«Институт уполномоченного по правам человека и его роль в правозащитной функции государства» / И.И. Чесницкий

24.03.2017

Можно с полным основанием сказать, что сама идея прав человека является общечеловеческой, в то же время имеет глубокие национальные российские корни.

Организация Объединенных Наций определяет права человека как права, которые присущи нашей природе и без которых мы не можем жить как люди. Права человека называют также «общим языком человечества». Вне зависимости от того, где живет человек, какой он национальности, вероисповедания и пола, он одинаково возмущается, когда его необоснованно обвиняют в чем то. Все мы противимся тому, чтобы нам указывали, как думать и во что верить. Каждый из нас хотел бы выражать открыто собственное мнение и обладать свободой выбора. И, разумеется, мы хотим, чтобы с нами обращались так же, как и с другими людьми, если, конечно, и с этими другими обращаются по человечески. Это и есть права человека: право на беспристрастное судебное разбирательство, право на свободу слова и совести, право не подвергаться дискриминации и т.д. То есть все то, что дает человеку возможность чувствовать себя полноценной личностью.

Как известно, угроза правам человека может исходить из двух основных источников. Это государство и сами люди.

Сегодня, в какой бы стране ни жил человек, его права находятся под защитой1.

Универсальным правозащитным механизмом, который на сегодняшний день существует в большинстве стран мир, является институт уполномоченных по правам человека или омбудсманов, появившийся в мире около двухсот лет назад.

Определение омбудсмана как уполномоченного законодательного органа, который призван разбирать жалобы граждан на злоупотребления бюрократического аппарата, дает Британская Энциклопедия (1972г.): «Омбудсман — это независимое публичное должностное лицо, которое расследует жалобы граждан на должностных лиц правительственных органов. Значительную часть его работы занимают жалобы на несправедливость или грубое обращение должностных лиц полиции, прокуроров или судей в таких делах, как жилищные, о взимании налогов, об участии в выборах, о выплате благотворительных пособий. После расследования жалобы омбудсман может отклонить ее с обоснованием своих действий. Либо он может искать способы исправления ситуации путем убеждения, предания дела гласности или, что редко, рекомендации о привлечении к ответственности».

Международная ассоциация юристов официально определяет омбудсмана как «службу, предусмотренную конституцией или актом законодательной власти и возглавляемую независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которое ответственно перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по своему усмотрению, и уполномочено проводить расследование, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады».

Российский энциклопедический словарь кратко определяет омбудсмана как «лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц».

Российская юридическая энциклопедия содержит сходное определение: «Омбудсман (от шведского – ombudsman) – в ряде стран специальное должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод граждан».

В классическом варианте уполномоченный по правам человека (в разных странах должность имеет другие названия, но чаще всего встречается «омбудсман»).

Родиной института уполномоченного по правам человека по праву считается Швеция, где еще в XIII в. омбудсманом назывался человек, который избирался для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Шведы и другие скандинавские народы переводили слово «омбудсман» как «полномочие», «поручение». Поначалу, в эпоху абсолютной монархии, омбудсманы были людьми короны, призванными контролировать от имени верховной власти деятельность чиновников и судей. По мере перехода к конституционной монархии омбудсман стал осуществлять надзор за администрацией от имени парламента, что и получило закрепление в Конституции Швеции 1809 г.

До Первой мировой войны институт омбудсмана представлял собой некую скандинавскую экзотику. А вот после Второй мировой войны он получил мощное развитие. Это было связано с необходимостью создания новых механизмов в области защиты прав и свобод человека. В это время были приняты международные правовые документы, гарантирующие соблюдение прав и свобод, такие как: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Конвенция против пыток и других жестких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Конвенция о правах ребенка (1989 г.) и др.

На сегодняшний день существует своеобразный международный кодекс, или свод законов, куда входят многочисленные соглашения и где изложены обязательства, которые правительства имеют по отношению к своим гражданам. За соблюдением этих обязательств следят не только множество общественных правозащитных организаций, но и международные органы: Комиссия по правам человека ООН, Совет Европы и Европейский суд по правам человека и др. Важную роль в этом деле играет и институт омбудсмена, выступающего в роли адвоката общества перед государством.

В настоящее время уже в 120 странах омбудсманы занимают свои должности. Необходимо отметить, что институт омбудсмана постепенно внедрился в конституционно-правовую среду не только европейских государств, но и стран Азии, Африки, Латинской Америки, США, Канады и др.

Согласно сложившейся зарубежной практике их профессиональная деятельность заключается в том, чтобы, сохраняя полную независимость от всех ветвей власти, основываясь на законе, принципах нравственности и внутреннем убеждении, осуществлять защиту отдельных лиц, считающих себя жертвами несправедливых действий властей, и следить за законностью решений органов государственной администрации. Институт парламентского уполномоченного или омбудсмена получил одобрение не только отдельных государств, но и мирового сообщества в целом.

С учетом национальных особенностей государств институт омбудсмана получал различные названия, приведу примеры: Парламентский уполномоченный по делам администрации Великобритании, Медиатор Франции, Комиссар по делам администрации Кипра, Проведор юстиции Португалии, Народный защитник Испании, Национальный омбудсман Нидерландов, Уполномоченный по правам гражданина Польши, Народный правозащитник Республики Хорватии, Адвокат народа Румынии, Парламентский омбудсман Литвы.

Однако сущность и признаки омбудсмана остаются неизменными – это:

1) независимость;

2) отсутствие у него исполнительной власти;

3) он не заменяет, а лишь дополняет существующие правозащитные учреждения, такие, как административные и судебные инстанции;

4) он обеспечивает законность и надлежащий уровень деятельности органов управления, особенно в тех областях, где решения принимаются по свободному усмотрению;

5) он осуществляет посредническую функцию в связи с усилением непонимания гражданами сложности управления. Последнее связано с тем, что, с одной стороны, омбудсман всюду находится на службе защиты прав и интересов граждан перед исполнительными органами как аппаратом власти, с другой стороны, омбудсман может объяснить, разъяснить гражданам необходимое и правильное административное действие, способствовать росту доверия между гражданином и исполнительной властью. В данной функции омбудсман представляет государство на пути от властного к демократическому управлению государственными делами.

