В поиске справедливости

19.04.2012

Прямая речь

В ПОИСКЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ 

Минувший год был годом пятилетия деятельности института Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае. А 28 сентября 2011 года на очередном пленарном заседании краевой Думы Ю.Н. Березуцкий был вторично назначен на этот пост.

20 из 23 депутатов, присутствовавших на заседании, поддержали Юрия Березуцкого, кандидатуру которого внес на рассмотрение депутатов губернатор Хабаровского края В.И. Шпорт. После голосования председатель Думы С.А. Хохлов поздравил Юрия Николаевича и вручил ему удостоверение Уполномоченного. Кстати, как и пять лет назад, этот документ значится под № 1.

Согласно соответствующему закону, Уполномоченный по правам человека по итогам минувшего года подготовил очередной доклад, который представил губернатору края и депутатам Законодательной думы. Сегодня Юрий Березуцкий рассказывает о ключевых направлениях этого документа.

 

- Юрий Николаевич, ваш доклад называется «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Хабаровского края и о деятельности Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае в 2011 году». Каковы характеристики нынешнего вашего доклада?

- Этот доклад для меня пятый. Как и прежние, он является аналитическим документом, в основу которого положены события и факты, имевшие место на территории края в 2011 году. Целью ежегодного доклада является информирование губернатора края и депутатов Законодательной думы о деятельности уполномоченного в минувшем году и об оценке ситуации по соблюдению прав и законных интересов жителей края, привлечение внимания всех ветвей власти, должностных лиц, общественности к существующим проблемам, содействие восстановлению прав граждан и законных интересов путем усиления гарантий государственной правовой защиты.

- Какова же динамика по количеству обращений земляков?

- Статистика убеждает, что в тенденция по росту числа обращений, поступающих в мой адрес, продолжается. Это, безусловно, является подтверждением востребованности государственного правозащитного института. И в тоже время свидетельствует о наличии проблем в различных сферах жизни населения края. Вместе с тем, не могу утверждать, что усилились бюрократические препоны, позволяющие нарушать права граждан. Скорее, истина в другом: люди все активнее находят оптимальные и грамотные пути решения своих проблем, в том числе посредством правовой помощи, получаемой ими в аппарате Уполномоченного. Последнее, в свою очередь, позволяет сделать вывод, что Уполномоченный и его аппарат приобретают авторитет в сфере правозащитной деятельности, активно отстаивая интересы граждан.

Итак, в минувшем году зарегистрированы 3752 обращения граждан. Для сравнения: за первый год работы было 2963 обращения, в 2010 году – 3690. Причем, в 2011 году 452 обращения поступили в электронном виде (в 2010 году – 281), в том числе на официальный сайт Уполномоченного – 411 (почти вдвое больше, чем в 2010 году).

Положительное решение проблем граждан, указанных в обращениях, составило 33,8 процента, по 61 проценту обращений даны письменные юридические консультации и ответы, по принадлежности направлены 5,2 процента жалоб. Удается помочь людям не только благодаря усилиям уполномоченного. Очень важны реакция и совместная работа с органами, от которых зависит принятие мер административного воздействия. К пример, за один квартал минувшего года рассмотрены 455 обращений, по 161 из них есть положительные решения. В 46 случаях я был вынужден обратиться в компетентные ведомства с просьбой принять меры принудительного характера. Органы прокуратуры и следствия, жилищная инспекция, Роспотребнадзор, УФСИН и другие принимали ответственные решения.

Обращения граждан поступили из всех 19 районов края. Как и прежде, основное их количество поступило от жителей краевого центра – 2166 заявлений, что составляет 60,4 процента от общего количества.

- Какие вопросы больше всего волнуют людей?

- В обращениях граждан отражается практически весь спектр проблем современной жизни общества. Тематический анализ обращений граждан показывает, что проблемы в области нарушений социально-экономических и личных прав граждан доминируют в почте Уполномоченного. На протяжении ряда лет лидирующее положение занимают обращения по нарушениям жилищных прав граждан, а также прав в области жилищно-коммунального хозяйства. В 2011 году таких обращений было 837 (в 2010 году - 890).

