Сто дней уполномоченного

15.02.2017

Сто дней уполномоченногоВ октябре прошлого года первый заместитель министра социальной защиты населения краевого правительства Игорь Чесницкий сменил кабинет чиновника на статус правозащитника, став уполномоченным по правам человека в Хабаровском крае.

Как чувствует себя омбудсмен, оказавшись по ту сторону баррикад? Что намерен изменить в структуре аппарата и какой слоган избрал для работы? Об этом разговор с правозащитником, перешагнувшим символический стодневный рубеж работы, рожденный еще в эпоху Наполеона.

— Игорь Иванович, не пожалели?

— Нет, потому что понимал, куда и зачем иду. Сюрпризов нет. А в слове «чиновник» плохого не вижу. Госслужащие — работяги, 99 процентов из них мало бывают с семьей, работают допоздна и без выходных. Есть стереотип: работаешь во власти — ты плохой. Я и сейчас чиновник, ведь нахожусь на госдолжности. Есть, конечно, и среди них исключения, когда нечестные люди попадают во власть и неверно понимают ее роль, но такие не задерживаются.

— Почему губернатор предложил вам это место?

— Думаю, что мой послужной список позволял на следующий день приступить к работе. Не копить опыт, не тренироваться на проблемах граждан, а решать их.

Работа с людьми для меня не нова. В 27 лет я стал главврачом больницы в таежном поселке Уктур. Было это в начале 90-х годов, когда страна рушилась, царил дефицит. В поселке отключали свет, тепло, коммуналка давала сбои. Людям задерживали зарплату. В поселок даже добираться было не просто: тряслись 150 км по грунтовке, форсировали горные речки.

Трудности закалили, научили находить общий язык с людьми, принимать продуманные решения. Депутатская работа, служба в районной администрации дали понимание устройства вертикали власти, законов. Реформа местного самоуправления вообще перевернула понимание роли и места муниципалитетов. Проходила она сложно, но мы справились. Главное, что удалось в кризисное время сохранить стабильность в районе, не допустить социального взрыва и революционных методов развития.  

— Сомневались?

— Думал 15 минут. Мне интересно, потому что это иной уровень, на котором я реализуюсь с другой стороны. Работа дает ощущение удовлетворения от того, что помогаешь конкретному человеку. Здесь я принимаю решения, которые опираются на внутренние убеждения, стремление к справедливости и закон.

Каждый день ставит задачи, требующие оперативного  решения. Это не просто, но и в прежней должности было нелегко: тысячи подчиненных, 61 подконтрольное учреждение, 3,5 тысячи подопечных в социальных учреждениях.   

 В аппарате уполномоченного изучаются все обращения — обоснованные и необоснованные. Если делаешь все верно, то из сотни обратившихся 95 получат помощь. Порой объяснить человеку, что он не прав — тоже поддержка. Кому-то важен не результат, а разговор с руководителем, который выслушает, вникнет в ситуацию.

Многие приходят не потому, что отчаялись, им нужен совет. В некоторых ситуациях помочь человеку невозможно из-за решения суда, но и тогда пишем в компетентные органы, призывая пересмотреть дело. Четверть обратившихся граждан благодаря вмешательству уполномоченного восстанавливают права. Кстати, пренебрегают ими не всегда чиновники. 

У меня нет волшебной палочки, поэтому устранение проблемы — это общение, запросы, кропотливая работа с документами. Факт обращения уполномоченного — побуждение ведомства вернуться к проблеме и перепроверить.

— Судя по количеству встреч, с места пустились в карьер: знакомства с главами силовых ведомств, разговор с руководителем железной дороги, посещение СИЗО и колонии, участие в форумах. Знакомились?

— Да, потому что с силовиками никогда не работал. Им встречи с уполномоченным тоже были важны. Обсуждали способы взаимодействия, потому что 17 процентов обращений приходит в аппарат от тех, кто находится в заключении…

— …их не раздражает появление еще одного контролера?

— Это пройденный этап, к тому же защита прав человека — федеральный тренд. Мой предшественник с нуля создал аппарат, выстроил работу. Я лишь подхватил эстафету.

— Как принял коллектив, не хотите подкорректировать структуру?

— Хорошо приняли. Революции не будет, но усилится юридический блок, эволюционирует обеспечивающий. Политическая, экономическая ситуация в стране за 10 лет изменилась, задачи иные стоят, требуются новые методы коммуникации с населением.

— Значит, ждем в соцсетях блог Игоря Чесницкого?

—  Думаю. Вести его хочу сам, но пока присматриваюсь. Открыл для себя Фэйсбук, подписался на известных людей, читаю, нравится. Только хочу выбрать соцсеть с сервером в России. 

Идей обновления работы масса. Задумали, например, создать просветительские программы на телевидении и радио, открыть приемные в поезде «Матвей Мудров», на медицинском теплоходе. Проводить онлайн-приемы с отдаленными территориями, чтобы человеку не надо было тратиться на дорогу в Хабаровск.

— При назначении сказали, что главный принцип в работе: «Не навреди». Не передумали?

— Сейчас сформулировал бы его так: «Услышать каждого». Но ценить будут не по лозунгам, а по делам и старанию.

— Какую проблему считаете самой тревожной?

— Жилищную, потому что решение ее очень дорогое.

