого и смягчающие его ответственность. И это следователь должен делать самым тщательным образом, каково бы не было его мнение о виновности обвиняемого».

Именно этого руководство следственного управления требует от следователей, придавая особое значение их профессиональной подготовке, формированию чуткого, внимательного отношения к гражданам, культуре досудебного производства при неукоснительном соблюдении законности.

К основным правам и свободам человека и гражданина, которые мы обеспечиваем в уголовном судопроизводстве и другими не процессуальными формами, относятся такие, как:

- все равны перед законом и судом

- каждый имеет право на жизнь

- достоинство личности охраняется государством

- никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению

-каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность

-арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению

- неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право на тайну переписки

-сбор, хранение, использование и распространение информации без его согласия не допускаются

-каждому дана возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы

-жилище неприкосновенно

-свобода мысли и слова

-не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие национальную или религиозную ненависть и вражду, расовое, религиозное превосходство

-каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности

-право частной собственности охраняется законом

-каждый имеет право на труд, на вознаграждение за труд

-каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь

-каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

- каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод

-каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи

-каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника)

-обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана судом. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность

-при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением  закона

-никто не обязан свидетельствовать против себя самого и родственников, круг которых определяется  законом

-права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба

-каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина следственное управление  тесно взаимодействует с правительством и Губернатором Хабаровского края, Законодательной Думой Хабаровского края, прокуратурой, правоохранительными и контролирующими органами, уполномоченными по защите прав человека и ребенка, общественными и другими организациями.

Следственным управлением активно ведется работа и в законодательном поле. У нас установились тесные контакты с Законодательной Думой Хабаровского края, Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае.

         В целях реализации полномочий по рассмотрению отдельных проектов федеральных законов, обращений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители следственного управления входят в состав экспертного Совета при постоянном комитете Законодательной Думы Хабаровского края по законности, правопорядку и общественной безопасности; Комиссии по вопросам совершенствования правовых актов, направленных на противодействие незаконной предпринимательской деятельности.

         Совместно с Уполномоченным по правам человека создана межведомственная рабочая группа по изучению состояния соблюдения прав и свобод человека в сфере уголовного судопроизводства на досудебной стадии.

Следственным управлением и аппаратом Уполномоченного проведен анализ требований законодательства, подлежащих исполнению при организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом. По результатам анализа разработан комплекс дополнительных мер, направленных на обеспечение безопасности на дорогах и предотвращение дорожно-транспортных происшествий с пассажирским транспортом. Данные предложения были направлены в постоянный комитет Законодательной Думы Хабаровского края по законности, правопорядку и общественной безопасности, председателю Законодательной Думы Хабаровского края, депутату Государственной Думы К.А.Лазареву с просьбой законодательной инициативы.

        Предложенный комплекс мер рассмотрен на заседании постоянного комитета с участием представителей органов исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченного по защите прав предпринимателей, уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае, представителями ФГБОУВПО «Тихоокеанский государственный университет». По результатам указанного совещания, принято решение о продолжении начатой следственным управлением работы по анализу федерального и краевого законодательства и выработке предложений по его совершенствованию.

        В рамках реализации возможности обсуждения и подготовки законодательной инициативы о внесении изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, а также в связи с необходимостью совершенствования законодательства Хабаровского края, направлены предложения в план работы экспертного Совета при постоянном комитете законодательной Думы Хабаровского края по законности, правопорядку и общественной безопасности: «О дополнении статьи 291.2 Уголовного кодекса  Российской Федерации»; «О признании лица специальным субъектом вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления»; «О внесении изменений в Кодекс Хабаровского края об административных правонарушениях в части установления ответственности за противоправные действия граждан, нарушающих общественный порядок и спокойствие граждан не только в общественных местах, но и в жилых помещениях, в том числе совершаемые на почве семейно-бытовых конфликтов» и другие.

Работа по реализации ряда инициатив еще продолжается.

В целях  обеспечения взаимодействия  представителей общественных, профессиональных, творческих и иных негосударственных организаций в выработке основных  направлений  государственной политики  по вопросам, относящимся  к  сфере уголовного преследования, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, претворения в жизнь принципа гласности и открытости деятельности  следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, повышения духовно-нравственного потенциала работников Следственного комитета с декабря 2011 года создан и действует Общественный совет при следственном управлении.

В 2016 году представители Общественного совета рассмотрели вопросы,  связанные с определением задач государственных органов и институтов гражданского общества по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства в Хабаровском крае; проблемы, связанные с эффективностью реализации профилактических мер по предупреждению преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних; вопросы совместной деятельности следственных органов с иными государственными органами, общественными объединениями и другими институтами гражданского общества в работе по противодействию коррупции.

В соответствии с решением, принятом на заседании Общественного совета, следственным управлением совместно с аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае разработана памятка для предпринимателей края «Формы и способы защиты прав предпринимателей», которая размещена на официальных сайтах разработчиков.

В рамках реализации решения Совета по вопросам противодействия коррупции, запланировано проведение в 2017 году совместных семинаров, направленных на предупреждение и профилактику коррупции в целом, а также на выявление конкретных субъектов коррупционных правонарушений.

С целью защиты прав и интересов граждан и решения проблемных вопросов правоприменения в следственном управлении создан Научно-консультативный совет.

На заседаниях Научно-консультативного совета обсуждаются вопросы следственной и судебной практики, даются рекомендации по квалификации сложных составов преступлений.