Правовой институт омбудсмана принадлежит в равной мере и государству, и гражданскому обществу, поскольку он разрешает конфликты государственных и индивидуальных интересов. Как социальный институт гражданского общества омбудсман восстанавливает баланс «сил» государства и общества в области защиты прав и свобод. Он оказывает помощь гражданам, побуждая различные институты государства выполнять обязанности в отношении членов гражданского общества. Дублирующая «сеть безопасности» в виде омбудсмана «улавливает» ошибки и вскрывает несправедливости управления, оставшиеся вне поля зрения иных правообеспечительных органов.

В отличие от других институтов защиты гражданских прав и свобод омбудсман может руководствоваться не только правовыми нормами, но и правовыми принципами, действовать исходя из моральных соображений и идеалов справедливости.

Для омбудсмана не существует внешних, заранее заданных приоритетов: он полагается на собственный практический опыт деятельности в качестве защитника гражданских прав и свобод и демонстрирует саморегулирующие возможности гражданского общества. Сила института заключается в том, что он заключает в себе социальную власть общества.

Значение омбудсмана может быть оценено в рамках отношений «гражданин-администрация». Дополняя существующую систему гарантий правовой защиты, этот институт позволяет гражданам выразить свое отношение к административным актам и процедурам. Институт является легкодоступным, недорогим и необременительным способом урегулирования споров между государственными органами или должностными лицами и гражданами. Служба омбудсмана привлекательна для социально и политически незащищенных членов общества, которые могут положиться на ее помощь. Деятельность омбудсмана индивидуализирована, что повышает ее влияние и авторитет.

Его служба не угрожает административной системе, поскольку у него отсутствуют полномочия по принятию юридически обязательных решений. Это облегчает восприятие рекомендаций омбудсмана государственными служащими. Административные структуры чаще всего не препятствуют омбудсмановским расследованиям, так как омбудсман способствует в конечном счете упрочению публичного доверия к администрации, нейтрализации настороженного отношения членов гражданского общества к управленческому аппарату.

 

В России

В нашем государстве в период монархии, а затем советского строя, по известным идеологическим причинам дистанцировавшегося от европейских интеграционных сообществ и процедур имплементации многих норм международного права в национальное законодательство, конечно, не восприняло названные положения.

И лишь после распада СССР, на крутом изломе истории нашего Отечества, в условиях коренных преобразований российского общества, в одном из первых основополагающих актов нового демократического государства - Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР. Впервые в России предусматривается создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который «назначается Верховным Советом на срок 5 лет, подотчетен ему и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР». Однако на практике эта норма так и не была реализована.

Первой государственной правозащитной структурой на федеральном уровне был парламентский Комитет по правам человека, который прекратил свое существование в связи с роспуском Верховного Совета РСФСР в сентябре 1993 г.

Вторым историческим предшественником института Уполномоченного стала Комиссия по правам человека при Президенте РФ, созданная Указом Б.Н. Ельцина также в сентябре 1993 г. В состав Комиссии вошли многие известные правозащитники, общественные деятели, журналисты, юристы. Председателем Комиссии был известный правозащитник Сергей Адамович Ковалев, возглавлявший ранее Комитет по правам человека в Верховном Совете.

Затем данная проблема оказалась в центре внимания при подготовке проектов Конституции РФ. В итоге институту Уполномоченного по правам человека был присвоен статус конституционного. Несмотря на то, что в Конституции РФ нет специальной нормы, посвященной данному институту, упоминание об Уполномоченном по правам человека содержится в пункте «е» части 1 статьи 103 Конституции РФ, который относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. После закрепления института на конституционном уровне началась активная работа над проектом Федерального конституционного закона об Уполномоченном по правам человека в РФ.

Говоря о Конституции РФ, необходимо отметить, что она отразила кардинальные перемены, произошедшие в жизни российского общества, в его политике, экономике, духовной сфере. В ней закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государства. Для человека они являются условием достойного и свободного его существования, естественным правом на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого человек состоит; экономической и социальной предпосылкой для удовлетворения его жизненно насущных материальных и духовных потребностей.

После того, как был взят курс на демократизацию и устройство нового порядка в Российской Федерации, Государственная Дума в рамках межфракционного соглашения приняла решение возложить обязанности уполномоченного на С.А. Ковалева. Он был назначен Уполномоченным 17 января 1994 г., спустя полтора года освобожден от должности.

Говоря о первом Уполномоченном по правам человека в РФ нельзя не отметить, что спустя несколько месяцев после освобождения от должности он сыграл важную роль в спасении заложников, захваченных чеченской военизированной группировкой в одной из больниц г. Буденновска Ставропольского края в июне 1995 г. Бывший Уполномоченный по правам человека в РФ вместе с несколькими депутатами и журналистами стал добровольным заложником взамен захваченных граждан.

После освобождения С.А. Ковалева от должности пост омбудсмана оставался вакантен в течение трех лет. Только в 1998 г. российским федеральным Уполномоченным по правам человека был избран Олег Орестович Миронов. Доктор юридических наук, профессор Миронов стал первым юристом, занимавшим пост уполномоченного по правам человека в России. Миронову в короткие сроки удалось буквально с нуля организовать деятельность аппарата уполномоченного и наладить его активную работу.

Необходимо отметить, что институт омбудсмана в Российской Федерации начал функционировать в сложных социально- экономических условиях, в переломный исторический момент. На фоне общероссийского кризиса, смены общественно-экономической формации, на начальном этапе формирования аппарата, уполномоченные столкнулись с рядом проблем. К примеру, Олег Миронов в своем первом ежегодном докладе написал, что становлению института омбудсмана в России препятствовали правовой нигилизм в обществе, критическое отношение к новому органу ряда государственных служащих, безразличие органов государственной власти и должностных лиц, в обязанности которых входит обеспечение деятельности аппарата уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Несмотря на указанные проблемы, за пять лет работы Миронову все же удалось создать первый российский национальный институт для защиты прав человека. В иерархии государственных должностей должность Уполномоченного стала сравнима с должностью Председателя Конституционного суда. Значительно выросло количество работников аппарата Уполномоченного, улучшилось его материально-техническое обеспечение.

За прошедший период должность федерального государственного правозащитника последовательно занимали доктор исторических наук, профессор Владимир Петрович Лукин, проработавший на этой должности с 2004 по 2014 гг. Именно он начал активно содействовать формированию единой системы уполномоченных по правам человека в стране.