Придет ли время, когда уполномоченный останется без работы?

— Идеала не достичь, потому что человек несовершенен. Но то, что в течение десятилетия у статистической кривой обращений к уполномоченному по правам человека нет резких скачков, это свидетельство стабильности в крае. 


Работа омбудсмена любит тишину

Сто дней уполномоченногоИлдус Ярулин, доктор политических наук: «Чем меньше работы у омбудсмена, тем крепче демократия»

—  Слишком много у нас законов и структур, а простой человек порой остается беззащитным. Аппарат уполномоченного по правам человека — это последняя инстанция, куда может обратиться загнанный, отфутболенный чиновниками гражданин.

Институт демократии, начинавшийся еще с народных трибун в Древнем Риме, нужен, но, к сожалению, как и другие заимствованные институты, он является фасадом демократии. Ведь если специальные защитники человека, детей и предпринимателей нужны, значит, права в стране ущемляются. Получается, что граждан надо защищать от несовершенства госаппарата и госструктур.

В существовании омбудсмена вижу парадокс: чем меньше будем знать о его работе, тем  лучше, потому что это свидетельствует, что в стране соблюдаются законы, нет повода для поиска правды.


Я вам верю

Каждый день на Муравьева-Амурского, 32 почта приносит пакет с письмами.

В них людские горести и просьбы разобраться. Краевому омбудсмену Игорю Чесницкому пишут, звонят и приходят на прием, потому что знают: здесь выслушают и помогут. «Я вам верю», — традиционное резюме бесед.

За 10 лет статистика зафиксировала 32 731 обращение. Это и личные просьбы людей, и коллективные жалобы. Хабаровчан волнуют жилье, работа судов и банков, тюрем и полиции, службы в армии и соблюдение политических прав и др. Вот лишь два дела из 3 018, рассмотренных в прошлом году, показывающих разнополюсность поднимаемых тем.  

Исключение из правил

В июле в аппарат уполномоченного по правам человека обратился житель Хабаровска М. с просьбой помочь получить российское гражданство его подопечной — гражданке Казахстана. Два года назад у нее закончился срок пребывания в России, и она должна была немедля уехать на родину. Для больной 76–летней женщины это было равносильно гибели.

В аппарате понимали, что оснований для выдачи вида на жительство иностранке нет, но и закрыть дверь перед проблемой было нельзя. Исходя из непростой жизненной ситуации, омбудсмен обратился в краевое управление МВД. В полиции пошли навстречу: в виде исключения женщине продлили срок пребывания в нашей стране. М. правозащитники объяснили, как его подопечная может получить российский паспорт в упрощенном порядке.

Перерасчет из-за тюрьмы

Поводом для обращения к уполномоченному заключенного Н. стало чиновничье равнодушие и волокита. Человек три года писал запросы коммунальщикам для перерасчета квартплаты за время его отсутствия. В ответ — тишина. Коммунальные долги могли аукнуться мужчине потерей жилья.

Сотрудники аппарата запросили у руководства колонии документы, подтверждающие нахождение заявителя в исправительном учреждении. Вместе с заключением омбудсмена бумаги ушли в абонентский отдел для перерасчета «коммуналки».

История закончилась благополучно: Н. был сделан перерасчет за три года «отсидки».


Сто дней уполномоченногоДепутат Госдумы РФ, экс-уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае Юрий Березуцкий:

— Помню первого посетителя, но рассказывать о нем не буду — соблюдаю правило конфиденциальности. Беседа с ним помогла мне понять, какая команда нужна. Требовались профессиональные юристы. Но этого мало: мы работаем с людьми, которые приходят с бедами и болью. Захотят ли они открыться человеку, который не вызывает доверия? По этому принципу подбирал команду, и могу сказать, что сейчас в аппарате работает замечательный коллектив знатоков своего дела. Приходя на работу, оставляем за порогом личное, уходя, так же поступаем с тем, что услышали.


Обращения в 2016 году

всего 3018:

право на жилье — 630

вопросы суда, исполнения судебных решений, прокуратуры, адвокатуры и нотариата — 483

охраны правопорядка — 316

соцзащиты и соцобеспечения — 293

деятельности УФСИН — 270

защиты трудовых прав — 242

вопросы семьи, материнства и детства, образования — 139

здравоохранения — 120

миграционной политики — 82       

промышленности, строительства, транспорта — 82

земельных отношений — 76

работы банков и иных кредитных организация — 72

службы в армии — 46

защиты политических прав — 40

иные вопросы — 78

Общее количество обращений за 10 лет

1-е место – реализация права жилье и качество услуг ЖКХ

2-е место – вопросы судебной системы, исполнения судебных решений

3-е место – охрана правопорядка и деятельность правоохранителей

В 2016 году в общей структуре обращений лидируют просьбы о защите социально-экономических и гражданских прав (57,2 % и 39,7%)

Социально-экономическая группа:

право на жилье, содержание жилого фонда, обеспечение коммунальными услугами, нарушение трудовых прав, социальное обеспечение и здравоохранение. 

Гражданские права:

деятельность судов, неисполнение судебных постановлений,  действия сотрудников правоохранительных органов, действия сотрудников службы исполнения наказаний

Подготовила Татьяна ДВОЙНОВА, фото Александра СТУДЕНИКОВА

Общественно-политическая газета "Хабаровские вести"