              Наличие в крае наиболее сложных и требующих незамедлительного решения проблем, напрямую затрагивающих права и интересы жителей Хабаровского края не позволяет следственному управлению остаться в стороне.

Так, только в 2016 году зарегистрировано 178 умышленных убийств, раскрываемость составила 94,3%; 81 факт умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего, раскрываемость указанного вида преступлений 97,5%; 514 эпизодов преступлений против половой неприкосновенности, раскрываемость 98,5%.

Эти показатели раскрываемости стабильны и являются одними из самых высоких в РФ. За 1 квартал 2017 года из 58 зарегистрированных убийств, остались не раскрытыми только 3.

Вместе с тем, 2\3 из них совершены лицами, ранее совершавшими преступления.

             Хабаровский край по итогам 12 месяцев 2016 года находился на седьмом месте среди субъектов РФ с наибольшим удельным весом преступлений 67% (РФ-56.7%), совершенных лицами, ранее совершавшими преступления.

         Названная негативная картина свидетельствует о значительных просчетах в организации эффективной системы профилактики преступлений со стороны правоохранительных органов Хабаровского края, а также недостаточность организационных, правовых, экономических и воспитательных мер, направленных на улучшение и оздоровление социально-экономической обстановки в регионе, в частности, снижение уровня безработицы и повышение эффективности реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Данный вопрос обсуждался на заседаниях Общественного совета при следственном управлении, межведомственной рабочей группы по изучению состояния соблюдения прав и свобод человека в сфере уголовного судопроизводства на досудебной стадии, созданной приказом Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае и руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Хабаровскому краю от 15.04.2015 № 5-1.8/44.

         С учетом мнения Общественного совета, межведомственной рабочей группы сотрудниками следственного управления подготовлен проект Положения о Комиссии (Центре) по организации взаимодействия и оказания помощи в социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, который направлен на рассмотрение Губернатора Хабаровского края.

         Продолжая работу в данном направлении сотрудники следственного управления приняли участие в работе круглого стола «Ресоциализация лиц, освобождающихся из мест заключения: новые решения», организаторами которого являлись Уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае и Дальневосточный научный центр местного самоуправления.

         Данный вопрос по инициативе следственного управления выносился на обсуждение экспертного Совета при постоянном комитете Законодательной Думы Хабаровского края по законности, правопорядку и общественной безопасности, в соответствии с решением которого подготовлены предложения по проекту закона Хабаровского края, регулирующего вопросы ресоциализации лиц, отбывающих наказание. Проект закона находится в стадии разработки.

          Осознавая тот факт, что доля рецидивной преступности в крае из года в год остается значительной, по инициативе следственного управления Губернатором Хабаровского края создана межведомственная комиссия по оказанию содействия учреждениям уголовно-исполнительной системы Хабаровского края и обеспечению ресоциализации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, деятельность которой утверждена Постановлением Губернатора Хабаровского края от 12 октября 2016 №103.

 Продолжая работу в этом направлении и реализуя положения Федерального закона от 23.06.2016 №182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» личный состав территориальных следственных отделов ориентирован на необходимость при установлении в ходе расследования уголовных дел данных о совершении преступлений лицом, ранее привлекавшимся к уголовной ответственности, на которого распространяются положения Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», направлять информацию в органы прокуратуры для проведения проверки соблюдения законодательства об административном надзоре.   

 В каждом случае совершения умышленных преступлений осужденными условно или с отсрочкой отбывания наказания сотрудники территориальных следственных отделов ориентированы на необходимость установления всех обстоятельств, предшествующих совершению преступления, даче оценки эффективности деятельности ответственного должностного лица на обозначенной территории, наличие возможности качественно и эффективно выполнять возложенные на него обязанности, при наличии оснований - проводить процессуальную проверку в отношении должностных лиц подразделений, осуществляющих индивидуальную профилактическую работу с осужденными, в обязанности которых входит осуществление контроля (надзора) за указанной категорией лиц. 

В Хабаровском крае каждое семнадцатое преступление совершается несовершеннолетними и при их соучастии. Хабаровский край по итогам 2016 г. находится на третьем месте среди субъектов РФ с наибольшим удельным весом 7.8%, (РФ – 4.5%) преступлений, совершенных несовершеннолетними.

От преступных посягательств в 2016 году признаны потерпевшими 277 несовершеннолетних (АППГ– 269). 76% из них пострадали от сексуального насилия.

В условиях становления системы комплексной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей-участников уголовного процесса, особое значение уделяется профилактике правонарушений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних.

В 2013 году, совместно с Уполномоченным по правам ребенка, благодаря конструктивной позиции управления по безопасности Правительства края, бывшего министра образования А.А. Базилевского, без каких-либо бюджетных вложений был решен серьезнейший, и, казалось бы, трудноразрешимый вопрос создания Мониторингового центра помощи пропавшим и пострадавшим детям на базе КГОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения».  Кстати, одного из первых в России.

С сентября 2013 г. филиал центра действует в г. Комсомольске-на-Амуре с охватом территории Амурского, Комсомольского и Солнечного районов.

Краевым центром психолого-медико-социального сопровождения ведется эффективная работа по психологической реабилитации несовершеннолетних – жертв преступлений, в том числе склонных к совершению суицидов. С учетом эффективности работы психологов центра по указанной проблеме, а также значительным ростом преступлений в отношении несовершеннолетних, представляется необходимым создание филиалов центра в городах Бикин и Советская Гавань. С указанной инициативой следственное управление обращалось к Губернатору Хабаровского края. Поскольку вопрос о создании дополнительных филиалов отложен в связи с финансовыми проблемами, внесено предложение о включении указанного вопроса в государственную программу края «Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности в Хабаровском крае», утвержденную постановлением Правительства края от 31 декабря 2013г. №482-пр.