Преемницей В.П. Лукина 18 марта 2014 г. стала Элла Александровна Памфилова, известный российский политический, государственный и общественный деятель, в прошлом министр социальной защиты населения в правительствах Егора Гайдара и Виктора Черномырдина (1991−1994) и председатель Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (2004−2010). Освобождена от должности уполномоченного по правам человека в РФ с 28 марта 2016 г. Она, также внесла неоценимый вклад в развитие форм и методов государственной защиты прав человека, совершенствование правового регулирования его деятельности.

Сегодня должность федерального Уполномоченного занимает Татьяна Николаевна Москалькова – доктор юридических и философских наук, профессор, заслуженный юрист РФ, генерал-майор МВД в отставке.

С декабря 2007 г. по апрель 2016 г. она являлась депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместителем председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Занимала пост председателя Комиссии по законодательству и регламенту Парламентского собрания Союзного государства России и Беларуси, координатором российско-эстонских межпарламентских связей.

Говоря о деятельности государственного правозащитного института, нельзя не остановиться на нормативной базе, положенной в основу его деятельности.

Так, первым нормативным актом, целиком посвященным деятельности омбудсмана, стал Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

В законе определена цель создания института - обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный способствует:

- восстановлению нарушенных прав;

- совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

- развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

При осуществлении своих полномочий Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Юрисдикция, предоставленная Уполномоченному, позволяет ему, не принимая административно-властных решений, оценивать состояние государственной дисциплины по исполнению органами власти и должностными лицами конституционных обязательств государства о признании и соблюдении прав человека, эффективность демократических механизмов осуществления ими властных полномочий, их соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права и международным обязательствам Российской Федерации.

Правозащитная деятельность Уполномоченного, в отличии от служебной деятельности правоохранительных, контролирующих и надзорных органов, связана с оценкой соблюдения общепризнанных стандартов благополучного существования человека и обеспечения достойного качества его жизни, измеряемых не уровнем правонарушений и состоянием правопорядка, а ценностью человеческой личности и заботой о ней.

В реализации возложенных на него обязанностей Уполномоченный руководствуется тем, что человек, его права и свободы в соответствии со ст.2 Конституции РФ признаются высшей ценностью, а конституционной обязанностью демократического правового государства является их признание и защита.

В связи с этим меры по защите прав человека, которые предлагаются Уполномоченным, обусловлены важностью соблюдения демократизма законотворческого процесса; приведения национальной правовой системы и правоприменительной практики в соответствие с требованиями о гарантиях безопасности граждан от нарушений их прав и свобод; устранения недобросовестного отношения должностных лиц к исполнению законов и своего служебного долга; обеспечения беспристрастности и справедливости правосудия. При этом залогом успеха деятельности Уполномоченного являются защищаемая им справедливость и гуманизм выполняемой миссии.

Он рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Уполномоченный также ежегодно публикует Доклад о своей деятельности. Например, в Докладе за 2015 г. основное внимание было уделено федеральным Уполномоченным существующим источникам угроз. Это коррупция, терроризм, наркотизация и алкоголизация, а также дорожно-транспортные происшествия. «Вышеперечисленное ‒ всего лишь часть вызовов, угрожающих основополагающему неотчуждаемому праву на жизнь», ‒ говорится в докладе. «Необходимо также обратить внимание на эпизодичность и бессистемность государственных мер по восстановлению человеческого и социального капитала в той степени, которая обеспечила бы необратимость положительных тенденций в развитии человеческого потенциала».

Другими словами, исходя из содержания Федерального конституционного закона, институт Уполномоченного в России есть составная часть единообразной системы государственной защиты прав и свобод граждан. Он является посредником между властью и человеком, не подменяет деятельность других государственных органов, а лишь способствует выполнению установленных для них законом функций в интересах обратившегося лица. При этом сам институт Уполномоченного по правам человека не входит ни в одну из ветвей власти, не наделен властно-распорядительными функциями.

Как отмечает В.П. Лукин, «институт омбудсмана является своеобразным связующим мостом между властью и обществом, поскольку он разрешает конфликты государственных и личных интересов. Дублирующее звено мониторинга прав человека в виде омбудсмана улавливает ошибки и вскрывает несправедливости управления, оставшиеся вне поля зрения иных обеспечивающих соблюдение прав органов».

Там, где нет института уполномоченного по правам человека, система оказывается неполной, а граждане лишаются одного из средств защиты своих прав и свобод. Несомненно, он нужен и важен для государства и востребован обществом.

 

Уполномоченные в субъектах Российской Федерации

Наряду с появлением Уполномоченного по правам человека в России на федеральном уровне, большую роль в становлении государственной защиты прав человека стали играть региональные уполномоченные по правам человека

Первым субъектом Российской Федерации, с которого началось становление института уполномоченных по правам человека в российских регионах, стала Республика Башкортостан. Закон «Об уполномоченном по правам человека в Республике Башкортостан» был подписан президентом Республики 29 апреля 1996 г. Первым уполномоченным по правам человека из всех субъектов РФ 27 декабря 1996 г. стал Чингиз Бареевич Газизов, работавший до этого первым заместителем прокурора Республики. В этот день он был назначен Государственным Собранием Республики на должность уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека, принял присягу и вступил в должность.

Вторым по времени появления региональным омбудсманом в Российской Федерации стал уполномоченный по правам человека в Свердловской области Виталий Владимирович Машков, избранный 1 ноября 1997 г. (Закон «Об уполномоченном по правам человека Свердловской области» был подписан губернатором еще 14 июня 1996 г.).

В третьем субъекте – в Смоленской области закон «Об уполномоченном по правам человека в Смоленской области» был принят Смоленской областной Думой 3 марта 1998 г. и подписан губернатором 10 апреля того же года. Первым областным уполномоченным стал Вячеслав Николаевич Осин, избранный Смоленской областной Думой 10 декабря 1998 г., юрист, первый заместитель председателя комитета по социальной защите населения администрации области.

Всего же, в период с 1997 г. и до конца 2000 г. из 89 субъектов Российской Федерации должность Уполномоченного была учреждена лишь в пяти – Республике Башкортостан, Свердловской, Смоленской, Астраханской, Саратовской областях и Республике Татарстан, Волгоградской области.

Вплоть до 2001 г. региональный омбудсман оставался редкой должностью – подавляющее большинство субъектов Российской Федерации не спешило вводить у себя этот пост.