Вновь на вторую позицию вышли заявления и жалобы граждан на действия (бездействие) судебных органов, прокуратуры и органов юстиции – 477 обращений. Не уменьшилось число жалоб и на действия (бездействие) органов внутренних дел – 369 обращений в 2011 году, 289 таких обращений было в 2010 году.

Меньше стало жалоб по нарушениям трудовых прав граждан. Это свидетельствует об эффективности мер, предпринятых федеральными и краевыми органами власти при обеспечении трудовых прав трудящихся.

В свою очередь, вызывает беспокойство значительный рост в 2011 году жалоб по нарушениям прав граждан в области образования, обеспечения защиты прав и интересов ребенка – 398 обращений (в 2010 году – 78 обращений). Положительная динамика отмечается по вопросам социальной защиты, пенсионного обеспечения и льгот.

- Из других регионов тоже обращаются, как в прежние годы?

- Да, продолжают поступать жалобы и заявления из других субъектов РФ. В минувшем году было зарегистрировано 166 таких письменных заявлений из 40 субъектов Российской Федерации. Кроме того, поступило одно обращение из Италии. 70 обращений были приняты к рассмотрению, а по остальным даны разъяснения и юридические консультации.

- Юрий Николаевич, а новые формы работы использовали?

- Помимо работы с письменными обращениями граждан, в течение года были организованы 35 личных приемов Уполномоченного и сотрудников аппарата. Были приняты 237 человек. 5,6 процента граждан, пришедших на личные приемы, являются хабаровчанами, 94,4 процента – граждане из других населенных пунктов края.

Личные приемы мы провели в Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре, Вяземском, Бикине, Чегдомыне и Новом Ургале, Амурске и Эльбане, Хоре и Переяславке, Некрасовке, Троицком.

Я не раз отмечал, что практика проведения личных приемов граждан в муниципальных образованиях ежегодно подтверждает свою эффективность и необходима, в первую очередь, гражданам, так как личные встречи с ними более информативны с точки зрения изложения проблемы. Как показывает практика, письменная жалоба может не содержать существенных для разрешения ситуации фактов. Зачастую жалоба формулируется не ясно, нечетко изложена просьба заявителя. Это вызывает определенные сложности при ее рассмотрении.

А самое главное, многие обращения, поступившие на выездных приемах, оперативно решаются на местах. Поэтому такая практика будет продолжена. Форматы и формы проведения личных приемов граждан будут расширяться. Например, в июле 2011 года мы провели прием граждан в Некрасовке. По просьбе жителей села на прием были приглашены сотрудники краевых управлений МВД России, Федеральной службы судебных приставов, Пенсионного фонда РФ, а также министерств здравоохранения и социальной защиты населения Хабаровского края. Итог – принято 39 человек, 16 вопросов решено на месте.

Достаточно эффективными считаю проверки по заявлениям граждан с выездом на места. В минувшем году мы провели такие мероприятия в 12 муниципальных районах. Проверяли соблюдение прав в части получения жилых помещений по договорам социального найма, прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в детских домах и школах-интернатах. Проверяли также и соблюдение условий содержания задержанных и осужденных в ИВС ОВД и учреждениях УФСИН.

Беспокоит то, что значительное число жалоб составляют проблемы именно по предоставлению людям жилья по договорам социального найма, качеству коммунальных услуг и высоких тарифах на эти услуги. Наметилась тревожная тенденция в сфере трудовых прав – все чаще работодатели заключают с работающими не трудовые, а гражданско-правовые договоры на выполнение определенного вида услуг. Это позволяет уклоняться от предоставления трудовых социальных гарантий, от налоговых и пенсионных отчислений.

Остаются актуальными вопросы по созданию безбарьерной среды для инвалидов.

- Какие еще проблемы беспокоят жителей края?