Анализ уголовных дел, расследуемых следственными подразделениями СУ СК России по Хабаровскому краю, показал, что в 21% случаев, в которых дети гибнут, калечатся или становятся жертвами преступлений, прослеживается причинно-следственная связь с ненадлежащим выполнением родителями своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, включая и оставление их без присмотра.

Каждый факт смерти или получения ребенком травмы - это не только боль и страдания одной отдельно взятой семьи, это боль и демографическая проблема для всего государства. Согласно ч. 2 ст. 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание - в равной степени право и обязанность родителей. Понятно, что Конституция не устанавливает мер ответственности за нарушение или неисполнение обязанностей по воспитанию детей, эти нормы содержатся в отраслевом законодательстве.

По мнению следственного управления, действующая на тот момент, статья 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволяла привлекать родителей и иных законных представителей несовершеннолетних за недостатки в их воспитании, в том числе и оставление без присмотра, нуждалась в совершенствовании: конкретизации понятия «иными законными представителями несовершеннолетних» и установление адекватных санкций за нарушение.

 Предложения следственного управления в части ужесточения ответственности родителей, лишенных родительских прав, за неисполнение ими обязанностей по содержанию несовершеннолетних детей, а также разработанная редакция понятия «иные законные представители несовершеннолетних» учтены постоянным комитетом по социальной защите населения и здравоохранению Законодательной Думы Хабаровского края при подготовке  проекта Федерального закона «О внесении изменений в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Решением постоянного комитета указанный проект законодательной инициативы и материалы к нему направлены в Совет законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации.

Во исполнение приказа СК России от 23.07.2012 №42 в следственном управлении организована работа телефонной линии «Ребенок в опасности», которая являясь средством прямой связи граждан со следственным управлением, создает возможность для немедленного реагирования на обращения по вопросам защиты прав несовершеннолетних.

В ходе процессуальной деятельности в 2016 году выявлены факты нахождения 37 детей в социально-опасном положении, бездействия со стороны родителей, опекунов (АППГ - 24). По результатам рассмотрения обращений следователей 13 детей изъяты из семей и опасных условий, переданы под опеку иным лицам, либо в государственные социально-реабилитационные учреждения. 

В отношении всех детей усилены меры по контролю за условиями проживания и воспитания со стороны уполномоченных органов, в том числе органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, органов внутренних дел.

Следственным управлением организован постоянный мониторинг средств массовой информации, сети Интернет и иных информационных ресурсов на предмет выявления преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних.

По каждому факту распространения в средствах массовой информации и сети Интернет информации, подлежащей проверке в процессуальном порядке, незамедлительно в установленном порядке регистрируется сообщение о преступлении в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ.

В 2016 году в следственном управлении зарегистрировано 6 сообщений о завершенных суицидах шести несовершеннолетних.  По всем поступившим сообщениям возбуждены уголовные дела.  По результатам расследования 5 уголовных дел приняты решения о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления, предусмотренного ст.110 УК РФ. По одному уголовному делу расследование продолжается.

 Из-за сложных составов преступлений, за три года в суд направлено всего два уголовных дела по ст.110 УК РФ «доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего»: 1 в отношении –родителей, 1 – в отношении должностных лиц образовательного учреждения.

Зарегистрировано 9 попыток суицида несовершеннолетних.

Изучение обстоятельств, способствовавших совершению ряда самоубийств, показало, что все потерпевшие обучались в образовательных учреждениях Хабаровского края, при этом психологи в ряде школ отсутствовали.

В этой связи в адрес министра образования и науки Хабаровского края внесено представление в порядке ч.2 ст. 158 УПК РФ, в котором, кроме прочего, предложено провести организационно-штатные мероприятия, ввести в штатное расписание всех общеобразовательных школ должности педагогов-психологов, заполнить имеющиеся вакансии психологов. Также предложено внести изменения в должностные инструкции педагогов и педагогов-психологов, реализовать систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся образовательных организаций системы начального образования.

Указанное представление рассмотрено с участием представителя следственного управления на проведенном министерством образования и науки Хабаровского края при заместителе председателя Правительства края совещании, по итогам которого разработан комплекс мер по профилактике суицидов в детской и подростковой среде.

Аналогичный вопрос обсуждался на координационном совещании по обеспечению правопорядка при Губернаторе Хабаровского края. По результатам обсуждения Губернатором края издано распоряжение, в котором даны конкретные поручения министерству социальной защиты населения, министерству образования и науки края, касающиеся реализации мероприятий по профилактике суицидального поведения детей и подростков.

  Причины суицидов детей и подростков обсуждались на заседании круглого стола Общественной палаты Хабаровского края «Участие институтов гражданского общества в укреплении социальной стабильности в Хабаровском крае», отмечена негативная роль огласки таких фактов в средствах массовой информации.

В 2016 году в Министерство образования и науки Хабаровского края направлены методические рекомендации по профилактике суицидов несовершеннолетних, предназначенные для распространения в образовательных учреждениях края, руководителям территориальных следственных отделов поручено проведение профилактической работы в детских коллективах на подведомственной территории.