С 2001 г. началось массовое введение в российских регионах должностей омбудсманов. Таким образом, до 2016 г. Уполномоченные появились во всех регионах России, кроме Тувы и Чукотского автономного округа, в этих регионах омбудсманы появились в 2016 г.

Большую роль в создании института уполномоченного в субъектах России на первом этапе сыграли комиссии по правам человека, которые функционировали при главах многих субъектов. Зачастую именно комиссии по правам человека в целом или отдельные их члены, представители как государственных, так и общественных структур, выступали инициаторами создания института Уполномоченного по правам человека в своих субъектах. А в некоторых субъектах происходила логическая «трансформация» отдельных комиссий в институт Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

Нормативную базу, положенную в основу деятельности региональных Уполномоченных по правам человека составляют:

- законы субъектов Российской Федерации;

- Федеральный закон от 06.04.2015 № 76-ФЗ дополнивший Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» новой главой, состоящей из статьи 16.1, регулирующей основные положения деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ и обеспечивающей независимую и максимально эффективную государственную защиту прав граждан.

 

В Хабаровском крае

В Хабаровском крае институт уполномоченного по правам человека появился в 2006 г. с принятием Закон края от 31.07.2006 № 44 «Об Уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае». Статья 1 Закона постановила: «В целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также для ее осуществления в Хабаровском крае учреждается должность уполномоченного по правам человека в крае».

«Уполномоченный назначается на должность Законодательной Думой Хабаровского края по представлению Губернатора Хабаровского края открытым голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов Думы» (редакция Закона от 31.07.2006).

Постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 27.09.2006 № 431 Уполномоченным по правам человека в Хабаровском крае 27 сентября 2006 г. был назначен Березуцкий Юрий Николаевич – кандидат технических наук, с 1991 года по 2006 год – проректор-помощник ректора по общим вопросам Дальневосточного государственного университета путей сообщения, с 2000 по 2006 гг. депутат Хабаровской городской Думы. Повторно назначен Уполномоченным по правам человека в Хабаровском крае в 2011 г. в связи с иссечением срока полномочий.

За первые полгода деятельности государственного правозащитного института в крае были созданы все необходимые правовые, организационные и финансовые основы его деятельности. Образован аппарат Уполномоченного в составе руководителя аппарата и двух отделов: отдела по восстановлению прав граждан и отдела информации и организационно-правового обеспечения. Всего в аппарат входило 15 человек. Была создана и начала активно работать приемная граждан в г. Хабаровске.

Среди основных задач уполномоченного краевое законодательство определяет такие как:

- содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина;

- содействие совершенствованию краевого законодательства в части соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

- участие в правовом просвещении населения края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.

 

Задача по оказанию содействия в восстановлении нарушенных прав и свобод человека и гражданина в первую очередь решается посредством рассмотрения письменных обращений и жалоб граждан, а также оказания им необходимого юридического консультирования в ходе устных обращений.

За десятилетний период деятельности к Уполномоченному обратилось 53 694 человека. Среди них обращения как жителей Хабаровского края, так и жителей других регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Рассмотрено 32 731 письменное обращение граждан, практически по каждому третьему обращению оказано содействие в восстановлении нарушенного права.

В общей структуре обращений граждан, как в начале деятельности правозащитного института в крае, так и сейчас, лидируют обращения касающиеся вопросов защиты социальных прав граждан (за 10-летний период деятельности поступило 16150 обращений, каждый третий обратившийся получил помощь в решении своей проблемы, остальные обратившиеся не исчерпавшие правовых средств защиты своих прав, получили разъяснения и рекомендации о формах и методах их дальнейших действий).

В данной группе прав лидируют обращения о нарушении жилищных прав граждан, в том числе жалобы о предоставлении жилых помещений, приватизации, о разъяснении порядка улучшения жилищных условий отдельным категориям граждан и об исполнении государственных гарантий улучшения жилищных условий отдельным категориям граждан, а также вопросы, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством и предоставлением жилищно-коммунальных услуг, деятельностью управляющих организаций.

Далее по количеству, в рассматриваемой группе прав, следуют обращения по вопросам социального обеспечения и социальной защиты, включающие в себя обращения о размере и порядке предоставления социальных льгот и выплат различным категориям населения, обращения по поводу назначения и пересмотра размера пенсий, денежных компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, по вопросам назначения и выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей. Вопросы социальной защиты населения отражают проблемы пенсионеров, инвалидов и других незащищенных слоев населения.

Не менее многочисленны обращения граждан, посвященные вопросам в сфере здравоохранения, в том числе жалобы на качество медицинского обслуживания и бесплатного лекарственного обеспечения; просьбы об оказании помощи в направлении на обследование и санаторно-курортное лечение, на проведение судебно-медицинской экспертизы; обращения по вопросам функционирования организаций здравоохранения; некорректного поведения персонала медицинских учреждений.

Из года в год сохраняется высокий уровень обращений о защите гражданских (личных) прав (за 10 лет поступило 9793 обращения; оказана помощь по 38,7% обращений, по 58,3% - даны разъяснения, 3% обращений направлены по подведомственности). Основу обращений данной группы (90%) составляют жалобы на работу судебных органов, в том числе несогласие с действиями судей и с вынесенными судебными актами, неисполнением (несвоевременным исполнением) судебных постановлений.

Далее, по количеству, в рассматриваемой группе прав, следуют обращения по вопросам безопасности и охраны правопорядка. Чаще всего граждане обращались к омбудсману в связи с уголовным преследованием, с применением в отношении них (их близких) психологического либо физического давления в ходе предварительного расследования. Кроме того, выражали негодование по поводу неполучения ответа на обращение направленное в адрес правоохранительных органов, либо непринятия ими мер реагирования по обращениям.

Не менее многочисленны обращения, посвящённые вопросам уголовного права и исполнения наказания. Основу данной группы обращений составляют жалобы осужденных, арестованных, обвиняемых (подозреваемых) и их родственников на приговоры судов, постановления об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, на работу следственных и судебных органов.