- Рассматривая обращения граждан, мы стараемся анализировать причины, побуждающие их обращаться в различные инстанции. Многим удается помочь решить их вопросы, сложные жизненные ситуации. Это приносит чувство удовлетворенности за проделанную работу. Но, бывает, при всем желании сложно изменить сложившееся положение дел. Так, Уполномоченный не вправе повысить заработную плату или детское пособие, пересмотреть размер пенсии, отменить приговор суда, предоставить жилое помещение или установить больному инвалидность.

Внимательно выслушать человека, разъяснить ему положения действующего законодательства, подсказать, как юридически грамотно можно решить его проблему – это тоже работа Уполномоченного и сотрудников его аппарата. Такая помощь очень востребована.

Особое внимание в минувшем году было уделено проблеме по обеспечению жильем детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. К сожалению, в решении этой проблемы серьезных позитивных изменений не произошло. Кроме того, до сих пор значительное количество учетных дел бывших воспитанников детских социальных учреждений органы местного самоуправления не доукомплектовали и не передали в специально уполномоченный орган.

Еще одной проблемой для части дальневосточников является то, что межведомственные комиссии органов местного самоуправления по заявлениям граждан не принимают решения о признании жилых помещений непригодными для проживания, поскольку именно на муниципальные власти накладывается обязанность по внеочередному предоставлению жилья данным гражданам.

Существенно снизилось число жалоб по вопросам охраны здоровья и медицинской помощи. Но это не является основанием для утверждения, что в сфере здравоохранения все благополучно. Есть проблемы по лекарственному обеспечению льготных категорий граждан. Граждане также жалуются на организацию работы некоторых медицинских учреждений.

Несмотря на увеличение сети дошкольных образовательных учреждений с помощью реконструкции старых зданий учреждений и строительства новых, создать надлежащие условия для посещения дошкольных образовательных учреждений всеми детьми, зарегистрированными в очереди, пока не удается. Поэтому актуальными и в 2011 году были обращения родителей о невозможности реализовать право ребенка на получение дошкольного образования.

По результатам пятилетней деятельности просматривается изменение вопросов, излагаемых мной в ежегодных докладах. Такой вывод подтверждают результаты работы органов государственной власти и местного самоуправления, представители которых прислушиваются к озвучиваемым проблемам и принимают меры для их устранения, что является немаловажным показателем их работы. Тем не менее, задачи по реальному обеспечению прав и свобод человека и гражданина пока остаются актуальными.

- Несмотря на то, что в крае действует немало государственных и общественных правозащитных ведомств и организаций?

- Да, каждый человек, согласно Конституции РФ, имеет в своём арсенале ряд предусмотренных законом механизмов, обеспечивающих защиту его прав и свобод. Основными являются конституционно-судебная защита (Конституционный суд), судебная защита (суды общей юрисдикции, мировые и арбитражные суды), административная защита (действия органов исполнительной власти). Вся ответственность за соблюдение на территории страны прав и свобод человека и гражданина лежит на исполнительных, законодательных и судебных органах, а также органах местного самоуправления.

Однако реализация прав человека в немалой степени зависит и от участия в ней представителей общественности, поэтому немаловажную роль в сфере защиты прав человека играют организации, являющиеся связующим звеном между гражданским обществом и государством. В нашем крае их немало. Их активисты объединились по различным интересам. Так, заметна деятельность комитета солдатских матерей, краевого правозащитного центра, объединения предпринимателей, национальных ассоциаций, общества по защите прав потребителей и других.

Более того, с января нынешнего года в крае работает главный эксперт по правам коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока, а в России витает идея об организации института по правам военнослужащих.

Вношу предложение: объединить усилия всех правозащитников нашего региона и в рамках Общественного совета Хабаровского края создать структуру, которая будет координировать усилия всех правозащитных организаций, независимо от их статуса и форм. Пусть это будет своеобразная «Территория права», куда наши земляки могут обратиться по принципу «одного окна». Это, несомненно, значительно повысит эффективность правозащитной деятельности.

Подготовил Александр КИМ. 

P.S. На официальном сайте Уполномоченного действует окно «Задай вопрос Уполномоченному». Кроме обычных вариантов (письменно, на личном приеме), к Ю.Н. Березуцкому также можно обратиться с помощью интернета по адресу www.pravo.khv.ru