Суицид – вызов современности, поскольку распространяемая в социальных сетях информация представляет собой ловкую психологическую инструкцию, подталкивающую детей к совершению самоубийств, взрыву газа (размещенные в сети Интернет публикации о фее Винкс, сайты суицидальной направленности), а также учитывая практику возбуждения в следственных управлениях других регионов Российской Федерации уголовных дел по фактам доведения несовершеннолетних до самоубийства путем распространения провоцирующей информации в СМИ и сети Интернет, следственным управлением приняты превентивные меры во избежание подобных случаев.

Вопрос доведения детей до самоубийства через сеть Интернет стал предметом обсуждения на заседании Общественного совета при следственном управлении.

По итогам заседания следственным управлением в адрес Губернатора Хабаровского края направлена инициатива о разработке и принятии краевой программы информационной безопасности, в рамках реализации которой должна быть предусмотрена разработка и размещение на рекламных площадках города социальной рекламы, наглядно предупреждающей об опасностях, имеющих место в детской и подростковой среде.

 Инициатива следственного управления одобрена, такую работу предлагается проводить в рамках государственной программы Хабаровского края «Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства края от 31.12.2013 №482-пр.

Кроме того, следственным управлением направлены обращения в территориальные подразделения Роскомнадзора и Роспотребнадзора для проведения мониторинга в сети Интернет в целях своевременного выявления информации, представляющей угрозу для нормального физического и нравственного здоровья несовершеннолетних, и обращение в министерство образования и науки края о проведении профилактической работы с учащимися и их родителями в целях контроля за пользованием социальными сетями.

Вопросы профилактики суицидов обсуждаются на семинарах для классных руководителей школ, в которых принимают участие представители следственного управления.

В связи с участившимися случаями подростковых суицидов создана постоянно действующая рабочая группа по борьбе с преступлениями, совершенными в отношении несовершеннолетних с использованием сети Интернет, в которую включены сотрудники подразделений аппарата следственного управления (отдела криминалистики, отдела по расследованию особо важных дел, группы по обеспечению процессуального контроля за рассмотрением сообщений и расследованием уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних), сотрудники УМВД, УФСБ по краю, КГБУ «Хабаровский  центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

 Следователи ориентированы на необходимость исполнения требований Указаний Председателя Следственного комитета Российской Федерации № 2/206 от 17.06.2016 «О дополнительных мерах в сфере защиты несовершеннолетних  от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, побуждающей к самоубийству» в части направления копий  материалов, подтверждающих размещение в сети Интернет информации, способствовавшей совершению самоубийства, и содержащих данные о правонарушениях, предусмотренных ст. 6.17 КоАП (нарушение законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию), в территориальный орган Роскомнадзора для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности в рамках административного законодательства.

09.03.2017 представители следственного управления приняли участие в заседании управления Роскомнадзора по ДФО на тему «Противодействие распространению суицидального контента в сети Интернет», на котором принято решение о привлечении общественности к мониторингу сети Интернет на предмет выявления суицидального контента, проведении на регулярной основе в образовательных учреждениях профилактической и разъяснительной работы с родителями по вопросам принятия мер, направленных на недопущение участия детей в группах и сообществах в сети Интернет, носящих суицидальный характер, а также по порядку действий в случае наличия в поведении и состоянии детей признаков, позволяющих предположить склонность к суициду.

За три месяца 2017 года в Роскомнадзор направлено 18 сообщений о ресурсах, содержащих запрещенную информацию. 10 из них заблокированы за размещение материалов, оправдывающих совершение суицида.

Проанализировав причины гибели и травмирования несовершеннолетних детей на бесхозных объектах, следственное управление на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительства Хабаровского края предложило комплекс мер по наведению порядка, обеспечивающего безопасность граждан. По инициативе следственного управления Губернатором Хабаровского края 16.09.2015 издано распоряжение № 633-рп об организации работы в городских округах и муниципальных районах края по выявлению находящихся на территориях муниципальных образований заброшенных, бесхозяйных, недостроенных объектов промышленности, коммунальной и строительной инфраструктуры, а также о создании межведомственной рабочей группы по решению указанных вопросов, в состав которой включен представитель от следственного управления. В Хабаровском крае создан реестр опасных объектов, в который включены более 1400 объектов, работа по ликвидации или локализации которых продолжается.

В целях профилактики детского травматизма следственное управление инициировало необходимость принятия дополнительных мер безопасности на дорогах, спортивных, природных, иных объектах инфраструктуры в связи с наступлением летнего каникулярного периода, выездами несовершеннолетних для отдыха на природные, в том числе водные объекты г.Хабаровска (включая детские оздоровительные учреждения).

С 2012 года в водоемах, расположенных в черте г.Хабаровска погибло от 3 до 5 несовершеннолетних.

Расследуя эти случаи, мы жестко потребовали от органов муниципальной власти принятие действенных мер.

В этой связи Администрацией г. Хабаровска проведено обследование водоемов в местах традиционного отдыха населения, где имеется вероятность неорганизованного купания людей, на которых в целях информирования населения о запрете купания установлено 106 информационных аншлагов. Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации г. Хабаровска приняты дополнительные меры обеспечения безопасности на водных объектах в границах г. Хабаровск: взаимодействие органов муниципальной власти с органами Роспотребнадзора по вопросам оценки качества воды в местах массового отдыха людей; проведение занятий с детьми в пришкольных лагерях о правилах поведения у воды и оказании первой помощи; организация совместного с органами ГО и ЧС патрулирования акватории реки Амур с целью выявления купающихся и информирования отдыхающих у воды через средства звукоусиления об опасности купания в запрещенных, не оборудованных местах и др. Как результат-такие факты стали единичными.   