Незначительно, по сравнению с предыдущими периодами возросла в 2016 году доля обращений по защите экономических прав граждан (за 10 лет поступило 1831 обращение). Структуру обращений граждан о защите данной категории составляют жалобы о нарушении градостроительного законодательства, о нарушении застройщиком сроков строительства и передачи объекта долевого строительства, о предоставлении земель под индивидуальное жилищное строительство. Увеличение обращений данной категории может свидетельствовать о постепенном укреплении и развитии рыночных отношений в сфере строительства жилья, а также о том, что граждане все более прочно позиционируют себя в качестве собственников объектов недвижимости.

Также, на рост доли общений о защите экономических прав граждан повлияло увеличение количества обращений по вопросам финансовой сферы и банковской системы, сферы агропромышленного комплекса, а также защиты прав потребителей.

Основу обращений граждан по вопросам финансовой сферы и банковской системы составляют жалобы о нарушении деловой этики сотрудниками кредитных учреждений; нарушении банком сроков перевода денежных средств; недоступности финансовых услуг в отдаленных районах края.

В число обращений граждан в сфере агропромышленного комплекса входят вопросы выделения земельных участков для строительства и фермерства, жалобы на нарушения права собственности на землю и проблемы при оформлении земельного участка в собственность. Так, выявляются проблемы с получением бесплатного земельного участка под садоводство и огородничество, многодетные семьи обращаются с просьбой разъяснить положения краевого закона о предоставлении в собственность земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей. Также поступают обращения от молодых семей о возможности получения бесплатного земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство.

Наименее многочисленна доля обращений, касающихся вопросов защиты политических и культурных прав граждан (за 10 лет поступило 229 обращений). Прошедшие выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва не внесли существенных изменений в тематику обращений граждан в данной группе прав. В частности, в 2016 году в адрес Уполномоченного поступило всего одно обращение о нарушении избирательных прав граждан.

В целом, структуру обращений данной категории составили предложения граждан по вопросам совершенствования законодательства, а также вопросы неудовлетворительной работы органов местного самоуправления.

Обращения по вопросам защиты культурных прав граждан касались работы руководителей органов и учреждений культуры, работы средств массовой информации (телевидение, радио, пресса) и сохранении в края памятников архитектуры, истории и культуры.

Говоря о деятельности государственного правозащитного института важно подчеркнуть, что при её осуществлении Уполномоченный не может действовать обособленно. Для наиболее эффективной реализации своих полномочий по восстановлению нарушенных прав граждан ему необходимо исполнять возложенные на него функции совместно с государственными, общественными и другими органами и структурами. Ведь именно от качества такого взаимодействия зависит уровень удовлетворенности жизнью, обеспечения прав и свобод граждан, в том числе, в Хабаровском крае.

В качестве механизма взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае, как и в других субъектах РФ, с другими структурами было выбрано подписание соглашений о сотрудничестве, которой не только позволяло начать процесс взаимодействия, но и установить права и соответствующие обязанности сторон данного Соглашения.

На сегодняшний день Уполномоченным заключено 12 соглашений о сотрудничестве и взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и иными организациями. Среди наших партнеров:

- прокуратура Хабаровского края;

- следственное управление следственного комитета РФ по Хабаровскому краю;

- управление Министерства внутренних дел РФ по Хабаровскому краю;

- управление Федеральной службы исполнения наказаний РФ по Хабаровскому краю;

- управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю;

- отделение Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю и ряд других.

Отмечу, что наличие таких Соглашений обеспечивает возможность проведения совместных проверок по фактам нарушений прав и свобод граждан, принятия мер дисциплинарного характера к виновным должностным лицам, а также позволяет проводить совместную работу, направленную на выявление системных нарушений прав граждан. К примеру, в рамках Соглашения со Следственным управлением Следственного комитета РФ по Хабаровскому краю, была создана межведомственная рабочая группа по изучению состояния соблюдения прав и свобод человека в сфере уголовного судопроизводства на досудебной стадии.

Рабочая группа создана для изучения и обобщения вопросов, связанных с соблюдением прав и свобод человека, проведения мониторинга рассмотрения и разрешения жалоб граждан о нарушениях их прав и свобод в рамках уголовного судопроизводства на досудебной стадии; внесения предложений о принятии необходимых мер по устранению выявленных фактов нарушений законодательства в области прав и свобод человека; подготовки предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего уголовно-правовые отношения.

В 2015 году в рамках работы межведомственной рабочей группы была разработана и, в последующем, представлена Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Э.А. Памфиловой система социальной адаптации (ресоциализации) для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Внедрение данной системы, для начала, в нескольких субъектах Российской Федерации (в целях апробации), а в последующем на территории всей страны, позволит не только обеспечить безопасность населения, но и укрепить законность и правопорядок.

Если говорить о взаимодействии с органами исполнительной власти Хабаровского края, то в последние годы бесспорным лидером в вопросах взаимодействия были краевые министерства, осуществляющие деятельность в социальной сфере – жилье и коммунально-бытовое обслуживание, здравоохранение и социальное обеспечение.

Среди основных форм взаимодействия уполномоченного с краевыми министерствами, на протяжении последних лет, остается совместное проведение проверок случаев нарушения прав и законных интересов граждан, а также проведение плановых посещений соблюдения прав человека в различных стационарных учреждениях (психоневрологических интернатах, интернатах для инвалидов и престарелых и т.п.).

Особое внимание, в рамках существующего взаимодействия между уполномоченным и краевыми министерствами, оказывается организации и проведению совместных выездных приемов в муниципальных образованиях края.

В текущем году рамки проведения выездных приемов будут расширены. В частности, по договоренности с Дальневосточной железной дорогой, специалисты аппарата Уполномоченного включены в число участников передвижного диагностического центра – медицинского поезда «Терапевт Матвей Мудров».

В рамках выездной приемной Уполномоченного по правам человека, открытой на базе медицинского поезда, будут проводиться приемы граждан, оказываться бесплатная юридическая помощь и, при необходимости проведения дополнительной проверки, приниматься письменные обращения.

Благодаря этому жителей отдаленных поселков смогут получить не только медицинскую, но и юридическую помощь. Первая поездка состоится уже в апреле текущего года.

Также, в 2017 году, планируется освоить видеоконференцсвязь для проведения приемов и юридического консультирования граждан. Это сделает государственный правозащитный институт более доступным для жителей граждан Хабаровского края. Безусловно, в большей степени это касается именно жителей удаленных районов края.

Данная работа позволит решить сразу несколько задач.