В последнее время остро стоит вопрос о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних в сфере организации детского отдыха и оздоровления, в том числе в бассейнах, на аттракционах и в других досуговых учреждениях.

  В 2015-2016 г.г. следственными органами в Хабаровском крае проводились процессуальные проверки и расследовались уголовные дела, связанные с выявленными нарушениями закона в сфере обеспечения безопасности детского отдыха и оздоровления.

   Так, большой общественный резонанс вызвало расследование уголовного дела в отношении и.о. директора школы с. Восточное, которая не обеспечила соблюдение прав детей на безопасный образовательный процесс – допустила перевозку школьников начальных классов в познавательных целях в зоосад «Приамурский» имени В.П. Сысоева на автобусе, водитель которого не имел права перевозить организованную группу детей, кроме того, управляемый им автобус не прошел технический осмотр и в связи с  неисправностью в пути вышел из строя. В результате опрокидывания транспортного средства пострадали 26 детей. К счастью, обошлось без серьезных телесных травм. При расследовании данного уголовного дела было установлено, что на момент проведения экскурсии (сентябрь 2015 года) должностные лица и педагогический состав школы с. Восточное с Правилами организованной перевозки группы детей автобусами ознакомлены не были, документов, подтверждающих факты издания локальных нормативных актов и ознакомления под роспись с их содержанием лиц, ответственных за образовательный процесс и безопасность обучающихся, ни в школе, ни в районном отделе  образования не имелось, не смотря на то, что постановление Правительства Российской Федерации по данному поводу было издано еще 17.12.2013 (№ 1177).

В г. Комсомольске-на-Амуре индивидуальный предприниматель решил оказывать населению услугу по предоставлению аттракциона «батут», купил его по объявлению на одном из сайтов сети Интернет без документов, установил возле магазина и предоставлял в пользование детям за плату до тех пор, пока не произошел несчастный случай – в связи с несоответствием  «батута» национальному стандарту Российской Федерации ГОСТУ, четырехлетняя девочка получила тяжкий вред здоровью в виде ушиба головного мозга и перелома лобной кости.

Актуальным в зимний период времени остается вопрос обеспечения безопасности в досуговых учреждениях, предоставляющих услуги по прокату лыж, санок на горных склонах.

До 2017 года расследование подобных фактов осложнялось наличием пробелов в законодательстве или необязательный (добровольный, рекомендательный) характер имеющихся положений государственных и межгосударственных стандартов, технических условий и т.д.

По инициативе следственного управления в протокол заседания координационного совета по развитию детского туризма в Хабаровском крае при заместителе председателя Правительства Хабаровского края, состоявшегося 26.12.2016, включены рекомендации руководителям туристских организаций края, реализующим экскурсионные маршруты для детей соблюдать законодательство, регулирующее безопасность детского туризма с целью предотвращения случаев детского травматизма и гибели несовершеннолетних; определять конкретных лиц, ответственных за безопасность детей, их жизнь и здоровье; проводить процедуры постановки и снятия с учета в территориальных органах МЧС России детских туристических и спортивных групп, совершающих походы за пределами населенных пунктов на сутки и более.

  Возможность детально нормативно урегулировать деятельность учреждений и организаций в сфере детского отдыха и оздоровления появилась с вступлением в действие в 01.01.2017 Федерального закона от 28.12.2016 № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей».

  Внесенными в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» изменениями к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей отнесена реализация государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления  детей на территории субъекта Российской Федерации, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья, а также осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в этой сфере.

  С учетом изложенного, следственным управлением направлено обращение к Губернатору Хабаровского края с предложением разработать на уровне края правовые акты по вопросам обеспечения безопасности в сфере предоставления детям досуговых услуг, а также в сфере детского туризма, отдыха и оздоровления, регламентирующие деятельность организаций, оказывающих услуги в этой сфере, устанавливающие требования к организации пребывания в них детей и к работающему с ними персоналу, предусматривающие порядок регистрации, надзора за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией аттракционов и бассейнов с закреплением соответствующих контрольных полномочий за конкретным органом в Правительстве Хабаровского края.

             Продолжая работу по профилактике преступлений указанной категории, следственным управлением инициировано рассмотрение на заседаниях межведомственной комиссии по профилактике правонарушений при Правительстве Хабаровского края в 2016 году   вопросов оснащения детских учреждений и прилегающих к ним территорий системами безопасности (видео, охрана, система доступа и др.); обеспечения безопасности детей при осуществлении перевозок общественным (специализированным) транспортом.

             Начиная с 2014 года, на профилактику самовольных уходов несовершеннолетних из семей и особенно из детских домов и интернатов, обращено особое внимание, поскольку многие из них становились жертвами преступлений, или того чаще, сами совершали противоправные действия.

             При проведении процессуальных проверок и расследовании уголовных дел по фактам безвестного исчезновения несовершеннолетних устанавливаются причины ухода из семьи и государственных учреждений, дается юридическая оценка действиям родителей (опекунов, попечителей), работников органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе по фактам непринятия мер к предотвращению угрозы жизни и здоровью детей, нарушения их прав и законных интересов.

             Проблема безвестного исчезновения несовершеннолетних, связанного с уходами из детских учреждений (детских домов, школ-интернатов) и семей по инициативе следственного управления рассматривалась на координационном совещании руководителей правоохранительных органов Хабаровского края, на коллегии следственного управления. Во исполнение постановления координационного совещания в следственном управлении издано указание, согласно которому при рассмотрении сообщений о безвестном исчезновении несовершеннолетних в каждом случае следует рассматривать вопрос о дактилоскопировании и получении образцов для геномной регистрации. К решению этой проблемы мы подключили всех уполномоченных должностных лиц.

             Как результат, за последние 3 года количество сообщений о безвестном исчезновении несовершеннолетних снизилось с 1738 (2014) до 583 (2017).

По инициативе следственного управления в УМВД края планируется создание единого банка данных, содержащего информацию о детях, находящихся в социально-опасных условиях, склонных к бродяжничеству, а также единой геномной и дактилоскопической  базы.

  В 2013 году в следственном управлении создан и функционирует Консультативный совет по вопросам оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В состав совета помимо сотрудников следственного управления входит представитель органов прокуратуры, а также представители УМВД края, министерств образования и науки и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае, директора детских учреждений.

  На заседаниях Консультативного совета обсуждаются  вопросы по защите прав и свобод несовершеннолетних, по профилактике правонарушений, привлечения  представителей общественности к решению вопросов успешной социальной адаптации  и постинтернатного сопровождения выпускников детских домов, специальных (коррекционных) и общеобразовательных школ-интернатов, иных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей сирот и детей ранее воспитывавшихся в семьях опекунов и попечителей.

  Дефекты оказания медицинской помощи.

  В последнее время в Хабаровском крае достаточно остро стоит вопрос об охране здоровья и квалифицированной медицинской помощи. Ежегодно в крае в больницах умирает примерно 3800 человек.

   В связи с возмущением пациентов работой Перинатального центра в мае 2015 года кардинально пересмотрена работа по обращениям граждан о дефектах оказания медицинской помощи. Мы проверяем их специальным путем. Как следствие в 2010-2014 г.г. возбуждалось всего 4-5 уголовных дел, в 2015 -38, 2016 -23 уголовных дела.

  Сообщения о преступлениях анализируемой категории в большей части поступали непосредственно от граждан (более 70% от числа поступивших), а также из средств массовой информации, органов прокуратуры, органов внутренних дел, 4 – из медицинских учреждений здравоохранения Хабаровского края в порядке исполнения Соглашения о порядке взаимодействия СУ СК России по Хабаровскому краю и министерства здравоохранения Хабаровского края, заключенного 11.08.2015, о случаях смерти детей.

 Следователи следственного управления при расследовании уголовных дел о ятрогенных преступлениях ориентированы на необходимость дачи оценки не только действиям лиц, совершивших деяние, но и работе системы оказания медицинских услуг в крае в целом.

  В целях предупреждения ненадлежащего оказания населению медицинской помощи в краевых государственных учреждениях здравоохранения, разработаны организационные мероприятия; приняты меры по усилению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;  организовано дополнительное обучение для сотрудников краевых учреждений здравоохранения; приобретено дополнительное специализированное медицинское оборудование для КГБУЗ «Родильный дом №2»; главный врач Родильного дома №2» привлечен к дисциплинарной ответственности, уволены глав.врач и рядовой врач КГБУЗ «Перинатальный центр», допустившие дефекты лечения и диагностики.

В 2016 году в суд направлено  3 уголовных дела, по нереабилитирующим основаниям прекращено 6 дел.

В этой ситуации мы связаны корпоративной профессиональной этикой врачей, но мы не отступаем и добиваемся своего.

 В условиях современной российской действительности остается актуальной проблема коррупции, противодействие которой является одним из приоритетов государственной политики, общенациональной задачей. Не секрет, что коррупционные преступления наносят существенный вред не только экономической безопасности государства, но и подрывают у населения авторитет государственной власти.

Воплощая в жизнь принцип равенства всех граждан перед законом, Следственный комитет Российской Федерации инициировал упрощение порядка возбуждения уголовных дел в отношении лиц особого правового статуса.

Вопросы выявления коррупции в высших эшелонах власти, ход и результаты расследования резонансных уголовных дел, в том числе в отношении высокопоставленных должностных лиц, регулярно докладываются Председателю Следственного комитета и находятся под его контролем.

        В 2016 году зарегистрировано 182 преступления коррупционной направленности, в суд направлено 94 уголовных дела на 113 преступлений.

 Фигурантами дел становились и простые граждане, и сотрудники УМВД, УФСИН, МЧС, главы районных администраций и городских поселений, депутаты, адвокаты, чиновники краевого уровня.

 Считаю необходимым отметить, что руководителям следственных органов ориентированы на взаимодействие с населением по вопросам получения объективной информации о возможных правонарушениях и преступлениях со стороны сотрудников органов внутренних дел. При проведении этой работы постоянно анализируются содержание информационных программ, телевидения, радио, иных публикаций о коррупционных проявлениях со стороны сотрудников полиции.

В 2016 году следственными подразделениями следственного управления рассмотрено 433 (АППГ-706) сообщения о преступлениях, совершенных должностными лицами органов внутренних дел, по результатам рассмотрения которых по 57 (АППГ-75) принято решение о возбуждении уголовного дела, по 342 (АППГ-463) об отказе в возбуждении уголовного дела. По ст.286 УК РФ зарегистрировано 333 сообщения (АППГ-441), из них связанных с применением насилия в отношении граждан 175 (АППГ-368).