Во-первых, это предоставление жителям отдаленных муниципальных образований края возможности решения возникших у них вопросов при участии Уполномоченного.

Во-вторых, это проведение подобных приемов позволит получать от жителей «горячую» информацию о существующих в муниципальных образованиях проблемах, связанных с нарушением прав человека.

И, в третьих, позволит институту уполномоченного выявлять нарушения, которые носят системный характер, устанавливать их причину и предлагать пути её устранения в зависимости от того, где она находится – в законодательной ли области, в совершенствовании ли работы исполнительных органов власти или иных субъектов гражданско-правового поля.

Необходимо отметить, что большую поддержку Уполномоченному, в деятельности по выявлению системных нарушений прав граждан и, в дальнейшем, в совершенствовании законодательства в части соблюдения прав и свобод человека и гражданина оказывают депутаты Законодательной Думы Хабаровского края.

К примеру, только за последние годы было выявлено 18 проблем, требующих законодательного урегулирования как на краевом, так и на федеральном уровнях. Ряд из них уже урегулирован сегодня, в том числе:

– установление административной ответственности за совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан, пребывающих в жилых домах и общежитиях, в дневное время (принят Закон Хабаровского края от 19.02.2016 № 167 «О внесении изменений в статью 34 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях»);

– создание механизма резервирования рабочих мест наиболее подходящих для лиц с ограниченными возможностями (Законом Хабаровского края от 22.09.2015 № 113 «О внесении изменений в отдельные законы Хабаровского края» внесены изменения в статью 4 Закона Хабаровского края от 28.04.1999 № 119 «О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае»);

- закрепление срока принятия представительным органом муниципального образования решения об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования – не позднее чем через 30 дней с дня вступления решения суда в законную силу (принят Закон Хабаровского края от 10.03.2016 № 170 «О внесении изменений в Закон Хабаровского края «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Хабаровском крае»).

Ряд предложений находятся в настоящее время на рассмотрении законодательного органа Российской Федерации.

Остальные продолжают оставаться в сфере нашего внимания.

Правообразование это довольно длительный по времени процесс формирования юридической нормы. Поэтому, не редко, между предложением уполномоченного об устранении факта выявленного нарушения прав и законных интересов граждан и принятием, изменением или отменой нормы, нарушающей указанные права и законные интересы проходит не один месяц. Так, к примеру, в конце 2012 года уполномоченным в Законодательную Думу Хабаровского края было направлено обращение о рассмотрении законодательным органом края вопроса по внесению в Закон Хабаровского края от 25.04.2007 № 119 «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» нормы, которой бы предусматривалась компенсация расходов (части расходов) по оплате найма жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до исполнения перед ними обязательств по предоставлению жилого помещения из государственного жилищного фонда края.

Положительно решить данный вопрос удалось только в ноябре 2013 года.

На протяжении последних пяти лет Уполномоченным велась работа по внесению изменений в федеральное законодательство в части, регламентирующей процедуру подачи ходатайств об отсрочке отбывания наказания в порядке статьи 82 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В частности, краевым депутатам было предложено выйти с законодательной инициативой по внесению изменений в статью 177 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 16 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в части:

- разграничения полномочий государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и родственников осужденного по предоставлению документов (сведений), необходимых для подачи в суд ходатайства об отсрочке отбывания наказания в порядке статьи 82 Уголовного кодекса Российской Федерации,

- наделения органов опеки и попечительства полномочиями по обследованию условий проживания с ребёнком лиц, ходатайствующих перед судом об отсрочке отбывания наказания.

В настоящее время законопроект согласован со всеми заинтересованными ведомствами и в ближайшее время будет представлен на рассмотрение краевым парламентариям для решения вопроса о его направлении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Необходимо отметить, что ряд предложений Уполномоченного реализован исполнительными органами власти Хабаровского края, среди них:

- создание механизма, направленного на выявление и ликвидацию неучтенного фонда недвижимости, представляющего потенциальную опасность для жизнедеятельности населения;

- принятие регионального Кодекса профессиональной этики медицинского работника (в феврале 2015 году министерство здравоохранения Хабаровского края разработало и утвердило Типовой кодекс этики и служебного поведения работников краевых государственных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Хабаровского края. На основе Типового кодекса в каждом лечебном учреждении разработаны и приняты свои Кодексы, которые содержат основные принципы профессиональной служебной этики и правила служебного поведения для всех работников этого учреждения, независимо от занимаемой ими должности. Более того, министерством здравоохранения края рекомендовано краевым государственным учреждениям включать в трудовые договоры со своими работниками условие об обязанности работников соблюдать положения утвержденного в учреждении Кодекса в процессе своей служебной деятельности, а за несоблюдение или нарушение данной обязанности привлекать работников к дисциплинарной ответственности);

- установление дифференцированного размера минимальной заработной платы в Хабаровском крае. Величина для каждого муниципального района установлена в зависимости от его удаленности и климатических условий (Соглашение о дифференцированном подходе к минимальной зарплате было подписано в 24.03.2016, полномочным представителем Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов, региональным объединением работодателей «Союз работодателей Хабаровского края» и Правительством Хабаровского края. С 01.04.2016 в крае появилось три расчетные группы. На Крайнем Севере — в Охотском и Аяно-Майском районах — минимальная зарплата составила 15 тысяч 510 рублей и 14 тысяч 269 рублей соответственно. В районах, приравненных к Крайнему Северу (Амурском, Ванинском, Верхнебуреинском, Комсомольском, Николаевском, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванском, Солнечном, Тугуро-Чумиканском, Ульчском, а также в Комсомольске-на-Амуре) минимальная зарплата составила 12 тысяч 408 рублей. В южных районах края (Бикинском, Вяземском, имени Лазо, Нанайском, Хабаровском, а также в городе Хабаровске) — 11 тысяч 414 рублей. До принятия указанного выше Соглашения минимальный размер оплаты труда для всех районов Хабаровского края был равный и составлял 9 тысяч 485 рублей);

- внесение изменений в Перечень основных мероприятий государственной программы Хабаровского края «Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае» в части уточнения мероприятий и включения в него такого мероприятия, как обеспечение питанием студентов из числа коренных народов, обучающихся на отделениях народов Севера в профессиональных образовательных организациях края.

В текущем году планирует продолжить начатую ранее работу и, безусловно, не оставлять без внимания новые системные проблемы, если таковые будут выявлены.