 Основными заявителями о таких преступлениях являются лица, которые привлекаются к уголовной или административной ответственности, при этом, как следствие, избирают тактику обвинения сотрудников органов внутренних дел с целью избежать ответственности. Кроме того, ряд заявителей ошибочно полагают о совершении в отношении них противоправных действий сотрудниками полиции, как правило связанных с применением насилия, однако в ходе проверки в большинстве случаев установлено, что применение физической силы признается вынужденным и правомерным актом, направленным на пресечение совершения противоправных (преступных) действий со стороны граждан, в том числе заявителей.

Так, в 2016 году из 175 поступивших сообщений о преступлениях, связанных с применением насилия в отношении граждан (ч.3 ст.286 УК РФ), возбуждено лишь 3 (АППГ-9) уголовных дела. 

Всего в 2016 году по ст.286 УК РФ в отношении сотрудников органов внутренних дел возбуждено 9 уголовных дел; по ст.285 УК РФ - 4 ; по ст.ст.290-291.2 УК РФ - 16; по ст.292 УК РФ - 15  по иным составам преступлений 13 уголовных дел.     

  При проверке сообщений и расследовании уголовных дел анализируемой категории в обязательном порядке выясняется вопрос о наличии в органах прокуратуры, суда, Уполномоченного по правам человека сведений об обращениях граждан в отношении конкретного сотрудника полиции или отделов полиции с аналогичными жалобами с целью выявления серийности (системы) совершения противоправных действий.

Руководство следственного управления требует от подчиненных остро и бескомпромиссно реагировать на каждый факт злоупотребления по стороны сотрудников полиции, а также шире использовать результаты обращений граждан для выработки оптимальных управленческих решений.

Не менее активно следственное управление работает по пресечению преступлений экономической направленности, пресекая действия  должностных лиц, превышающих свои полномочия, так как полагают, что их действия останутся безнаказанными, действуя при этом из собственных убеждений.

Например, глава Новоургальского городского поселения, не желая нести затраты на содержание муниципального жилого фонда, предоставил в пользование, а затем передал в собственность 11 изолированных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, лицам, не состоящим на учете в качестве нуждающихся в этих жилых помещениях, чем совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан действительно нуждающихся в жилье.

 Директор КГКУ «Дом интернат для престарелых и инвалидов» Солнечного района по итогам работы за 2012 год выписал себе премию в размере 25 000 рублей, не имея  соответствующих полномочий (премия могла быть выплачена только на основании приказа министра здравоохранения). Уголовное дело прекращено за деятельным раскаянием, ущерб возмещен в полном объеме.

В условиях экономического кризиса бюджет Российской Федерации должен быть надежно защищен. Поэтому роль следственных органов в деле пополнения бюджета Российской Федерации налоговыми платежами для стабильного развития экономики трудно переоценить. В тесном контакте с налоговыми органами квалифицированно и качественно расследуются налоговые преступления, выявляются наиболее сложные схемы уклонения от уплаты налогов и сборов, устанавливается легитимность деятельности экономических структур, полнота уплаты ими налогов, от поступлений которых в казну напрямую зависит выполнение социальных программ, в том числе выплата зарплат, пенсий и пособий.

В 2016 году следственным управлением совместно с налоговыми и правоохранительными органами выявлено 37 налоговых преступлений (2015 - 30). Возбуждено 24 уголовных дела об уклонении от уплаты налогов в бюджеты всех уровней. В два раза увеличился размер ущерба, причиненного государству в результате совершения налоговых преступлений, составил 376 млн. рублей против 157 млн. в 2015 году. В ходе следствия возмещен ущерб на сумму 250 млн.руб или 66%, еще на 80 млн.руб.наложен арест на имущество.

В 2016 году следственное управление эффективно сработало по такой злободневной теме современности – невыплата заработной платы. 

Защита конституционных прав граждан на своевременное и в полном объеме получение вознаграждения за свой труд путем пресечения, раскрытия и расследования преступлений, связанных с невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, в настоящее время является одним из приоритетных направлений деятельности Следственного комитета России.

С целью повышения эффективности работы по выявлению преступлений анализируемой категории, в 2015 году между следственным управлением и Государственной инспекцией труда в Хабаровском крае заключено соглашение о порядке взаимодействия при выявлении преступлений о нарушении трудовых прав граждан, в том числе по ст.145.1 УК РФ.

В январе 2016 года следственным управлением, Правительством Хабаровского края, краевыми представителями Пенсионного Фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, ФССП, ФНС, ФСГР и др. контролирующими органами заключено соглашение о межведомственном взаимодействии и взаимном информационном обмене по соблюдению конституционных прав граждан на оплату труда и снижению неформальной занятости в Хабаровском крае.

С учетом значимости данного направления деятельности, в текущем году существенно изменилась форма взаимного сотрудничества между следственным управлением и Правительством Хабаровского края. Налажено тесное конструктивное взаимодействие с комитетом по труду и занятости Правительства Хабаровского края в целях обеспечения защиты государственных и общественных интересов от преступных посягательств в сфере труда. Сотрудники следственного управления ежемесячно принимают участие на заседаниях межведомственной комиссии по решению проблем просроченной задолженности по заработной плате и снижению напряженности на рынке труда при Правительстве Хабаровского края. Участие Следственного управления и принятие адекватных и своевременных мер позволило устранить задолженность по заработной плате в таких организациях как ОАО «ГИПРОДОРНИИ», ООО «ЭЖС», ООО «Лесные ресурсы», АО «ХРСК», НОУ «ВПО ДВИМБ» и др, руководители которых заслушивались на заседаниях указанной межведомственной комиссии при Правительстве Хабаровского края.

Так, по всем оконечным производством уголовным делам по нереабилитирующим основаниям ущерб возмещен в полном объеме в размере 109,910 млн. рублей перед 1029 работниками. Наложен арест на имущество организации и его руководства на общую сумму 23,6 млн. рублей.

Только тщательная организация планирования, хорошо налаженное взаимодействие с правоохранительными, контролирующими и надзорными органами, а также жесткий процессуальный контроль позволят нам добиться лучших результатов.

Все условия результативной следственной работы у нас имеются. Научная база Академии Следственного комитета, современные методики расследования, добротное криминалистическое обеспечение и достаточное финансирование позволяют нам работать ритмично и уверенно.

Следственный комитет оснащен самым современным криминалистическим оборудованием, что дает возможность в кратчайшие сроки решать наиболее сложные задачи по экспертному сопровождению предварительного следствия.

В связи с этим в Следственном комитете внедряются наиболее передовые средства и методики, созданы собственные экспертные подразделения, которые проводят уникальные исследования.

Перед следователями следственного управления стоит жесткая задача: ни одно преступление не может остаться нераскрытым, в том числе и совершенное в прошлые годы. «Для нас не существует понятия давности преступлений. Все те, кто совершает преступления или только замышляет нечто подобное, должны знать: рано или поздно они будут изобличены и понесут суровое и справедливое наказание». Подтверждением тому служит недавно раскрытое убийство девочки, совершенное в 1998 году.

В 2008г. возле автодороги Верино-Аргунск, района им.Лазо в металлической бочке обнаружен труп малолетней П, 1990 г.р., числящейся без вести пропавшей.

Отделом криминалистики инициировано проведение следственных действий: повторного осмотра и исследования вещественных доказательств, обнаруженных в бочке вместе с трупом (предметы одежды погибшей). При дополнительном осмотре, проведенном следователем-криминалистом, с использованием высокотехнологического оборудования -источника экспертного света ИКС-450, на колготках потерпевшей П. обнаружены следы, по характерным признакам схожие со следами спермы. Впоследствии, в ходе экспертизы установлено, что данные следы являются спермой, при генотипоскопическом исследовании которого получен генотип лица. В ходе дальнейшей работы установлено, что полученный генотип соответствует генотипу Зырянова А.Г., освобожденного из мест лишения свободы 24.02.2016, ранее проживавшего в одном населенном пункте с потерпевшей. Зырянову А.Г. предъявлено обвинение и избрана мера пресечения арест.

Всего три года следователями следственных подразделений следственного управления края окончено производством 184 уголовных дела относящихся к категории «прошлых лет». Из них 23 уголовных дела по фактам умышленных убийств, 17 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст.111 ч.4 УК РФ, 13 уголовных дела о половых преступлениях, 1 - о взяточничестве.

За четыре месяца 2017 года окончено производством 17 уголовных дел (АППГ- 20), относящихся к категории «прошлых» лет. В том числе окончено производством 3 уголовных дела об убийствах, 2 о причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего, 2 уголовных дела о половых преступлениях. Удельная доля дел о преступлениях, предусмотренных ст.105,111 ч.4, 131 и 132 УК РФ из числа оконченных (7) составляет 41% .

Следователей следственного управления ориентируют на то, чтобы в повседневном общении с людьми, которые обратились к ним со своей бедой, всегда помнить слова Анатолия Федоровича Кони, который сказал «…к работникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых ими функций».

Рассмотрение обращений граждан это одна из составляющих реализации конституционных прав граждан. От того, насколько внимательно мы рассматриваем обращения, от полноты данных им ответов,  зависит складывающееся отношение не только к нам и к Следственному комитету России в целом, но и ко всем органам власти.

В целях выполнения задач по совершенствованию работы с обращениями граждан, ведется работа по пресечению фактов волокиты и бюрократизма при рассмотрении обращений граждан; ужесточен спрос с должностных лиц, виновных в нарушении прав граждан; продолжена практика личного приема граждан, выездных приемов населения совместно с представителями правоохранительных органов, муниципальных образований, общественных организаций.

В 2016 году рассмотрено 2211 обращений (АППГ- 2209). Разрешено по существу 1286, что на 7,8 % меньше АППГ– 1395.

 На личном приеме принят 641 гражданин (АППГ – 771). Положительной оценки заслуживает практика совместного приема граждан с прокурором Хабаровского края, Уполномоченным по правам предпринимателей в Хабаровском крае. Неоднократно проводились приемы в Аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в ДФО.

Лично мною принято 152 (АППГ - 183) человека,  совершено 47 (АППГ – 44) выездов в  территориальные СО, в том числе географически удаленные, в ходе которых принято 100 (АППГ - 132) граждан.

Мы открыты для людей. На нашем сайте указаны прямые линии «Ребенок в опасности», «Сообщи о коррупции», порядок приема заявлений в электронном виде, т.е. в полной мере обеспечено право граждан на обращение в государственные структуры.

 

Подводя итог, не побоюсь сказать, что создание в Российской Федерации отдельного следственного органа - Следственного комитета Российской Федерации - несомненно, способствует более эффективному противодействию преступности и, как следствие, лучшей защите конституционных прав граждан страны, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

 

Доклад окончен. Благодарю за внимание.