Отмечу, что эта работа, как раньше, так и сегодня, будет проводиться при участии специалистов и экспертов.

Необходимо отметить, что до 2016 года, такие специалисты и эксперты, оказывающие Уполномоченному консультативную помощь, были включены в состав Общественного совета при Уполномоченном.

Первый Общественный совет был создан в сентябре 2007 года и в его состав вошли 21 человек. В том числе – депутаты Законодательной Думы края, представители некоммерческих правозащитных организаций, краевого объединения организаций профсоюзов, УВД края, Дальневосточного военного округа, управления федеральной службы исполнения наказаний в Хабаровском крае, краевого совета ветеранов войны и труда, молодежного движения «Мой край».

Среди вопросов, которыми занимался совет, проблемы экологии Амура, окружающей природной среды, соблюдения прав осужденных и лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, проблемы военнослужащих, в том числе солдат срочной службы, социальной поддержки малоимущих граждан.

Однако теперь это история. Роль Общественного совета будет перенесена на новый общественный орган при Уполномоченном – в текущем году будет создан экспертный совет. Уже сегодня в качестве основных задач Экспертного совета определены:

- оказание консультативной, аналитической, организационной и иной помощи Уполномоченному при реализации его полномочий в сфере защиты прав и законных интересов предпринимателей в крае;

- информирование Уполномоченного о положении дел в сфере соблюдения прав и законных интересов предпринимателей;

- подготовка рекомендаций органам государственной власти края, органам местного самоуправления муниципальных образований края и иным организациям и должностным лицам о соблюдении прав и свобод граждан;

- подготовка заключений на проекты нормативных правовых актов края, затрагивающих права и законные интересы граждан;

  • анализ информации о массовых и (или) грубых нарушениях прав и свобод граждан и выработка вариантов решений по данным вопросам и многое другое.

Координационный совет уполномоченных по правам человека в Дальневосточном федеральном округе.

Координационный совет является постоянно действующим, совещательным, экспертно-консультативным коллегиальным органом по вопросам совершенствования механизмов защиты прав и свобод человека, становления и развития института уполномоченных по правам человека в Дальневосточном федеральном округе.

Как следует из названия, в его состав входят Уполномоченные по правам человека, осуществляющие свою деятельность на территории Дальневосточного федерльного округа.

Основными задачами Координационного совета являются:

  • координация и методическое сопровождение деятельности уполномоченных по правам человека в Дальневосточном регионе, а также неправительственных правозащитных организаций, расположенных на территории округа;

  • содействие совершенствованию законодательных и исполнительных механизмов обеспечения и защиты прав человека и гражданина;

  • содействие государственным органам и органам местного самоуправления Дальневосточного федерального округа в укреплении международного сотрудничества в области обеспечения прав и свобод человека.

9 июня 2014 года в г. Москве, в рамках встречи российских Уполномоченных по правам человека, состоялось одно из заседаний Координационного совета Уполномоченных по правам человека в ДФО. Основной темой заседания стало принятие Положения о Координационном Совете Уполномоченных по правам человека в ДФО и избрание Председателя Совета.

Члены Совета единогласно доверили возглавить Координационный Совет Уполномоченному по правам человека в Хабаровском крае Юрию Николаевичу Березуцкому.

Необходимо отметить, что на тот период на территории Дальневосточного федерального округа государственный институт защиты прав и законных интересов граждан был создан лишь в 7 субъектах из 9. Должности уполномоченного по правам человека отсутствовали в Чукотском автономном округе и Магаданской области.

22 ноября 2016 года, по инициативе Уполномоченного по правам человека в Приморском крае, состоялось внеочередное заседание совета, на котором члены Совета также единогласно, доверили мне возглавить Координационный Совет Уполномоченных по правам человека в ДФО.

Координационный совет – это перспективная структура с большим потенциалом. Он является связующим звеном в системе взаимодействия федерального Уполномоченного по правам человека с коллегами в регионах.

Координационный совет занимается обобщением проблемных вопросов, возникающих на территории федерального округа, а также привлекает к рассмотрению системных нарушений прав все субъекты, входящие в состав одного федерального округа и другие заинтересованные структуры. Этим обеспечивается глубокое изучение проблемной ситуации, установление причин её возникновения и выработка оптимальных вариантов её решения.

Более того, председательство в Координационном совете Уполномоченных по правам человека в ДФО позволило мне стать участником Совета Уполномоченных по правам человека.

Совет Уполномоченных по правам человека является консультативного и совещательным органом, созданным при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.

Совет включает в себя по одному представителю от каждого федерального округа из числа уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации (как правило, это председатели Координационных советов Уполномоченных в федеральных округах).

Необходимо отметить, что участие в Совете Уполномоченных по правам человека является, по сути, одним из возможных каналов в реализации наших предложений по совершенствованию законодательства на федеральном уровне.

В свое время, Уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае Березуцкий Ю.Н., как один из опытных правозащитников в Дальневосточном федеральном округе, был избран на должность заместителя председателя Совета российских уполномоченных.

 

Работа с молодежью

Бесспорным приоритетом в деятельности государственного правозащитного института является работа с молодёжью. Так, начиная с 2007 г. фактически партнёром в работе Уполномоченного стала Молодежная общественная палата при Законодательной Думе края. Студенты, работая в общественной палате, приобретают бесценный опыт правоприменительной деятельности при поддержке и наставничестве юристов аппарата Уполномоченного. Более того, отмечу, что сегодня одним из сотрудников аппарата Уполномоченного работает один из таких студентов (консультант Шпилько С.О.).

В 2014 году работа с молодежью вышла на новый уровень, в Дальневосточном институте управления учреждена внештатная кафедра при Уполномоченном по правам человека в Хабаровском крае. Первостепенной задачей кафедры является создание многоступенчатой системы, позволяющей студентам ВУЗа профессионально расти не только получая теоретические знания, но дополнять их практическими навыками работы в области защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

В текущем году планируется расширить работу кафедры за счет привлечения преподавателей и студентов института к работе направленной на повышение уровня правовой культуры жителей Дальневосточного региона. Это планируется реализовать, в том числе, за счет:

- подготовки методических (информационных) материалов в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

- разработки методических материалов для проведения в школах края уроков правовой грамотности. Проведение, к примеру, в день Конституции Российской Федерации, во всех школах Хабаровского края уроков правовой грамотности будет способствовать становлению личности, которая уважает права человека, законы страны и исполняет предписания права.

Также, в совместные планы Уполномоченного и Дальневосточного института управления филиал РАНХиГС на 2017 г. входит учреждение и проведение ежегодной межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина: региональное измерение». Данная конференция может стать единой площадкой, на которой научное и правозащитное сообщества могли бы обмениваться мнениями по проблемным вопросам в области защиты прав и законных интересов граждан.

Как Вам известно, в конце 2016 г. состоялась краевая Олимпиада по праву («Правовой Олимп – 2016») среди студентов и магистрантов высших учебных заведений края.

Организаторами и учредителями краевой Олимпиады являются институт Уполномоченного и Дальневосточный институт управления. Олимпиада учреждена в целях создания условий для подготовки конкурентного кадрового резерва специалистов в области государственного управления и правового регулирования, а также привлечения талантливой молодежи к обсуждению проблем в области правового регулирования.

Сегодня прорабатывается вопрос о переводе этой Олимпиады из регионального уровня на уровень федерального округа. Если задуманное удастся осуществить, то в 2017 г. г. Хабаровск станет не только спортивной, но и правовой столицей Дальнего Востока (столицей юридической грамотности).

Говоря о юридической грамотности, нельзя обойти стороной такую задачу института уполномоченного по правам человека, как участие в правовом просвещении населения края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.

Среди мер, направленных Уполномоченным на распространение правовых знаний, можно выделить такие, как:

1) выпуск статей в печатных СМИ. Впервые подобный материал вышел в 2007 году в газете «Амурский меридиан», под рубрикой «Добро пожаловаться!». В данной рубрике начали публиковаться ответы Уполномоченного на вопросы, волнующие жителей края.

В 2015 году подобный проект под рубрикой «Спроси у омбудсмана», появился в еженедельной общественно-политической газете «Хабаровский край Сегодня».

Также, для расширения информационного поля периодически публикуются обзорные и проблемные материалы, интервью, заметки, комментарии, сообщения в различных печатных изданиях – «Тихоокеанская звезда», «Коммерсант» - Дальний Восток», «Аргументы и факты» - Дальинформ», «КП» в Хабаровске», «Российская газета» и многих других.

2) практикуются выступления Уполномоченного в программах телевидения. К примеру, с 2012 г. по 2015 г. на телекомпании «Губерния» выходил ежемесячный цикл программ под рубрикой «Территория права», посвященных наиболее актуальным вопросам защиты прав и свобод граждан. Темы передач определяли обращения и предложения жителей Хабаровского края, а также наиболее актуальные события и проблемы жизни края. Это, пожалуй, был один из самых интересных проектов, с точки зрения формы подачи информации, её познавательности. К откровенному разговору о проблемах края, страны и общества приглашались правозащитники, активисты общественных, некоммерческих организаций и, конечно же, представители государственных структур. Самое непосредственное участие в программе принимали и жители края как посредством участия в интерактивном голосовании (за время эфира порой поступает около двух тысяч сообщений), так и посредством звонков в студию по интересующим вопросам.

3) начатая в первый год работы Уполномоченного практика выпуска информационных материалов в виде памяток, с информацией о правах и свободах граждан в различных сферах жизнедеятельности, нашла положительный отклик среди населения. За десятилетний период деятельности было подготовлено и издано более ста таких материалов. Партнерами данного проекта стали министерство социальной защиты населения Хабаровского края, отделение Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю, УМВД России по Хабаровскому краю и многие другие.

4) продолжается сотрудничество Уполномоченного с различными радиостанциями. Так, одним из постоянных партнеров в сфере правового просвещения граждан является радиостанция «Восток России», программы которой слушают жители как самого северного - Охотского района, так и юга края. В этом году, в качестве совместного проекта, запланирован выход серии передач посвященных наиболее актуальным проблемам края. Так, в апреле текущего года выходит первая передача, посвященная доступной среде для инвалидов в Хабаровском крае. Среди участников этой передачи представители министерства социальной защиты населения Хабаровского края, Хабаровской краевой организации Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество инвалидов».

5) используются возможности электронных СМИ. Информация размещается на различных сайтах и в печатных изданиях с помощью агентств «Амур-Медиа», «Восток-Медиа», «Интерфакс», «Новости» и других. В 2017 году планируется расширить работу по правовому просвещению граждан в электронной плоскости. В частности, главам муниципальных образований края будет предложено размещать подготовленную аппаратом Уполномоченного информацию на сайтах муниципальных образований.

Необходимо отметить, что правовое просвещение - длительный и трудоемкий процесс, поэтому не следует ожидать сиюминутного успеха. Здесь требуется системность и последовательность, а порой - терпеливое повторение истин, чтобы люди услышали и поняли необходимость получения знаний о праве как необходимой социальной ценности для нормального функционирования цивилизованного сообщества людей.

Подводя итог, считаю необходимым отметить, что создание комплекса международных норм в области прав человека, форм и методов их защиты, в том числе межгосударственной, без которых невозможны достижения демократии, построение правовых государств, экономическое и социальное процветание является одним из величайших достижений человеческой цивилизации.

Генеральная Ассамблея ООН в Резолюции от 20 декабря 2012 г. № 67/163 «Роль институтов омбудсмена и посредника и других национальных правозащитных учреждений в поощрении и защите прав человека», приветствуя быстро растущий во всем мире интерес к созданию и укреплению институтов омбудсмена и посредника и других национальных правозащитных учреждений, признавая важную роль, которую эти учреждения могут, руководствуясь своим мандатом, играть в содействии улаживанию жалоб внутри страны, рекомендовала своим государствам-членам снабдить их надлежащей законодательной базой и финансовыми средствами, чтобы обеспечить эффективное и независимое выполнение ими своего мандата, упрочить легитимность и авторитетность их действий в качестве механизмов поощрения и защиты прав человека.

Российская Федерация обеспечила выполнения своих международных обязательств, в том числе в части создания форм и методов защиты и соблюдении прав человека.

Институт омбудсмана в нашей стране не только создан, но и развился от идеи до действующей системы способной быть действенным посредником в диалоге власти и народа.

1Лукин В.П. Роль и значение института омбудсмана в деле за- щиты прав человека (на примере Российской Федерации) // История государства и права. 2009. № 22. С. 2 – 5